Г л о с с а р и й
Абсолютная Идея – основная категория гегелевской философии, обозначающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия. Абсолютный дух – часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, неограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии. Автономная воля – категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств. Антитезис – (antithesis – противоположение) – отрицание исходного положения в процессе развития; положение, противопоставляемое тезису. Антиномия – (anti против + nomos закон) – противоречие меду двумя взаимоисключающими положениями, признаваемыми одинаково доказуемыми логическим путем. Апостериори – (a posteriori – из последующего) – из опыта, на основании опыта; философский принцип, согласно которому знание получается из опыта. Априори – (a priori – изначально) – независимо от опыта, до опыта; философский принцип, согласно которому существует знание, предшествующее опыту и независимое от него. «Вещь в себе» – основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но не познаваемой. Диалектика – (dialektike techne – искусство спора) – 1. Искусство ведения философского спора; 2. Учение Гегеля о тождестве противоположностей и о противоречиях; 3. Учение и философская дисциплина о противоречиях как источнике развития. В своем высшем развитии утверждает соответствие логики познания закономерностям развития бытия. Императив – (imperativus – повелительный) – повеление, настоятельное требование, долженствование. В философии Канта – безусловное нравственное веление. Категорический императив – правило, требующее обязательного безусловного исполнения. Максима – (maxima – основное правило, принцип) – логический или этический принцип, выраженный в краткой формуле, правило поведения. Метафизика – учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Объективный дух – часть гегелевской системы, в которой отражены воззрения философа на социально-историческую жизнь человечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве. Разум – (определяется и как диалектическое мышление) высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы. Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, образца; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать и строго систематизировать факты. Близок здравому смыслу. Логика рассудка обращает основное внимание на форму знания, а не на его содержание. Синтез – (synthesis – соединение, сочетание, составление) – в философии Гегеля – высшая ступень развития, разрешающая противоречия предшествующих ступеней; соединение тезиса и антитезиса в неком единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определенное бытие). Субъективный дух – категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания. Субъективный идеализм – утверждение зависимости внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. Тезис – (thesis – положение, утверждение) – в философии Гегеля исходная ступень диалектического развития. Трансцендентный – (transcendentis – выходящий за пределы) – потусторонний, находящийся за пределами всякого возможного опыта. Триада – (triados – троичность) – в философии Гегеля характеризует трехступенчатость всякого диалектического развития.
|