Глава 10 Критика, неприятие, обвинения
Рассказав об истории написания трилогии и приведя некоторые выдержки из писем читателей с положительными отзывами на книги, хочу коснуться также противоположной стороны, чтобы тем самым объяснить, почему мне снова и снова приходилось взывать к Господу, умоляя дать сил переносить то, что стало непосредственным следствием моего служения. Примерно через полгода после выхода в свет книги «Пробуждение начинается с меня», среди потока благодарственных появились и первые письма с критикой и отрицательными высказываниями в адрес написанного. Сначала это было в осторожной, вежливой форме, например: «Извините меня, но данную книгу рекламируют как народный лечебник широкого профиля. Это очень неверно. С уважением, сестра Р.» Однако со временем в мой адрес стали поступать всё более и более язвительные замечания, осуждения, а также ничем не обоснованные и неизвестно откуда взятые тяжкие обвинения. – Меня ругали за распространение опасного еретического учения, обвиняли в преувеличении и искажении фактов, в добавлении к изложению событий собственных фантазий и вымыслов, в применении демонической силы, воздействующей на души людей, и ещё во многом-многом другом. Это не ограничилось только письменными высказываниями, но стало предметом обсуждений в открытых письмах, на братских встречах и конференциях, на страницах христианских печатных изданий, с кафедр общин и церквей. Интересно, что обвинения сыпались только в мой адрес. Сам Эрло Штеген, из проповедей, свидетельств и рассказов которого, собственно, и составлены все три книги, оставался в непререкаемом авторитете. Во всём была виновата только Людмила Плетт. Чтобы не быть голословной, приведу некоторые выдержки из большой статьи под названием «Людмила Плетт и её книги», написанной одним пастором из города Саранска и напечатанной в христианском журнале «Миссионерские новости» №5, под рубрикой «Миссионеру о религиях и культах». В ней автор рассказывает, что после прочтения книги «Пробуждение начинается с меня» он сбился с правильного пути, так как в процессе очищения попал под влияние духа обольщения. Вот некоторые отрывки из этой статьи: «... Я написал письмо Людмиле Плетт и рассказал всё, что со мной происходит. Через полгода я получил ответ от Людмилы Плетт. Она писала, что не знает, что со мной происходит, и не может дать ответ, но сообщила, что Эрло Штеген приезжает в Черкассы, и там я могу встретиться с ним и рассказать свои проблемы. По причине болезни я не смог посетить Черкассы, но через некоторое время увидел у моего друга фотографию Эрло Штегена. Тёща друга только что приехала из Черкасс и я сразу же попросил её рассказать о выступлении Эрло Штегена. Она рассказала, что это очень благословенный проповедник. На стадионе покаялось очень много людей. Когда ему пришла записка: «Эрло, ты будешь исцелять людей, как это мы читали в твоей книге?» он ответил: «Я приехал не ваши тела исцелять и чудеса показывать, но проповедовать Евангелие царства Божия». Ещё, – продолжала сестра, – Людмила Плетт попросила извинения за книгу». Я переспросил: «Из-за чего?» – «Она принесла извинения и призналась, что, когда писала книгу, то добавила некоторые свои фантазии для красоты литературного произведения». Для меня это стало кардинальным и решающим ответом, почему эта книга приносит так много проблем в церквах. Там, где есть хоть немного лжи, это использует сатана, так как он есть отец лжи. И таким образом, то доброе, что произошло в Миссии Ква Сизабанту, дьявол превратил в искушение и обман... Я думал, что эта духовная болезнь прошла ещё в начале девяностых годов и верующие разобрались в этой лжи дьявола, однако она имеет продолжение и сегодня. Недавно я был приглашён в город Липецк. Там влияние этой книги охватило церкви и молодые братья и сестры собрались и поехали на исповедь в Германию, к Людмиле Плетт... Мы можем сами для себя создавать философии, которые не от Бога исходят, а от духов злобы поднебесной, и эти теории основываются не на призыве ко греху, но, якобы, к чистоте и святости. Однако это дух уныния, который мучает душу и приводит человека к самоубийству или ереси. К сожалению, Людмила Плетт не придала значения тем письмам и рассказам, которые ей были посланы со всех концов бывшего Советского Союза и продолжила свою деятельность, написав ещё две