Э н е р г и я п о н и м а н и я
1. «Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе. Именно он субъект морального закона, который свят в силу автономии своей свободы» (Кант. Антология мировой философии. Т. 3. С. 166 – 167) – Что означает, по Вашему мнению, отношение к человеку как средству и как цели? Почему личность не может быть средством? 2. Почему Кант не считает добродетельным торговца, честность которого обусловлена его интересами? Какой поступок Кант считает моральным? 3. «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать примером всеобщего законодательства» (Кант) – Что такое «золотое правило» морали и как с ним соотносится категорический императив Канта? 4. Насколько категорический императив Канта может быть практическим руководством?
5. Почему «Наука логики» Г. Гегеля имеет такое название? Как оно отражает задачу, поставленную Гегелем? 6. «Всё действительное разумно, всё разумное действительно» (Гегель) – Что это значит в философии Гегеля? Какие толкования еще могут быть? 7. Объясните логику Гегеля на примере саморазвития Абсолютной Идеи. Что такое Абсолютная Идея, почему она так называется? Какие синонимы этого понятия можно употребить? Является ли эта логика формой выражения пантеизма? 8. Как Л. Фейербах «обожествил человека» и «очеловечил Бога»?
|