Ф р а г м е н т ы и з к л а с с и ч е с к и х и с т о ч н и к о в
Кант – 1. «Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, …ты только устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать уважение к себе (хотя и не всегда исполнение); перед тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне и противодействовали. Где же твой достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения. Это может быть только то, что возвышает человека над самим собой. Это не что иное, как личность, т.е. свобода и независимость от механизма всей природы, рассматриваемая вместе с тем как способность существа, которое подчинено особым, а именно данным собственным разумом чистым практическим законам» (Критика практического разума). 2. «Моральный закон свят (ненарушим). Человек, правда, не так уж свят, но человечество в его лице должно быть для него святым. Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель само по себе. Именно он субъект морального закона, который свят в силу автономии своей свободы». (Там же). Гегель – 1. «Постичь то, что есть, – вот в чем задача философии, ибо то, что есть, есть разум. Что же касается отдельных людей, то, уж конечно, каждый и без того сын своего времени; таким образом, и философия есть точно также современная ей эпоха, постигнутая в мышлении. В качестве мысли о мире она появляется лишь тогда, когда действительность закончила свой процесс образования и завершила себя. Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, это показывает, что некоторая форма жизни постарела и своим серым по серому философия может не омолодить, а лишь понять ее. Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек» (Наука логики). 2. «Так что надо было бы сказать: все вещи противоречивы в самих себе; и притом в том смысле, что это предложение выражает по сравнению с прочими истину и сущность вещей. Противоречие же есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом» (Наука логики).
Таблица 4. Немецкая философия
(В. Канке, Философия. – М., 2004. С. 316)
××××××××××ØØØØØØØØØØ
|