Джон Экс (Х).
Да, его эффекты загружены, и он не боится ими пользоваться. Джон Х Волаитис ó предста витель нового поколения звукооператоров, которое сбросило оковы старой школы и окунулось в мир ремиксов. Недавно вместе со своим партнером Дэнни Сэйбером, Джон делал ремиксы для легенд типа Дэвида Боуи ("Ходячий мертвец", "Маленькое чудо"), "U 2" ("Вглядываясь в Солнце"), Мэрилин Мэнсон ("Ужасные люди"), Гэрбэдж ("Глупая девочка") и еще многих и многих. Как вы увидите, методы Икс мена и неповторимы, и забавны.
Когда тебе присылают пленки для ремикса, что тебе приходит на самом деле? Слишком часто они присылают полную многодорожечную версию, а нам нужна всего одна дорожка. Обычно можно прислать соло вокал, тайм код, начальный размер (start time) и темп, потому что в половине случаев мы все равно поменяем темп и тональность. Например, "Малень кое чудо" ("Little Wonder") Дэвида Боуи мы сделали почти вдвое быстрее. Это означает, что боль шую часть исходного материала все равно придется выбрасывать. Впрочем, это не всегда применимо. Мы только что сделали ремикс для U2 "Глядя на солнце" ("Staring at the Sun"), который их полностью устроил. Я думаю, отчасти они были довольны потому, что мы их совсем не резали. Мы оставили от каждой партии по маленькому кусочку, потому что это ансамбль. Когда делаешь ремикс для ансамбля, нельзя оставить вокал и гитару, а бас и бара баны выкинуть. Они начнут ругаться между собой, и скажут, что лучше так не делать. И ты нахо дишь какие нибудь маленькие кусочки, вроде плотной барабанной вставки, или шум басиста в начале песни, и использовать их. Может быть, это единственный кусочек, из которого можно сделать луп, вставить в вещь и сделать ее в танцевальном характере, но как раз это и заставит музыканта сказать: "Ого, да ведь это же я!" И пока они слышат, что они есть, все хорошо. Я заметил одну особенность: если при производстве ремикса вокал с самого начала не очень хорош, то ты погиб. Ло сих пор справедливо старое правило: если исполнение классное, то, что с ним ни сделай, оно останется классным. Кто нибудь вроде Боуи или Боно ó настояшие мастера, так что все сразу же звучит великолепно.
С чего начинаешь сводить? Обычно мне приходится начинать работу с лупов. Нужно отыскивать основной луп или ком бинацию лупов, в которых заключается главная смысловая линия вещи. В лупы иногда бывает записано множество отдельных барабанов, но обычно они не самый важный элемент ритма. Чаще всего это акценты и материал, которым заполняют паузы.
Компрессии используешь много? Компрессией я пользуюсь много. Не всегда сильно, но я тяготею к срезанию пиков. С лупами в этом смысле я связываюсь редко. Если кто то записал луп, видит в нем какой то музыкальный смысл, и ему нравится, то я почти всегда оставляю, как есть. Все музыкальное движение может резко измениться. Что до всего остального, то не стесняюсь творить, что хочу, лишь бы звучало так, как мне надо. На этот счет у меня даже нет никаких правил.
Какой у тебя подход к панорамированию? Я стараюсь не тратить пространство по сторонам на не очень активное стерео, наподобие множества стереопатчей из клавишных. Меня они утомляют. Они ничего не привносят, а про странство по сторонам съедают, поэтому я просто рассовываю их потихоньку. Расставляю влево вправо, но не всегда до упора. Всегда стараюсь поставить эффекты и задержки до упора по сторонам, это создает впечатление, как будто более радикальные звучания расходятся дальше, чем основной звук ансамбля. Создает иное восприятие глубины.
А как насчет добавления эффектов? Ты добавляешь их по ходу дела или сначала выстраива ешь баланс, а потом добавляешь? И так, и сяк. Я люблю эффекты. В течение многих лет я был пуристом. "Я зашлю все в эхо
камеру, и запишу на пленку." Для некоторых вещей это было здорово, но сформировало у меня такое мышление, которое не давало мне возможности применять эффекты творчески. Выходило вроде того, что обычно слышим на консервативных альбомах. Сейчас я творю что то сумасшед шее. Я записываю эффекты на дорожки, а если не нравится, просто стираю. В этом нет ничего особенного. Выглядит безумно, но обычно я так пытаюсь добиться чего то особенного. Например, иногда разделяю (mult) соло вокал на несколько разных каналов. Потом каждый из каналов эквализиру ется полностью по своему, какой то свирепо компрессируется, какой то нет, какой то засылается на длинную реверберацию, какой то сверх фильтруется, и отправляется в какой нибудь экзоти ческий питч модулятор. Потом я буду просматривать слог за слогом, и сделаю так, чтобы эффект постоянно менялся, и, в то же время, чтобы всегда сохранялось что то от основного вокала. Количество сухого вокального сигнала произвольное. Иногда находишь участки, где чувствуешь ó звучит хорошо, и оставляешь его там, потом настраиваешь все эффекты, чтобы он звучал натурально. Но иногда звучит настолько необыкновенно, что никто из слушателей не в состоянии определить, что же там такое происходит. У тебя нет времени определить, что это флэнжер, потому что к моменту, когда ты подумаешь, что это, "может быть, флэнжер", он уже успеет пре вратиться в три других эффекта. Хотя нужно сделать так, чтобы не отвлекало, и не давило веду щий вокал.