книги. Она принимает поклонников, которые приезжают из всего бывшего Союза на исповедание в Германию, потому что, наверное, в России Бог ещё не слышит молитвы верующих так, как в присутствии Людмилы Плетт...» Приведя данные выдержки из довольно длинной статьи, я сделала это не для того, чтобы как-то унизить её автора, а чтобы помочь ему, как ищущей душе, разобраться в том, к чему привела его явно ложная информация, полученная из уст людей, которые взяли на себя ответственность рассказывать другим то, чего на самом деле вообще не было. Можно только удивляться тому, как некоторые христиане умеют лгать, забывая, что за каждое неверное слово им придётся однажды дать отчет. Конечно, я могла бы слово за словом пройтись по строкам этой статьи, опровергая приведенные в ней факты и обвинения письмами и документами, которых у меня более чем достаточно, однако не буду этого делать, а просто передам в руки Господа. Скажу только, что ни во время посещения города Черкассы и ни в одной другой из наших последующих миссионерских поездок по городам и республикам бывшего Советского Союза, я не приносила перед людьми извинений по поводу того, что, якобы, добавила в книги свои фантазии и вымыслы для красоты своего литературного произведения. Ведь нет нужды извиняться за то, чего никогда не делал. Я писала только о том, о чём говорил и проповедовал Эрло Штеген, и это подтверждает он сам в своём интервью, данном журналу «Эмигрант» во время миссионерской поездки в город Миннеаполис, США. Отвечая на вопросы ведущего интервью П. Озеркова, Эрло Штеген не только назвал все три книги о пробуждении своими книгами,но и подтвердил, что в них отражено только то, о чём он сам когда-то рассказывал или проповедовал. Вот короткая выдержка из этого интервью: П. Озерков: Недавно я был в России. В одном офисе христианского объединения я увидел листок со списком под названием «Опасные книги». Среди них были и ваши три книги: «Пробуждение начинается с меня», «Время начаться суду с дома Божьего» и «Глас вопиющего в пустыне». Как Вы думаете, почему ваши книги попали в этот чёрный список? Э. Штеген: Я знаю, что мои книги любят во многих частях мира и читают их с большим интересом. Они переведены на многие языки. А почему они вдруг попали в тот список, я даже не могу сказать. Может Вы ответите, почему?.. П. Озерков: Эти книги писала Ваша сотрудница Людмила Плетт и Вы не могли их прочесть в оригинале, гак как они написаны на русском языке. Не могла ли она исказить какие-то факты? Э. Штеген: Я читал эти книги на английском языке. Все, что написано в них, соответствует истине. Конечно, я не могу прочесть их на русском языке, но я доверяю ей на 100%. Она – хорошая христианка и по настоящему любит Господа. (Журнал «Эмигрант», Февраль 2000 г. стр. 7). Примечание автора: К сожалению, Эрло Штеген оговорился. Он читал первую книгу не на английском, а на голландском языке, о чём говорил мне лично. Английского перевода этих книг не существует. Во время некоторых наших миссионерских поездок по бывшему СССР и в США тот же вопрос: не могла ли я в книгах исказить какие-то факты и что-то преувеличить или добавить? – задавался несколько раз в моём присутствии, на что Эрло Штеген неизменно отвечал, что написанное соответствует истине. Так что, название вышеуказанной критической статьи «Людмила Плетт и её книги» так же, как и высказывание одного проповедника из России, что «Людмила Плетт – женщина, а женщинам свойственно всё приукрашивать, выдавая желаемое за действительное», мягко говоря, просто некорректны. Лучшим подтверждением того, что в книгах я ничего не прибавила, служат аудиокассеты с записями проповедей и свидетельств Эрло Штегена, которые я использовала для трёх книг и которые храню до сих пор. Они являются неоспоримым доказательством моей непричастности к добавлениям и преувеличениям. Повторяю, что в книги вошло только то, о чём рассказывал Эрло Штеген, и если в этих повествованиях действительно есть что-то неверное, то это – не моя вина. Что же касается утверждения, что я принимаю в своём доме поклонников, которые приезжают для исповедания ко мне в Германию из всего бывшего Советского Союза и, в частности, из Липецка, то я оставляю это на совести тех. кто распространял эту заведомо вымышленную информацию. Кстати, это не единственная ложь, которая разошлась по бывшему