ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
На следующем этапе карьеры Queen после того, как они расторгли контракт с Трайдент, Дэвид Крокер вновь стал ключевой фигурой. Именно он через посредника обратился к менеджеру Элтона Джона, Джону Риду, с просьбой представлять интересы группы Queen. В очередном эксклюзивном интервью Крокер рассказывает, как все произошло.
Крокер активно наблюдал за развитием творчества Queen. Для него отношения с этой группой являются приоритетными, и он еще не требовал ни копейки с их прибыли после EMI или Трайдент, которые собираются распространять их записи.
Когда было заключено то соглашение, Крокер работал на новом лейбле, принадлежащем EMI, и он был одним из первых, кто оценил кассету с записями, которая впоследствии стала первым альбомом Queen.
«Впервые я услышал ту кассету в 1972- ом, когда Трайдент посоветовали группу компании EMI. В тот момент Queen находились в числе нескольких других исполнителей, которых Трайдент старались продвинуть в EMI, хотя лейбл еще не был до конца сформирован.
Меня назначили представителем A & R (специалист, занимающийся поиском новых талантов) для EMI, а когда появились (записи Queen, я был по большей части задействован в Америке. Кто -то посчитал хорошей идеей выпустить сразу три альбома разных исполнителей, которые предлагали Трайдент. Среди них альбом Queen, Юджина Уоллеса и группы SkinAlley. Единственной проблемой являлось то, что сделка дорого нам обходилась, и EMI не были очень уверены в SkinAlley, поэтому своё существование те закончили на лейбле Трансатлантик. Я слышал о Queen, слышал об Уоллесе, но, боюсь, никому не нравились SkinAlley. Это и стало камнем преткновения, потому что сделка могла свершиться только при условии выпуска всех трех альбомов, по одному от каждого артиста».
На самом деле, EMI отказали этой группе, так же как и многие другие лейблы.
В следующем январе Рой Физерстоун, один из исполнительных директоров EMI, отправился на фестиваль Мидем, на юг Франции, на ежегодную «ярмарку» для менеджеров, директоров, издателей и продюсеров, где заключались большие сделки и определялись авторские права на те или иные записи. Физерстоун вернулся в Лондон и рассказал Крокеру: «В Мидеме за несколько дней ты выслушиваешь столько всего, что когда попадается что-то стоящее, ты бросаешься на это! Так вот, я бросился на группу Queen!». «Я уже слышал о них», ответил Крокер, вспоминая прошлогодние кассеты.
«Я слышал, что они уже договорились с кем-то, но отправил им телеграмму, чтобы они ничего не подписывали, пока я не вернусь из Мидема»,- рассказывает Физерстоун.
Затем они с Крокером отправились на встречу с Джеком Нельсоном, который работал в одном из офисов Трайдент, и который в то время был вторым менеджером группы. Нельсон рассказал нам о сделках с Queen и Юдженом Уоллесом. Мы встретились с музыкантами, обговорили все нюансы, и согласились на сделку с Трайдент, но при этом отказались сотрудничать со SkinAlley, таким образом, те отправились в Трансатлантик.
«Мы согласились подписать договор с Queen, но прежде мы хотели послушать их живое выступление в Marquee. И вот они вышли на сцену и начали играть, это была фантастика, но после второго номера всё вдруг пошло не так. Странно. Как только они вышли, эффект был потрясающим, я еще подумал про себя: «Боже, я напал на золотую жилу!» Но потом всё сошло на нет. К концу выступления они кое-как выровняли планку с несколькими неплохими песенками. В общем, это был не самый удачный концерт и люди из и представители EMI, которые также пришли оценить их, остались не очень довольны. Физерстоун на выступлении не присутствовал, и когда мы рассказали ему, что группа не настолько уж хороша, он просто ответил: «Быть такого не может. Я не согласен и собираюсь заключить сделку с ними!».
Queen повезло, что Физерстоун был настроен серьезно. Реши он иначе, всё сложилось бы не так благополучно. Крокер часто виделся с Меркьюри, Мэем, Тэйлором и Диконом, и рассказывает о своих впечатлениях: «Меня всё время преследует ощущение, что я где-то уже видел Фредди, не могу объяснить, где, но точно знаю, мы с ним были знакомы когда-то. Потом у нас работал парень, который учился с Мэем в школе и всё время нахваливал его, мол, он потрясающий. Хотя тогда мы еще не имели прямых контактов с группой. Когда все договоры были подписаны, они явились к нам и, к моему величайшему удивлению, Фредди представил мне эскиз для обложки первого альбома, который они сделали сами и прямо заявил: «Вот такой будет первая обложка!». Они даже нарисовали собственный герб и указали, где они хотят, чтобы он находился. Правда, когда мы отпечатали его, это получилось ужасно. Мы меняли дизайн трижды. В конце концов, они музыканты явились к нам с фотографией Фредди под светом прожектора и несколькими полароидными снимками в виде коллажа. Они сами все расставили и расклеили как на доске объявлений и сказали: «Мы хотим, чтобы это выглядело вот так!» “Продажи первого альбома после релиза в июле 1973-го года были очень низкими. Это
могло объясняться тем, что июль – не самый удачный месяц, или тем, что Queen тогда были не очень известными ведь никто о них еще не слышал. В общем, альбом не был востребован и тогда Джек Нельсон обратился к Джерри Корду, директору EMI. Джек стукнул кулаком по столу и дело пошло.
«Продажи были настолько низкими, что он заставил Джерри Корда взять ситуацию под собственный контроль вместо того, чтобы составить конкретную инструкцию и пустить ее вниз по инстанциям. Как обычно и делали. Он отправился в главный офис и надиктовал телеграммы, чтобы отправить их сотрудникам EMI во всех магазинах, это примерно 60-70 человек, которым было дано указание, подписанное лично Кордом, приложить все свои усилия, чтобы продвинуть альбом. И получилось. Продавцы получили копии альбома, и внезапно мы продали экземпляров в четыре раза больше, чем за всё время до этого. И несмотря на то, что по сравнению с последующими их альбомами, прибыль была поскромнее, дело пошло в гору. А спустя неделю, Queen были на грани разрыва. Что-то дало трещину. Первый сингл «Keep Yourself Alive» часто крутили по радио, однако он никак не попадал ни в один чарт, а потом вдруг Radio Luxembourg заимело виды на первый альбом Queen». «В то же время Queen дали несколько концертов, и отдача была великолепной. Один из таких горячих приёмов был оказан им в Имперском колледже, в том самом колледже, где Брайан и Роджер репетировали в составе Смайл. Я пошел посмотреть их выступление, и они были сногсшибательны. У меня не осталось ни малейших сомнений в том, что они прекрасные музыканты. Всё было таким впечатляющим – музыка, одежда, уверенность. Их представление впечатлило меня больше чем, что бы то ни было, в особенности это касалось Фредди. Я знал его, знал, как он хорошо поёт, но наблюдать его той ночью было нечто потрясающим. Он много двигался, и производил впечатление очень пробивного парня”.
«А потом состоялся их совместный тур с Mott the Hoople, и отдача была такой же, т.е. к моменту завершения тех гастролей Queen зарекомендовали себя как лучшую группу «Второго Эшелона».
Первый альбом хорошо продавался, и когда они начали запись второго, все уже поняли, скоро что-то произойдёт».
«Первый альбом так хорошо продавался и мы удивлялись, почему он до сих пор не попал в чарты. К моменту релиза второго лонг-плея у нас уже был план – вытащить их из ряда групп «Второго Эшелона», и организовать сольные гастроли, в начале 1974-го. Как раз тогда мы и выпустили Queen II с синглом “Seven Seas of Rhye”.
«Из-за государственных ограничений в подаче электричества у нас было всего три дня, чтобы успеть отпечатать пластинки на фабрике, и было решено, что все записи будут представлены в стандартном виде, чтобы мы могли извлечь как можно больше копий за раз. Это решение явилось важной частью политики EMI и согласно плану Queen II должен был быть выпущен без дополнений. Джек Нельсон вернулся и сказал, что пока в альбоме не будет innerbag, мы не получим плёнку. А потом случилось так, что на обложке была опечатка и в группе сильно настаивали на её исправлении, видите ли, они были очень внимательны к деталям. Они страшные перфекционисты, и это правильно, потому что и я в качестве покупателя предпочитаю полностью укомплектованный и аккуратный товар. Нам неожиданно повезло. «Мы пытались закончить альбом вовремя и решили выпустить «Seven Seas of Rhye» первым синглом. Рони Фаулер, промо-менеджер в EMI и уже тогда большой поклонник Queen, всегда старался поддерживать в офисе энтузиазм на их счёт, не переставая нахваливать. Он отнёс «Seven Seas of Rhye» в офис “Top Of The Pops” как раз тогда, когда Дэвид Боуи не успевал вовремя представить свой ролик для передачи. Рони уговорил тамошних боссов послушать Queen и добился для ребят участия вместо номера Боуи».
«Это случилось во вторник. Queen посетили студию Рэмпорт и записали нужные треки для телевидения, а в среду сняли ролик для “Top Of The Pops”, который показали в четверг, а к субботе сингл уже лежал на прилавках. Т.е. всё было устроено за три дня. Нельзя упускать такой шанс».
«Исключительный случай. Не думаю, что EMI когда-либо выпускали сингл с такой скоростью… Не было времени приводить в порядок бумажные дела. Это можно было сделать и позже. Все говорили: «Сделайте это!», мы и сделали. После этого, альбом более менее хорошо продавался, по крайней мере, без проблем, как было раньше. Этот сингл явился первым хитом Queen и дал хороший старт Queen II, а через шесть месяцев весь тираж был скуплен».
«В США синглом был выпущен Liar, который имел больший успех, чем все их номера (песни?) с «Moot The Hoople». Очень жаль, что Брайн заболел именно во время гастролей в Штатах, потому что тогда, в 1974-ом они могли бы неплохо раскрутиться».
Сам Крокер вскоре стал директором «Рокет Рекордс», компании созданной Элтоном Джоном совместно с Джоном Ридом, который также являлся основателем «Джон Рид Энтерпрайзес Лтд». В конце 1975-го Риду довелось немного поработать с Queen, до того как они его наняли.
«Когда стало ясно, что их пути с Трайдент расходятся, я предложил Фредди познакомиться с Джоном Ридом, с которым, я уверен, группа отлично бы сработалась, но не настаивал, потому что инициатива должна была быть в их руках. Таким образом, разлетелся слух, что Queen находятся в поисках нового менеджера».
«А потом, однажды, я сидел в своём офисе, вот за этим столом, и вдруг зазвонил телефон, и чей-то голос в трубке спросил готов ли Джон Рид стать менеджером группы Queen. Я отправился к Джону в офис и сказал: «Мне кажется Queen заинтересованы в тебе. Хочешь я вас познакомлю?». Мы поговорили минут 5-10, а потом он спросил, что я о них думаю и я сказал, что, по моему мнению, они превосходны. Я перезвонил тому человеку, и вскоре Queen пришли к нам в офис, чтобы встретиться с Джоном. Я чувствовал себя брокером на этой встрече, хотя «брокер» не совсем подходящее слово. У Джона были кое-какие сомнения, но я сумел его переубедить. Я был уверен, что группа просто блестящая и это было моей первой подобной рекомендацией Джону, хотя и с Элтоном он познакомился через меня. Я дружил с Элтоном еще когда он просто писал песенки. Он часто приходил в EMI, клянчил записи, а Джон Рид тогда работал со мной в одном офисе. Мы с Джоном оба пришли в EMI в июле 1969-го, затем он стал менеджером на лейбле Мутаун, а я устроился в Белл, но мы стали хорошими друзьями. И вот, когда Элтон в очередной раз пришел ко мне, я познакомил его с Ридом, так все и началось».
«Я всегда чувствовал в Queen эту химию, которая присутствовала и у «The Beatles», и у «The Who» В каждой великой группе есть один симпатяга, тихоня, музыкант до мозга костей и outrageousone. Они очень отличаются друг от друга, но они связаны как единое целое, это и есть рецепт хорошей команды. В дополнение ко всему, они все очень образованные, толковые музыканты, а Фредди с Брайном - пара просто выдающихся авторов песен. Очень захватывающе наблюдать, как всё это происходит в одной группе».
«Им также присуща большая сила духа. Они знают, что будут делать (всегда?), а чего – никогда. Они могут быть крайне требовательны, они готовы отстаивать свою точку зрения, и если кто-то пойдет им наперекор, они ответят: «ВЫ не будете нами манипулировать!».
«И поскольку их позиция прочна, все, что тебе остается – давать советы и вразумлять их хоть иногда. Как это было во время съемок Богемной Рапсодии. Брюс Говерс был назначен режиссёром, был выделен бюджет в 32000 фунтов. Я не участвовал в этом, потому что находился в Австралии, хотя знал, что съёмки проходили в Elstree во время репетиций к предстоящему туру. И я почувствовал себя немного не у дел, настолько всё было круто. Я вспомнил, как они настаивали на исправлении незначительной опечатки на обложке Queen II, и понял, что здесь они точно также приложили все свои усилия, чтобы всё было так, как они задумали. Вот, почему, я считаю, их музыка котируется».
|