Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству».
Пафос кантовского требования определен чистым долгом. В долге и только в долге Кант видит то, что способно поднять человека над самим собой и исполниться как личность, в свободе и независимости от природного механизма. (Л. Немировская, с. 121 – 125; А. Радугин, с. 138 – 144). 3). Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) Немецкая идеалистическая философия приобрела свой окончательный систематический вид в философии Гегеля. Родился в Штутгарте в семье высокопоставленного государственного чиновника. Этапы ученичества были традиционными: домашнее воспитание, латинская школа, гимназия, университет. Читал Платона, Монтескье, Шиллера, Канта, Русо. В 1801 г. в Йене написал трактат «Феноменология духа». С 1818 г. и до конца жизни ведущий профессор Берлинского университета. В речи при открытии чтений 22 октября 1818 г. сказал: «Дерзновение в поисках истины, вера в могущество разума есть первое условие философских занятий. Человек должен уважать самого себя и признать себя достойным наивысочайшего. …Скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими». Основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права». а). Система философии. Гегель стремился построить научную систему философии. Исходный пункт философии Гегеля – тождество Бытия и Мышления. Мышление как Абсолютная Идея, лежит в основе мироздания. Она вечная, неизменная духовная сущность. На обыденном языке это Бог. По Гегелю, Абсолютная Идея – это идея, которая сама мыслит и существует на трех уровнях: идея сама по себе, идея в природе, идея в духе. Существуя изначально, она отчуждает себя в мышление, где проходит три ступени в своем развитии. Исчерпав себя в мышлении, она отчуждает себя в природу. В природе Абсолютная Идея достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество. Здесь она проходит в своем развитии новые три ступени: субъективный дух, объективный дух (в виде права, семьи, государства), абсолютный дух (в виде искусства, религии и философии). Философская система Гегеля изложена в трех книгах: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа», объединенных в «Энциклопедию философских наук».
НАУКА ЛОГИКИ
Учение о бытии – рассматривается чистое бытие (нечто), ничто и становление. Качество – количество – мера являются характеристиками нечто, это главная триада бытия. Если меняется качество, нечто перестает существовать, становится иным. Постоянно происходящие изменения количества не затрагивают качества. Единство качества и количества образует меру. Когда изменения количества переходят границу меры, происходит скачок – переход к другой мере и другому качеству. Учение о сущности– Гегель выделяет главное: это сущность и определяемое сущностью явление. В силу своей внутренней противоречивости, сущность, отталкиваясь от себя самой, переходит в явление, в существование (действительность). Источником движения является противоречие сущности, наличие в ней противоположностей. Учение о понятии – субъективное понятие самая бедная по содержанию форма понятия. Развиваясь, оно достигает объективного понятия, объекта. Дальнейшее развитие приводит к понятию субъекта-объекта. Здесь замыкается круг чистого, собственно логического движения Абсолютной Идеи, и происходит ее отчуждение в Природу. Как пишет Гегель, заканчивая «Науку логики», «…абсолютная свобода идеи состоит в том, что она …решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве природы».
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
Природа в целом есть иное бытие Абсолютной идеи. Идея опредмечивает себя, превращаясь в природу, и тем самым предстает в виде конечных чувственных, телесных предметов (единичностей). Для Гегеля природа представляет собой скованное инобытие духа, его отчужденное состояние. Природа нужна для того, чтобы возник человек, а с ним и человеческий дух, стадии развития которого рассматриваются в третьей части. ФИЛОСОФИЯ ДУХА
Таким образом, природа и общество – это различные формы бытия (инобытие – иное бытие) Абсолютной Идеи. Гегель доказывает, что мышление определяет законы природы и общества. В искусстве, религии и философии воплощается то, что заложено в мышлении. Так Абсолютная Идея завершает круг своего развития. б). Диалектический метод. Гегель первый подверг пересмотру традиционную логику, идущую еще от Аристотеля, и выдвинул смелый принцип:
|