СССР после нашей миссионерской поездки по Украине в 1992 году. Так, вскоре после возвращения оттуда, осенью того же года, я получила письмо, содержавшее пророчество, которое, якобы, было произнесено Эрло Штегепом на русском языке в Киеве. Мне пришлось ответить тогда, что утверждение, что это пророчество исходит от него, является абсолютным вымыслом, так как я вместе с другими сотрудниками сопровождала Эрло Штегена в этой поездке и являюсь свидетелем, что никакого пророчества, тем более на русском языке, через него не было. После этого письма, в последующие несколько лет я получала из разных мест еще несколько подобных писем с приложенным к ним «пророчеством», которое, как ни странно, с годами становилось всё пространнее, обрастая новыми дополнениями. Начиналось оно заголовком: «Откровение Иисуса Христа». В подзаголовке стояли слова: «Возвести ныне – может примут, что возвещает Дух Святой, ибо сие с неба прореки». Далее шло само, так называемое, пророчество: «Своды небесные над головами, своды небесные, благословляющие Мой народ! К чему жертвоприношения, многие исповедания Имени Моего, хождение в дом молитвы, когда нет смирения, нет благословения, нет послушания Духу Святому...» и так далее, мелким шрифтом полностью исписанный большой лист бумаги – жалкое подражание стилю речи Эрло Штегена, знакомому по трём книгам о пробуждении. В конце этого «небесного послания-пророчества» позже появилась приписка: «Это откровение Господа, которое было дано через брата Эрло Штегена, когда он был на конференции в Киеве в мае 1998 года. Откровение было на русском языке, хотя он его совсем не знает». Читая это «пророчество», не знаешь смеяться или плакать, что есть на свете такие вот «дети Божий», которые, не имея ни малейшего страха пред Господом, могут сочинять и распространять повсюду явную ложь, называя её откровением Иисуса Христа. Во время нашей очередной миссионерской поездки в Россию, в августе 1997 года, на одной христианской конференции, проходившей в Рязанской области, Эрло Штегену прямо из зала был задан вопрос по поводу этого откровения, на что он, недоумённо пожав плечами, ответил, что ничего об этом не знает. К слову сказать, в 1998 году, то есть в год, которым датируется последняя., дополненная версия этого «пророчества», ни Эрло Штеген и никто другой из его сотрудников не был ни на Украине, ни в другой какой-либо республике бывшего СССР, потому что по приглашению русских эмигрантов впервые в том году был в США. Как видите, задавшись определённой целью, некоторые христиане способны пойти на любую ложь, выдавая её за истину. Но Бог им Судья, Печально только, что распространителями лжи становятся те, которые, казалось бы, должны учить народ Божий истине. В подтверждение этому приведу несколько выдержек из писем, полученных от наших читателей: Один брат из России, к примеру, пишет:«Интересно, что в сердцах одних людей эти книги зажигают огонь, в других же наоборот – противление и дикую ненависть. Когда я упомянул о прочитанном в своей проповеди, меня жёстко оборвали и запретили проповедовать. Впрочем, в этом нет ничего нового. Фарисеи тоже ненавидели Иисуса. Так и сейчас: не мир, а наши духовные старейшины и дьяконы берут на себя роль пожарников и тушат начинающийся огонь пробуждения». Другой брат в Господе поделился с нами следующим:«В течение многих лет я был членом одной христианской общины. Год назад я прочитал книгу «Пробуждение начинается с меня» и глубоко раскаялся в своих грехах в присутствии служителя и перед общиной, за что был исключён из церкви. Теперь я не член церкви, однако свободен от мучивших меня грехов. Когда я открыл грехи перед общиной, проповедник сказал, что такие книги читать нельзя. Моя семья и мои друзья говорят, что я сошёл с ума. Мне очень больно было слышать это, однако я радуюсь, что Господь снял с меня греховную ношу». Из Одессы нам написали:«Нашу общину посетили братья, которые внешне выглядели очень честными и благочестивыми, однако старались изо всех сил настроить людей против этих книг, говоря о них всё только негативное. Сначала эти речи привели меня в полное замешательство, однако, когда я молился, Господь пролил мне свет в этом вопросе, и в сердце излился снова мир, покой и свобода. Наше положение в церкви, увы, очень печальное. Мы находимся в болоте лжи и тонкосплетённой сети