Студопедия — Интериоризация семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве в молодежной среде: гендерное сравнение 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Интериоризация семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве в молодежной среде: гендерное сравнение 2 страница






«Представления о родительстве юношей отличаются от представлений девушек»[42]. Так, в представлениях девушек на первых местах фигурирует любовь, ответственность, внимание и трудности воспитания детей. В представлениях юношей на первых местах находятся проблемы обеспечения будущего для ребенка, затрат времени на воспитание и родительского авторитета. Однако испытуемые не говорят о том, какие личностные качества им придется в себе развить, как нужно работать над собой. И в этом, отражается узость представлений молодежи о родительстве.

По мнению Э.Р.Алексеевой, родительство может рассматриваться как биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребёнка; как этап в жизни человека, начинающийся с момента зачатия ребёнка и не заканчивающийся после его смерти; как отношения кровного родства между родителем и ребёнком; как субъективное восприятие человека себя родителем.

Определенный опыт родительства, образцы поведения будущие отцы и матери получают в родительской семье и от усилий родительской семьи во многом зависит успешность выполнения юношами и девушками будущей родительской роли. Вместе с тем, матери довольно редко разговаривают с дочерями на темы их будущей супружеской и родительской жизни, а отцы крайне редко обсуждают эти вопросы с сыновьями. Родители практически освободили детей (особенно в городах) от участия в домашней работе, что еще больше усугубляет их неподготовленность к будущей семейной жизни.

Таким образом, готовность к семейной жизни и к осознанному родительству, - важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи - значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны. Сегодняшнее представление молодежи о семейных ценностях скажутся на завтрашней реальной картине института семьи, на предпочтении тех или иных семейных форм, детности, распределении семейных ролей, а соответственно, и на стабильности и гармоничности общества.

 

 

1.3. Объективные и субъективные факторы интериоризации семейных ценностей и ответственного родительства в молодежной среде

 

Существуют объективные и субъективные факторы формирования ценностных ориентаций – «неких индикаторов качества жизни»[43]. Говоря о процессе формирования ценностных ориентаций современной молодёжи, прежде всего подразумевается, целенаправленное управление процессом такого формирования. То есть «целенаправленное воздействие со стороны различных субъектов молодёжной политики, с целью обеспечения достижения намеченного уровня духовно-нравственного бытия путем преобразования социально-экономического, культурного и информационного ресурса в усвоенную и самовоспроизводимую систему традиционных духовно-нравственных ценностных ориентаций, а также поддержания их динамичного равновесия со средой»[44].

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 г. фондом имени Питирима Сорокина, к инструментам влияния на процесс формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи, относятся: ресурсы государственного аппарата (способствующие: созданию соответствующей законодательной базы, цензуре, влиянию на общественные институты); общественные институты (СМИ, образовательные учреждения, иные институты гражданского общества); традиционные религиозные институты (опыт противостояния чуждым деструктивным ценностям; воспитательная работа с молодежью, просветительская активность совместно со светскими институтами).

Говоря об эффективности механизмов формирования ценностных ориентаций молодёжи, нельзя не отметить ту особую роль, которую играют в этом процессе средства массовой информации. Роль СМИ в процессе социализации и формирования ценностных ориентаций молодёжи бывает различной, нося как позитивный, так и негативный характер. По мнению большинства авторов, оценивающих воздействие СМИ на современную российскую молодёжь, «в деятельности СМИ по социализации и формированию традиционных позитивных ценностных ориентаций молодёжи пока преобладают в большей степени негативные моменты, связанные с фактическим самоустранением государства из сферы регулирования деятельности СМИ»[45]. В настоящее время государство перестало заниматься корректирующей пропагандой посредством СМИ традиционных духовно-нравственных ценностей нашего общества, а значит и формированием систем традиционных духовно-нравственных систем ценностных ориентаций у молодёжи. Создание эффективной системы регулирования деятельности СМИ и осуществления государственной пропаганды посредством СМИ как одного из самых эффективных механизмов формирования у современной российской молодёжи систем традиционных, духовно-нравственных систем ценностных ориентаций должно является одной из первоочередных задач в выработке единой стратегии молодёжной политики в РФ.

Значительная роль в воссоздании эффективной системы деятельности всех институтов социализации и механизмов формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи принадлежит государству, государственной молодёжной политике. Государство обладает наибольшими ресурсами и возможностями для осуществления целостной молодёжной политики, координируя свою деятельность с деятельностью общественных институтов.