У тебя есть какой то метод для настройки эффектов? Дa. Сначала занимаюсь Ивентайдами. В этом смысле я определенно сноб. Проверяю 4000, потом 3500, потом 3000. Затем иду на 480 е и прочее, в зависимости от того, что в матерале. Мне очень нравится 224 Х с патчем "звучные аккорды" (Resonant Chords). Мне нравится этот патч, я много им пользуюсь. Еще часто пользуюсь PCM 70 с патчем "Rhyme in С minor ВРМ, Rhyme in С major ВРМ". Можно генерировать звуки с приятным резонансом, практически мгновенно под страивать их в тональность музыки и устанавливать время задержки. Я брал совершенно безна дежные партии, и с помощью этих приборов их реанимировал. Еще с их помошью я делал лупы, типа настроенных барабанных, которые очень нужны. Сначала делаю весь "странный" материал. Включу, может быть, только один ревербератор. У ревербераторов есть свойство громоздиться под дорожкой, и получается, что внизу его значительно больше, чем вверху. Обычно я стараюсь делать для каждого элемента небольшой уровень реверберации, для создания перспективы рас стояния, чтобы ты чувствовал, что там что то есть, но не столько, чтобы утопить ансамбль. Я явно предпочитаю более короткие, необычные реверберации.
Что ты берешь с собой в студию? У меня есть много фанкового оборудования. Много приборов скорее не звукооператорских, а музыкальных. Я приношу странные игрушки вроде древнего сэмплера Акаи, у которого есть ручки на передней панели, и который позволяет мне делать разнообразные дикости. У меня есть несколько странных вокальных процессоров, наподобие Digitech Vocalist Vh 5. Я пользуюсь им очень часто. И еще у меня есть Корговская версия такого же процессора, сделанная давным давно. Это очень симпатичный вокодер, который позволяет делать дикие манипуляции с тональ ностью. Кроме этого, я приношу Lexicon Vortex, и кучу разнообразных странно звучащих педа лей. Вроде и все. Мне нравится приносить штучки, которых обычно в контрольной комнате не встретишь.
На какой формат сводишь? Для ремиксов обычно пользуюсь цифровыми деками с хорошими конвертерами. Если получа ется что то из ряда вон классное, я запишу это на 1/2", но обычно для ремиксов я не связываюсь с 1/2", потому что мы отсылаем их, а мастеринг все равно будут делать с цифровой записи. Так что сводить на 1/2" ó пустая трата пленки и времени, раз народ не собирается ей пользоваться. Множество независимых студий даже не занимается мастерингом миксов. Просто посылают циф ровую пленку, и все. Я пару месяцев назад узнал об этом.
Ты все сводишь с нуля, сколько на это уходит времени? Обычно мы стараемся все сделать за два дня. Мой партнер Дэнни Сэйбер приходит в первый
день, и занимается музыкальными аранжировками, играет партии, записывает лупы, и все такое. Второй день мой, и от этого никуда не деться. Иногда процесс затягивается на три дня, в зависи мости от того, насколько я все усложнил во второй. Когда свожу, на работу это не похоже. Это мой день, мое шоу и я творю, что хочу. Я редко выхожу из себя по какому то поводу, и всегда в студии страшное безобразие и хаос. Мой главный помощник обязан носить халат с надписью "Patch Воу", я сам одет в другой, темно синий. Мы обнаружили, что асстистенты, получив лабораторные халаты, стали чувствовать себя значитель но солиднее. Сначала мы подшучивали над этим, но сейчас ó "Блин, погляди! Они же всерьез работают". Если спрашиваешь о чем то, они сразу же отвечают (смеется). Но лучше всего то, что, когда приходят клиенты, которые раньше с нами не работали, ассистенты могут им все расска зать, и клиенты им верят, потому что они наряжены в эти лабораторные халаты. Вроде как "док тор сейчас сказал, что оно просто пойдет вниз, и я ему верю". Все это очень забавно!
|