лицемерия, которые только Бог может просветить Своим светом». Из города Курска сообщили:«К сожалению, эти книги наталкиваются на противостояние и противление. Для многих они не вписываются в рамки привычного христианства. Если Бог являет Себя иначе, чем люди это себе представляют, тогда они идут против этого войной. В основном это мёртвые христиане, духовно тяжёлые камни, фарисеи и таких, увы, немало. Но те, кто устал и измучился в поисках истинного пути, который угоден Господу, понимают и с радостью принимают написанное». Сестра с Украины с грустью делится своей болью:«В день моего водного крещения Бог сделал мне подарок. Руками совершенно незнакомых мне людей и совершенно «случайно» Он подарил мне книгу «Время начаться суду с дома Божьего». Этот подарок от Бога я дала в руки нашему проповеднику, который, прочитав её, сказал: «Я разодрал бы эту книгу! Где ты её взяла?» Я знаю, что эта книга обличила его. Я знаю также, что не имею права говорить о грехах других, потому что сама ещё духовный младенец. Пишу Вам, потому что мне очень тяжело. Я никому не нужна. Моя церковь распалась на три части, стала посмешищем для мира. Один пресвитер говорит на другого «прелюбодей!», а тот в ответ называет его «убийцей». Сколько людей приходят в общину, каются, а потом снова уходят в мир. Но я не хочу в мир, потому что больше не смогу без Бога. О, как мне хочется встретиться с истиной церковью Христовой и с Живым Богом!» Ещё один брат из России в своём письме между прочим заметил: «Разумеется, есть и противники этих книг, но их не так много». Да, это правда. По крайней мере, если об этом судить по полученным нами письмам. Более чем за 10 лет на многие тысячи и тысячи писем с положительными откликами мы получили максимум 10-15 писем с критикой или резко негативным отзывом. Несколько христиан в своих письмах сообщили, что их руководители советовали бросать книги о пробуждении в огонь, Хочу заметить, что среди этих писем было послание от оккультно обременённой женщины, которая, скорее всего, является колдуньей, одержимой злыми духами. Осыпая меня проклятиями, она писала, что когда получила от кого-то книгу «Пробуждение начинается с меня» и начала её читать, злые духи и страшные демоны стали являться ей воочию и. мучая по плоти, требовали, чтобы она немедленно сожгла эту книгу. Ужасные истязания продолжались до тех пор, пока эта несчастная жертва не бросила книгу в огонь, после чего бесы успокоились и больше её не терзали. Невольно задаёшься вопро-.сом, как увязать эту схожую реакцию лютой ненависти служителей дьявола и некоторых христианских руководителей, убеждающих верующих бросать эти книги в огонь ввиду их особой опасности?.. Лично для меня это стало неразрешимой загадкой. В одном письме, полученном из довольно известного в странах бывшего СССР теологического колледжа, меня обвиняли в том, что я отвращаю людей от церкви, делаю себя посредником между Богом и людьми, разрушаю христианские общины, распространяю крайне неверные, еретические понятия в вопросах греха, очищения и святости, отнимаю у христиан мир и покой, доводя их до того, что они теряют уверенность в своём спасении. Очень серьёзные и, я бы сказала, тяжёлые обвинения. Но Бог мне свидетель, что это не было моей целью. Будучи сама когда-то разочарована бессилием, духовной холодностью и мёртвостью формального, поверхностного христианства, я только хотела указать выход из застоя и тупика. Ведь это же не секрет, что духовное состояние подавляющего количества христианских общин и церквей оставляет желать много лучшего. Это признают и об этом открыто говорят и пишут многие серьёзные богословы нашего времени. Это факт, который является нашей реальностью, и оттого, что мы стараемся ее приуменьшить и стушевать, ничего не меняется. Надо иметь мужество смотреть в глаза горькой действительности и совместно искать выход из сложившегося печального положения, а не вооружаться и воевать против тех, кого Бог использует, чтобы сказать Своему народу правду о его духовном состоянии. Зачем уподобляться тем, которые во времена Ветхого Завета преследовали и убивали пророков, посылаемых Богом для обличения, наставления и вразумления отступившего от истины народа Божьего? К чему, в своей зависти и ревности, подобно лицемерным фарисеям, заставлять умолкнуть тех, кто имеет мужество говорить об этом сегодня?! Впрочем, история повторяется. Во все времена дьяволу удавалось находить мишень для своих раскалённых стрел, которые он пускал руками так называемых «благочестивых», для которых высшим достижением было сохранение внешнего спокойствия, имитирующего духовное благополучие. Такие ревнители «порядка» для достижения своей цели были готовы заплатить любую цену, вплоть до распятия на кресте Сына Божьего, в Котором видели не Спасителя, а главного нарушителя спокойствия. Будучи развращёнными сами, они обвиняли в развращении народа Божьего тех, кого Господь посылал к ним для вразумления и исправления. И если такие «блюстители порядка» об Иисусе могли сказать «мы нашли, что Он развращает народ», то стоит ли удивляться тому, что возмутителями спокойствия и развратителями называют сегодня тех, кто осмеливается возвысить свой голос против лицемерия, нарушая устоявшийся «порядок». На страже чего мы стоим? На страже установленных нами же порядков или на страже соблюдения заповедей Господних? Свежее веяние в застоявшееся, формальное богослужение вносили обычно те, кто, образно говоря, выступал против «мнений света», И самым большим революционером во всей истории был наш Спаситель Иисус Христос, Который немилосердно разрушал привычные, устоявшиеся понятия и традиции, приобретая себе среди «благочестивых» множество врагов. Его считали разрушителем закона, данного Богом Своему народу, в то время как Он о себе говорил: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Однако то, как Иисус исполнял закон, настолько не вмещалось в понятия законоучителей, что они предпочли как можно скорее расправиться с таким исполнителем. Разумеется, говоря так, я вовсе не утверждаю, что мы должны огульно, не размышляя, принимать всё новое; однако и торопиться отвергать, не разобравшись основательно в том, что предлагается, только потому что это не укладывается в рамки наших привычных понятий, – тоже неразумно. В этом случае хорошим примером для нас могут стать верующие из города Верия, о которых в Священном Писании сказано: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли Слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так; и многие из них уверовали» (Деян. 17:11-12). К слову сказать, Апостол Павел по тому времени был тоже возмутителем «порядка», проповедуя нередко «неудобоваримые» вещи, однако был, тем не менее, посланником Божиим и глашатаем истины. Вот почему так важно оставаться всегда здравомыслящим, не торопясь делать поспешные выводы и принимать необдуманные решения. Что же касается обвинения, что своими книгами я разрушаю в людях веру и лишаю их уверенности в спасении, то в ответ на это хочется спросить: что это за вера и что это за уверенность в спасении,если каких-то книг достаточно, чтобы одним махом разрушить в христианах и то и другое?! Скорее всего у них никогда не было настоящей веры и истинной уверенности в спасении,а лишь подделка под них, и чем скорее люди это поймут, тем лучше для них это будет. Тогда они скорее зададут себе вопрос: «Что за веру и что за уверенность в спасении я имею, если они способны так быстро разрушиться? Возможно, своё духовное строение я возводил не на камне, которым является Христос, а на песке, которым были мои человеческие понятия и убеждения?» Если, читая эти книги, мы не можем выдержать их суда и суда собственной совести, то как же тогда собираемся предстать на суд Господа? Ведь Слово Божие ясно говорит, что «все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10). Следующее обвинение состоит в том, что, «начитавшись» этих книг, люди начинают с подозрением смотреть на свою тихую, спокойную церковь и приходят к выводу, что она у них не такая и пастор не такой, какими бы следовало быть. Некоторые даже разочаровываются в христианстве и отходят от церкви. К сожалению, должна сказать, что, исходя из писем читателей, мне известны несколько подобных реакций в ответ на прочтение книг о пробуждении. Увы, это бывает тогда, когда человек, желая вырваться из духовного застоя, начинает не с себя, а с других. Тогда обвинения летят в адрес служителей, пасторов, руководства и окружающих людей, только не в себя самого, хотя уже название первой книги говорит само за себя, подчёркивая главную мысль, – что пробуждение и связанные с ним духовные перемены должны начинаться именно с того, кто этого желает и ищет. Кто понимает мысль этих книг правильно, у того и реакция правильная. Беда в том, что у многих христиан очень развит дух осуждения и критики. Они прекрасно видят недостатки, ошибки, пороки и грехи в ком угодно, только не в себе. Невольно вспоминается известная басня Крылова об обезьянке, рассматривающей своё отражение и рассуждающей о кумушках, имеющих неприглядные и отталкивающие черты, которые она видела в зеркале. Мартышка использовала этот случай, чтобы от души посудачить о других, отыскивая в них все изъяны. Она так увлеклась, критикуя и распекая своих знакомых, что не обратила внимания на мудрый совет медведя: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться», ей мишка отвечал, но мишенькин совет лишь попусту пропал». При всей своей видимой наивности, эта басня удивительно точно описывает самый распространённый порок христиан – судить и критиковать других именно за то, чем страдают сами. Священное Писание подтверждает это следующими словами: «Итак, неизвенителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?» (Рим. 2:1-3). Совет медведя обезьяне прозвучал напрасно, но неужели мы, христиане, будем подобны глупым мартышкам, пренебрегая предостерегающим нас Словом Божиим? Ещё одно обвинение в мой адрес заключается в том, что этими книгами я сею в человеке сомнение в его оправдании и спасении, перевожу его взгляды с Христа на самого себя и зацикливаю на грехах, подводя к мысли, что он должен очищаться до тех пор, пока не перестанет вообще грешить. Автор этого письма, вызывая меня на дискуссию, утверждает, что «христианин хоть и не хочет того, грешит до самой смерти, но по милости Божией не теряет спасения». Эта упомянутая уже выше теория вечного спасения,основоположником которой является Кальвин, в последние десятилетия получила широкое распространение не только в США, но и во многих других странах мира, в том числе и в бывшем Советском Союзе. Посещая различные церкви русских эмигрантов в США и совершая миссионерские поездки по государствам бывшего Советского блока, я могла видеть, какие ужасающие последствия принесла она в сердца и жизни тех, кто раньше хорошо знал, что значит ходить в страхе Божием. Лично мне эта теория напоминает времена Лютера, когда люди в католической церкви, купив за деньги индульгенцию, отпускающую грехи, с успокоенной совестью продолжали дальше грешить. Ведь проданный духовенством документ давал им гарантию прощения и спасения. В Книге Иезекииля 18:24 написано: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие своё, которое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрёт». Чуть ниже в 26-ом стихе читаем также: «Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие, и за то умирает, – то он умирает за беззаконие своё, которое сделал». О том же самом читаем и у Иезекииля 3:20 и 18:31. Возможно, кто-то может сказать, что это – Ветхий Завет, а мы живём сейчас во время милости и благодати. Хорошо. Но что говорит нам в Новом Завете Господь через того, кого мы любим называть Апостолом любви: «Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола. Всякий, рождённый от Бога, не делает греха,потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога»(1 Ин, 3:8-10). Конечно, многие могут возразить, что в том же Послании Иоанна 1:8 сказано: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем сами себя и истины нет в нас». Думаю, что эти два, казалось бы, противоречащие друг другу стиха можно увязать, если подходить ко греху не как к чему-то неизбежному, с чем хочешь не хочешь приходится смиряться, а как к несчастью, трагедии или непредвиденной аварии, которые стараются избежать и всячески предотвратить. Иначе такой, как в этой теории, облегчённый подход ко греху, сделает мысли, сердце и жизнь христиан проходным двором для дьявола. Здесь я имею в виду не какой-то из ряда вон выходящий грех, вроде блуда, прелюбодеяния и пьянства, а то, с чем мы свыклись и сжились, не принимая уже как что-то серьёзное, к примеру, раздражение, возмущение, осуждение и злословие. После многих лет душепопечительского служения могу с уверенностью сказать, что главной причиной, почему христианин не может оставить свой грех, является любовь к этому греху, в чём, разумеется, трудно бывает признаться. А все эти слова, типа «я не хочу грешить, но не могу не грешить» – это лишь хитрая уловка и попытка