Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения».





Положил начало новому пониманию диалектики: все действительное содержит внутри себя противоположные определения и, следовательно, познание, а, точнее, определение предмета в понятиях означает познание его как конкретного единства противоположных определений.

Диалектика Гегеля выступает как дедуцирование, выведение одних идей из других. Гегель полагал, что в исходной идее содержится все то, что из нее дедуцируется (выводится). Идея содержит в себе свои противоположные определения, поэтому она внутренне противоречива; диалектика как движение идей по своей внутренней природе есть противоречие. Здесь Гегель расходится с формальной логикой в понимании противоречия. Формальная логика не допускает, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными.

Гегель сформулировал три основных закона диалектики:

§ закон единства и борьбы противоположностей;

§ закон взаимосвязи количественных и качественных изменений;

§ закон отрицания отрицания.

Суть диалектического метода выражена в триаде:тезис – антитезис – синтез.

Тезис – исходное положение.

Антитезиспротивоположение, отрицание тезиса.

Синтезсоединение моментов первых двух, отрицание отрицания.

Триада есть логическая схема диалектического понимания развития.Причем троичность не является абсолютной, стадии развития обусловлены природой явления.

«…Гегель в сотнях мест умеет давать из области природы и истории в высшей степени меткие примеры в подтверждение диалектических законов» (Энгельс).

Всякая система, в том числе и философская, предполагает некую законченность, завершенность. Диалектика же требует вечного развития, изменений. Поэтому диалектический метод Гегеля находится в определенном противоречии с системой.

Идеализм Гегеля – это попытка рассмотреть мир как систему. Хотя акцент делается на духе, гегельянство по меньшей мере не субъективно. Можно назвать это объективным идеализмом.

(Л. Немировская, с. 126 – 131; А. Радугин, с. 147 – 158).

4). Людвиг ФЕЙЕРБАХ (1804 – 1872)

Родоначальник антропологического материализма. Подверг критике философию Гегеля с позиций материализма. Концентрирует свое внимание на вопросе о правомерности религии. Он делает вывод о родстве гегелевского идеализма с теологией, идеализм Фейербах считает теоретическим обоснованием религии. Самая знаменитая его книга называется «Сущность христианства» (1841).

В центре внимания Фейербаха не отвлеченное понимание материи, как у французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отрицает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого «Я». Человеческая природа, таким образом, толкуется преимущественно биологически, и отдельный индивид для Фейербаха – не исторически-духовное образование, а звено в развитии человеческого рода. Т.е. человека Фейербах трактует как естественное родовое существо, не понимая его социальную природу.

В теории познания антропологический принцип выражается в интерпретации термина «объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для каждого человека – это другой человек, «Ты».

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая должна стать на место иллюзорной любви к Богу.

По Фейербаху Бог есть отчужденная сущность человека, поэтому любовь к Богу выражает и любовь к человеку. Любовь есть высшее проявление религиозного чувства. «Бытие есть тайна созерцания, ощущения, любви». Именно в любви к другому проявляется факт существования и любящего, и любимого. (Введение в философию, ч.1. с. 189 – 191; А. Радугин, с. 158 – 161; Л. Немировская, с. 131 – 133).

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 3425. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия