ГОДВИН ВИЛЬЯМ
(род. в 1756 г. – ум. в 1836 г.)
Сын провинциального пастора Вильям Годвин родился 3 марта 1756 года в Англии недалеко от Кембриджа. Его отец, Джон Годвин, был священником независимой церкви кальвинистов, мать происходила из богатой семьи судовладельцев. Семья Годвин постоянно переезжала с места на место, так как ее главу назначали в новые приходы. Вильяма Годвина готовили к духовной карьере, он получил суровое воспитание в духе кальвинизма. Некоторое время Вильям был единственным студентом преподобного Сэмюэля Ньютона. Однако, еще обучаясь в кальвинистском колледже, Годвин обнаружил, что равнодушен к теологии, что его интересуют общественно-политические проблемы. По окончании колледжа он недолгое время был пастором и учителем в провинции. В 1779 и в 1782 годах Вильям пытается осесть в Лондона, но из-за отсутствия средств вынужден уехать в провинциальный Суффолк. В 1781 году чтение работ французских философов-просветителей способствовало тому, что Вильям склонился к деизму. Годвин стал известен в 1780–1790 годах как основатель школы английских социальных романистов. В 1783 году он анонимно издает роман «Жизнь Чатема» и начинает зарабатывать на жизнь писательским трудом. Тогда же Вильям пытается открыть семинарию для двенадцати учеников в Эпсоме, но терпит неудачу. В 1783 году Годвин порвал с церковью и, переехав в Лондон, стал идейным вождем кружка интеллигентов. Он сыграл важную роль в радикальном движении в Англии в эпоху Великой французской революции. Многие понятия, выражения, термины, ставшие неотъемлемой частью политической азбуки, впервые четко сформировал и популяризировал именно Годвин. В 1784–1785 годах он печатается в журнале «Обозрение», готовит материалы для «Нового ежегодного регистра». Члены кружка Годвина следили за французскими революционными событиями, участвовали в английском революционном движении. В трактате «Исследование о политической справедливости» и в романе «Калеб Вильямс, или Вещи как они есть» Годвин рассматривает проблемы социального неравенства и возможности установления «справедливой» анархии. Трактат стал предметом особого правительственного заседания, но не был изъят из обращения. Взгляды Годвина напоминают теории анархо-коммунистов начала XX века. Годвин отвергает существующий общественный порядок как источник зла на земле. Государство с его законами он считает организацией угнетения одной части человечества ради благоденствия другой, собственность – источником роскоши и пресыщения, нищеты и голода, пороков и преступлений. Годвин утверждает, что государство толкает человечество к вырождению, а порочное буржуазное общество, основанное на частной собственности, ведет к непрерывной войне богатых против бедных. Годвин верил в способность человечества к безграничному самосовершенствованию, рассматривал религию только как средство порабощения. Причину всех зол он видит в незнании истины, открыв которую, человечество станет свободным и счастливым. Годвин верил, что в будущем монархи и аристократия будут ликвидированы, исчезнут собственность, неравенство, поводы к войнам. Однако путь к этому светлому будущему Годвин не «вымостил» революциями и насилием. Он пропагандировал «разумно» организованный быт, который может перевоспитать человека морально и физически. Чернышевский писал: «Годвин – один из моих любимых писателей» и высоко ценил его «романы без любви». В 1794 году Годвин выпустил смелый памфлет в защиту 12 арестованных членов «Corresponding Society», что способствовало их освобождению. В романе «Флитвуд» он воспроизвел картину «звериного» капиталистического быта использования рабского труда детей на фабрике, а в романе «Сэнт-Леон» описал жизнь в Средневековье. В 1795 году с наступлением реакции в Англии Годвин общается лишь с узким кругом последователей и друзей. Консервативная пресса обвиняла его в нигилизме, атеизме, безнравственности. В 1805 году он основывает первую детскую библиотеку в Англии и пишет свой последний труд «Мысли о Человеке». Материальная нужда заставляет Годвина забросить и общественную жизнь, и литературу. Только в 1831 году, за 5 лет до смерти, он получил от нового парламента должность Йоменского швейцара казны с ежегодной высокой зарплатой и встретил старость обеспеченным человеком.
|