себя оправдать. Грех невозможно оставить, пока не возненавидишь его, и в этом мне многократно пришлось убедиться. Можно только удивляться изощрённости, с которой христиане ищут и находят облегчённые пути подхода ко греху. Для проповеди из Священного Писания выбираются в основном те стихи, которыми можно объяснить и оправдать духовное бессилие. Один всемирно известный проповедник сказал по этому поводу, что Библия является самой благословенной и в то же время самой опасной книгой, в зависимости от того, в чьих руках она находится. Это высказывание, казалось бы, трудно понять, однако, если подумаешь, сколько сект и опасных лжеучений распространяют свои взгляды с Библией в руках, то невольно соглашаешься с этим проповедником. Мало того, если бы этим занимались только секты и явные лжеучения, то было бы ещё полбеды. Беда заключается в том, что с очень многих кафедр традиционных церквей различных конфессий звучат успокаивающие и убаюкивающие речи, уверяющие христиан, что всё в порядке, что им не о чем беспокоиться, что, приняв однажды Господа своим Спасителем, им остаётся только благодарить и продолжать в Него верить. Таким образом, складывается впечатление, что после уверования спасение и вечная жизнь будут обеспечены, независимо от того, как выглядит потом наша жизнь. Результатом таких утешений и наставлений является отсутствие у людей страха перед грехом. Свобода, которую даровал нам Христос, заменяется вседозволенностью и христиане делают всё, что им заблагорассудится, будучи уверенными в том, что Бог их так или иначе всё равно простит. Одним словом, вера по принципу: «спасён однажды – спасён навсегда». В одном письме мне был задан такой вопрос: «Считаете ли Вы, что очищение после покаяния обязательно для каждого христианина или это относится только лично к Вам?» Откровенно говоря, он меня очень удивил, потому что исходил от человека, ответственного за теологическую подготовку проповедников, миссионеров, пасторов и других служителей Божиих. На мой взгляд, понятия «очищение» и «освящение» неразрывно связаны и, согласно Библии, является для нас, христиан, волей Божией; поэтому не думаю, что после покаяния необходимость в этом отпадает. Ведь это – процесс, который длится всю жизнь, и если он проходит правильно, тогда в нём непременно будет видна динамика. Хорошим примером этому может стать процесс очищения и освящения Апостола Павла. После первой встречи с Иисусом он в ужасе восклицает: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти» (Рим. 7:19-20, 24). Таковым было его начало. Затем происходит следующий шаг – борьба с грехом и умирание своего «Я», когда он говорит: «Я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:26-27). Сколько эта борьба продолжалась у Павла, мы не знаем; известно только, что этот «бедный человек», стонавший когда-то от своего бессилия, мог теми же устами позже сказать: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Стоит ли удивляться, что, пройдя эти три стадии процесса очищения, Апостол Павел приближался к вечности с полной уверенностью в своём спасении и получении венца. Такую уверенность в спасении никто и ничто не может поколебать, как это порой случается у нас, когда прочтение книги или напоминание стиха из Притчей 14:12 «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти» бывает достаточно, чтобы потерять уверенность в спасении. Такая «уверенность» является ложной, поэтому, чем скорее она будет разрушена, тем лучше это для человека. Апостол Павел говорил, что благодать Божия не была в нём тщетна. Благодать Божия абсолютна, а спасение, которое совершил Христос, – совершенно и вечно; но нам нужно провести в жизнь то, что Бог для нас уже совершил. В Послании к Филиппийцам 2:12 тот же Апостол Павел говорит: «Совершайте своё спасение», а это значит реализуйте, проводите в жизнь, осуществляйте на деле. Освальд Чемберс сказал однажды: «Каждый верующий может держать себя и своё тело под полным контролем для Бога. Бог создал нас способными управлять нашим храмом, в котором живёт Дух Святой, способными контролировать наши помыслы и влечения. Мы ответственны за них и потому ни в коем случае не должны давать место тем помыслам и влечениям, которые неугодны Богу». Я вполне согласна с этим мужем Божиим и нисколько не сомневаюсь в том, что без искупительной жертвы Иисуса Христа все наши