Гай Снайдер.
Бывший гитарист. Играл со звездами типа Айка, Тины Тернер и Чака Берри. В качестве звуко оператора Снайдер писал широченный спектр музыкальных стилей от рока ("Роллинг Стоунз", "Девятидюймовые ногти", "Веры больше нет") и спокойного ритм энд блюза ("Бренди", Шанте Мур) до жестких рэп перов (Тьюпэк, Снуп Догги Лог и Нэйт Дог). Только что освободившийся от проек та "Роллинг Стоунз" Гай рассказывал о том, что он рок н ролльный звукооператор в мире рэпа. Нужно отметить, что интервью писалось до безвременной кончины Тьюпэка Шакура, поэтому пишу о нем в настоящем времени.
Если сравнивать со всеми остальными музыкальными жанрами, то чем отличается сведение рэпа? Рэп, особенно Death Row, делается совершенно по другому. В большинстве поп музыки цепь управления выглядит так: атрист, продюсер, потом звукооператор. Вот песня, продюсер с артис том ведут переговоры, режут материал, а звукооператор сводит, до тех пор, пока всем не понра вится. В рэпе все не так четко. Например, там будет продюсер, который обычно еще и программист, и обычно будет пользоваться секвенсором/сэмплером типа Akai МРС 3000, чтобы получать сэм плы с уже существующих песен. Например, была песня Стинга "Mad About You" в записи Soul Cages, мы сэмплировали ее начало и превратили в четырехтактовый луп. Это нечто вроде мело дии. Потом добавят бочку и звуки 808 прямо внутри синтезатора, и назовут это "ритм" (beat). Затем Тьюпэк послушает, напишет стихи, потом пойдет в студию и исполнит. После пригласят разных гитаристов ó все очень спонтанно. Так что ты уходишь со студии, думая, что свел вещь, а когда возвращаешься, обнаруживаешь, что кто то приходил на другой день, и без твоего ведома вставил что то еще. А потом еще кто то сделал микс. К концу работы будет восемь или девять версий, так что ко времени выпуска альбома невоз можно понять, кто какой кусок продюсировал, записывал и сводил, потому что в разных вариан тах было задействовано множество разных людей, и сделано множество разных версий.
Чем сведение рэпа отличается от сведения музыки других типов? В рэпе главное ó ритм и текст. В звуковом смысле там должно быть много низких, чтобы хотелось groove, но в смысле текста очень важна чистота произношения, и нужно быть очень осторожным с применением эффектов и задержек. Например, если ты сводишь песню Энни Лен нокс, у тебя идет такой пространственный звук, и голос можно обрабатывать. Если звук ее голоса смешивается с сопровождением, все о'кей, даже если потеряется артикуляция текста, потому что ты стремишься получить эффектное звучание. Когда сводишь рэп, нужно следить, как ты сводишь сопровождение, потому что просто нельзя сталкивать пространственный микс с сухим вокалом. Еще в высшей степени важно, чтобы ты мог восстановить, что было на прошлой неделе, поэтому мы вынуждены свести к минимуму использование внешних устройств, так как большинство при боров звучит по разному, и точный звук почти невозможно воссоздать.
Как ты смотришь на сведение? Чего пытаешься достигнуть? Чтобы звуки вызывали эмоциональный отклик. И это не обязательно текст или или музыкаль ная нота, скорее, способ, как все организовано ó так, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Когда я изучаю работы тех звукооператоров, которых я уважаю, я не говорю, "Ух ты, мне нравит ся звук бочки или рабочего". Мне нравится их интерпретация. Нечто вроде ó бэк вокал вступает с одной стороны, а потом ад либитум ó с другой. Для меня именно это и делает записи классны ми. Звук получать могут все, кто прошел через школу звукозаписи, но интерпретация и есть то, что отличает мальчиков от мужей.
