Б). «Критика чистого разума».
Обычно философская концепция начинается с учения о бытии – онтологии. Кант начинает не с вопроса о бытии, а с критического анализа познавательной деятельности человека. Такой подход в философии называется гносеологическим. В центре внимания человек (субъект). Кант ставит задачу: в самом субъекте установить различие между субъективными и объективными элементами знания. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). Кант полагал, что мир выражает себя через «явления» и «вещи в себе». «Вещь в себе» это сущность вещей. Но когда человек пытается ее постичь, он познает ее с искажениями, причина которых его органы чувств. Человек обладает познавательными способностями: § чувственность, § рассудок, § разум.
§ Познающий субъект обладает доопытными (априорными) формами чувственности, это – пространство и время. Это значило, что человеку уже при рождении дана способность ориентироваться в пространстве и времени. Априорные формы чувственности – пространство и время – это наши субъективные формы созерцания, а не формы бытия вещей. В эти формы чувственного восприятия «укладываются и упорядочиваются» ощущения. Восприятие носит индивидуальный и субъективный характер. Всеобщим и общезначимым восприятие становится благодаря рассудку. § Рассудок – это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Категории суть априорные формы мышления. С их помощью рассудок конструирует предмет из многообразного чувственного материала. Мы можем познать только то, что сами создали. Категории носят независящий от индивидуального сознания необходимый и всеобщий характер, потому и знание приобретает необходимый характер. Таким образом, наше познание начинается с опыта, но оно не вытекает из него целиком. Скорее оно формируется с помощью уже имеющихся априорных форм чувственности и рассудка. Вещь сама по себе через каналы органов чувств, формы чувственности и рассудка, стала достоянием сознания субъекта, «явилась ему», и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называет явлениями. Человек может знать только явления. § Разум – высшая способность субъекта, руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует априорными идеями – Душа, Мир, Бог, предельными идеями нашего познания. В отличие от категорий рассудка, идеи разума имеют отношение не к содержанию опыта, а к чему-то лежащему за пределами всякого возможного опыта. Они трансцендентны и потому не могут быть описаны категориями рассудка. Науки, которые сделали своим предметом изучение Души, Мира и Бога с помощью разума, оказываются в проблематичном положении. В своей совокупности рациональная психология (учение о душе), рациональная космология (учение о мире) и рациональная теология (учение о Боге) и образуют собой основные разделы метафизики (философии). В силу проблематичности методы метафизических наук ведут к неустранимым и неразрешимым в пределах самого разума антиномиям. Антиномии – взаимоисключающие суждения, с которыми сталкивается разум. Кант приводит четыре пары антиномий: § ограниченность и неограниченность пространства и времени; § каждая сложная субстанция состоит и не состоит из простых частей; § есть один или два рода причинности; § Бог существует и не существует. Такая ситуация свидетельствует о невозможности для метафизики стать наукой. Предметы ее познания лежат за пределами опыта, а потому достоверным знанием их мы обладать не можем. Чтобы избавиться от противоречий чистого разума надо перейти к практическому разуму. в). «Критика практического разума» – этика Канта. Этика Канта имеет важное историко-философское значение, прежде всего, из-за ее «категорического императива». Практический разум ориентирует человека в его поведении, поступках. Практический разум не мышление, а воля. Кант полагает ее автономной, т.к. воля руководствуется своими собственными нормами, правилами, принципами, которые она ставит для себя сама. Автономная воля побуждает человека к поступкам – добрым или злым. Канта не устраивает утилитарный подход к морали, т.е. когда цели морали лежат вне ее самой. Все моральные понятия имеют свое место априори в разуме. Источник морального действия заключен в законе, который воля предписывает самой себе, и не детерминирована со стороны чего-либо: расчета, чувства, привычки т.п. моральная ценность существует только тогда, когда человек действует исходя из чувства долга. Торговец, честность которого обусловлена его интересом, не является добродетельным. Самым существенным регулятором поведения людей, ограничивающим их волю, является моральный закон. Законы практического разума это нравственные законы. Суть морали должна быть выведена из понятия закона. Закон есть приказ разума, и формула приказа есть императив. Моральный закон автономен по своей природе. Есть два вида императива: гипотетический (условный) и категорический (безусловный). Первый предполагает определенную цель, ради которой приходится действовать (поступай так-то, если хочешь достичь того-то). Второй определяет волевую направленность нашего действия независимо от желаемой цели. Категорический императив априорен. Как закон он должен удовлетворять признакам всеобщности и безусловности. Следовательно, в качестве требований могут быть выставлены лишь такие, что применимы к поведению всех людей во всякое время и во всяком месте. Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать принципом всеобщего законодательства». Поступок только тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для других. Долг и достоинство – высокие категории в этике Канта. Человек живет и действует из чувства долга, а не потому, что ищет удовольствия в жизни. Нам следует действовать так, чтобы каждый человек рассматривался сам по себе как цель, а не как средство. Кант выводит практический императив:
|