собственные старания и усилия спастись были бы напрасными потугами, неспособными привести нас ко спасению. Однако это не даёт нам права оставаться пассивными и бездеятельными. В Священном Писании есть много мест, показывающих, что именно необходимо делать нам, христианам, чтобы спасение, совершившееся на Голгофском кресте, стало и нашей частью. Не зря же написано: «Царство Небесное силою берётся и употребляющие усилие восхищают (получают) его» (Мф. 11:12). Другие места Писания, к примеру, Матфея 5:20 и 7:21, Исайя 59:1-2, Послание к Колосянам 3:5-15 говорят нам о том же самом. Согласитесь, что эти и многие другие стихи Библии, образно говоря, вырывают почву из под ног нашей пассивности в вопросе спасения. Чтобы пояснить, что я понимаю под словом «пассивность», приведу один по-детски простой пример, который, на мой взгляд, хорошо отражает суть вышесказанного. Предположим, я хочу пить и буквально умираю от жажды. Обратившись к вам, я прошу дать мне воды. Отвечая на эту просьбу, вы приносите мне стакан с водой и ставите передо мной. Я вижу его, но, ничего не предпринимая, продолжаю просить у вас пить. Вы в недоумении смотрите на меня, не понимая, почему я не пью стоящую передо мною воду. Жажда моя усиливается и я всё прошу и прошу, хотя то, в чём нуждаюсь, стоит прямо передо мной. Понимаете, что я хочу этим сказать? Чтобы мне, находясь рядом с водой не умереть от жажды, я должна сама что-то сделать, а именно: протянуть руку, взять стакан, поднести его ко рту, сделать первый глоток, выпить всю воду и при необходимости попросить ещё. Подобно этому выглядит и с нашим спасением. Смертью Иисуса Христа на Голгофском кресте оно уже осуществилось и теперь предлагается каждому человеку. Нам остаётся его только принять и претворить в нашу жизнь. В Послании к Колосянам об этом удивительно ясно и просто сказано: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего,где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте,а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которое гнев Божий грядёт на сынов противления... А теперь вы отложите всё:гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших. Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его... Итак, облекитесь,как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас. так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий,к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны» (Кол. 3:1-2, 5-15). Как видите, здесь нет и речи о пассивном ожидании, сложа руки. Ни слова не говорится о том, что всё, что нам необходимо для новой жизни со Христом, сделает за нас Бог. Не сказано, чтобы мы ожидали, когда Господь умертвит в нас все перечисленные выше грехи и преобразует нас из прежнего ветхого, греховного человека в нового. Напротив, этим местом Священного Писания Господь повелевает нам сделать то, что необходимо для нашего обновления, освящения и наследования жизни, сокрытой со Христом в Боге. Отсюда и призыв к действию: умертвите..., отложите..., не говорите..., облекитесь..., снисходите..., прощайте..., любите..., будьте дружелюбны и так далее. Исходя из этого, можно понять, почему Апостол Павел писал о себе: «Я каждый день умираю,,., я каждый день смиряю и порабощаю тело моё..., бегу не как на неверное..., бьюсь не так, чтобы только бить воздух». За него тогда, точно так же, как и за нас сегодня, уже умер Христос, даровав тем самым спасение. Однако не в пример многим из нас, он очень активен, претворяя это дарованное ему спасение в свою жизнь, и потому, обращаясь к нам, говорит: «Совершайте ваше спасение». В своей жизни я встречала много верующих людей, которые с возмущением говорили: «Столько лет уже прошу Господа, чтобы Он очистил моё сердце и освободил от обид, зависти, раздражения, нечистых, блудных мыслей и похоти плоти, но проходят годы, а Он этого не делает и я остаюсь тем же самым!» Выходит так, что Бог виноват в том, что, уверовав, я остаюсь прежним, ветхим человеком со всеми своими греховными наклонностями. После борьбы со своим прежним греховным «Я» Апостол Павел мог в конце концов сказать «всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Мы же, современные христиане, очень часто так сказать не можем, словно у нас нет того же укрепляющего Иисуса Христа. Но не потому ли не можем, что не делаем того, что должны сделать сами? Равнодушие, па
|