Как ты выстраиваешь микс? С чего начинаешь? Задираю все фейдеры вверх, и слушаю, о чем песня, потом начинаю с барабанов. Потом забрасываю туда вокал. Вокал всегда что то вроде барометра. Плюс к тому, я пользуюсь им для
распределения частот. Нередко рабочий воюет за одно и то же место с вокалом, поэтому я всегда проверяю, чтобы барабан звучал одинаково и громко, прямо в лицо и когда убран подальше в микс. Еше в рэпе часто бывают незадавшиеся куски, когда песня идет только за счет барабанов, баса и вокалистов. Ecть ли какие то частоты, к которым ты постоянно возвращаешься при эквализации? Ага, на бочках я всегда углубляю 800 Гц. В роке либо бочка несет низкие, либо бас гитара. В рэпе может одновременно звучать два или три низкочастотных источника. Меня до чертиков выводит из себя их манера поднимать низкие, так что все превращается в сплошной рык. По моему, все низкие инструменты должны звучать оформленно. Я делаю такой фокус: беру бочку и рабочий и пропускаю их либо через стереокомпрессор, либо через два моно, связанных вместе, отправляю все это назад в два канала пульта. Потом в этих двух каналах откачиваю все средние, и добавляю тонны низких с огромной компрессией. Теперь у меня получилось два фейдера, которыми я могу сделать сколько хочешь низких, но все очень управляемо. Так что если они вдруг захотят побольше низов, я просто выключаю мьют, и сразу же все довольны. С рэпом вот так, я очень хорошо знаю, что им нужны низкие ради низких. В рэповых вешах очень трудно добиться определенности звучания. Именно из за этого я воевал с Тьюпэком и со Снупом. Поднять низы может любой, но добиться внизу определенности звучания ó это искусство.
На каком уровне слушаешь? Я слушаю все исключительно тихо, настолько, что иногда ассистентам приходится выходить из комнаты. У меня есть способность слышать нюансы на громкости обычного разговора. Напри мер, если ты заговоришь в студии, то я или попрошу тебя выйти, или врублю основные мониторы на всю катушку, чтобы тебя заткнуть. Когда свожу, не могу работать, если в комнате разговарива ют.
Ты приносишь свои мониторы? Три года назад одно событие значительно улучшило качество моей работы. Обычно я прино сил свои собственные колонки, и дома у меня была классная система с усилителем Carver и парой Tannoy Gold. Я приходил домой, толкал туда свою цифровую кассету, и слушал микс. В это время моя жена купила мне бумбокс где то за 80 долларов, чтобы я не будил ее и ребенка, когда поздно прихожу домой. И я начал писать себе кассеты вместо цифровых лент, приходил домой и тихонь ко слушал на бумбоксе. Переключался на радио, и был просто поражен тем, что услышал. Я вклю чал радиостанцию Лос Анжелесского колледжа КЕСА, слушал микс Шона Колвина, потом включал свой, и: "Ой, что это такое?î Так что я начал пропускать миксы через бумбокс, перестал таскать на студию свои Тэннои, прекратил пользоваться мониторами KRK, и стал все, кроме барабанов, слушать на старых NS 10. Неожиданно, кассета в бумбоксе стала звучать все лучше, и лучше, и лучше. И, знаешь, последние два года, когда слушаю свою работу два три месяца после окончания, то уже не говорю: "Хм, и о чем же это я тогда думал?" Сейчас говорю: "Смотри ка, хорошо сделал!" Мне до сих пор очень нравится слушать на Тэнноях, но большую часть времени я слушаю на этих маленьких Ямахах.
Как тебе кажется, опыт в сведении музыки других типов помогает тебе сводить рэп? Я категорически не хочу носить ярлык рэпового звукооператора, или рокового, или кантри вестернового. Мне кажется, этот вроде как пристраститься к какой то одной кухне, и говорить: "Я ем только итальянскую пищу". Для меня все сводится к старой поговорке: "Есть только два вида музыки: хорошая и плохая". Несмотря на то, что я любитель техники, мне кажется, что больше всего мне помогает мой прошлый музыкантский опыт. И я думаю, что следует накрепко запом нить одну вещь: ручки и индикаторы в студии выглядят круто, но не в состоянии издать ни одного музыкального звука. Ты должен изучить свою технику, а потом забыть о ней, и просто слушать музыку.
|