В государственной молодёжной политике условно можно выделить пять основных механизмов её реализации в процессе формирования ценностных ориентаций молодёжи: механизм институционализации единой базовой системы ценностных ориентаций современной российской молодёжи в рамках чётко сформулированной и определённой национальной идеи, стратегии национального развития. Реализуется посредством констатации и юридического закрепления выбранной системы ценностей в различных основополагающих нормативно-правовых актах, документах; механизм нормативно-правового регулирования различных сфер жизнедеятельности нашего общества, деятельности и взаимодействия между собой различных институтов социализации, процессов образования и воспитания, систем государственного управления, контроля, профилактики и коррекции социальных отклонений. Реализуется посредством принятия различных законодательных и нормативно-правовых актов; механизм создания и совершенствования организационных форм и моделей по реализации государственной молодёжной политики. Реализуется посредством создания системы органов управления, контроля, профилактики и исправления социальных отклонений в рамках осуществления молодежной политики, эффективного взаимодействия различных её субъектов; механизм осуществления целевых программ и проектов, направленных на социализацию, воспитание и формирование систем ценностных ориентаций современной российской молодёжи, т.е. практическая деятельность субъектов по достижению поставленных целей перед молодёжной политикой; механизм информационного воздействия, пропаганды систем ценностных ориентаций посредством использования средств массовой информации.

Формализованность государственной молодежной политики особенно хорошо проявилась в нормативно-правовой сфере.К сожалению, содержащееся в Конституции РФ положение о «деидеологизации» (т.е. о том, что никакая идеология не может быть признана государственной идеологией), в настоящее время, фактически, является своеобразным правовым барьером для дальнейшего национального развития и, в частности, реализации механизма институционализации единой базовой системы ценностных ориентаций современной российской молодёжи.Также вКонституции РФ в ст. 38 говорится о том, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»[46] (это также отмечает Семейный кодекс); забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Целью государственной молодежной политики является «содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи»[47] и одним из направлений реализации является государственная поддержка молодой семьи. Также закон РФ «О дополнительных мерах поддержки молодых семей»[48] регулирует отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер поддержки молодым семьям в жилищной сфере. Стратегия государственной молодёжной политики в РФ определяет целью государственной молодежной политики «развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России»[49]. Целями семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года являются: «повышение уровня семейного благополучия, усиление социальной роли семьи в жизни общества (решении общегосударственных задач), создание условий для выполнения семьей ее основных функций»[50]. К основным направлениям государственной семейной политики относятся «обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям, обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, усиление помощи семье в воспитании детей»[51]. Также утверждено «предоставление субсидий молодым малообеспеченным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, принятие меры по укреплению органов и учреждений по делам молодежи»[52] и др. Законодательство устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, «в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства»[53]. Одной из приоритетных задач молодежной политики является «формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей»[54].

Целью государственной молодежной политики в Республике Коми является «создание правовых, экономических и организационных условий для гармоничного развития, эффективной социализации, успешной самореализации, формирования общероссийской гражданской идентичности молодежи, реализации ее инновационного потенциала в интересах устойчивого развития России»[55], одним из направлений молодежной политики является «формирование условий для духовного и нравственного воспитания молодежи»[56], а также поддержка молодых семей. Целями государственной семейной политики Республики Коми являются «поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития"[57]. Также законодательство предусматривает государственные гарантии в Республике Коми семьям, имеющим детей. К ним относятся: «ежемесячное пособие на ребенка; доплата к ежемесячному пособию на ребенка»[58]. Чтобы простимулировать рождаемость и укрепить семьи государству необходимо выполнить ряд задач: «создание предпосылок для повышения рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей; принятие дополнительных мер и гарантий, стимулирующих молодые семьи к рождению и воспитанию детей; обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка; социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства»[59] и др.

Анализ содержания нормативно-правовых актов по молодёжной политике показал, что, несмотря на законодательно обозначенные благие принципы, цели и направления государственной молодёжной политики в современной России, все они в значительной степени декларативны, формализованы и фрагментарны. «Аксиологическая (ценностная) тематика не только не получила своё развитие как приоритетное направление государственной молодёжной политики, но и слабо отображена в законодательных и нормативно-правовых актах в сфере осуществления государственной молодёжной политики, как на федеральном, так и региональном уровнях»[60].

Способность государства оказать содействие и помощь молодёжи в созидании духовных и материальных ценностей, её способности самореализовать свои устремления является одним из главных критериев определения эффективности государственной молодёжной политики. К сожалению, спецификой проектного подхода к осуществлению государственной молодёжной политики в Российской Федерации в настоящее время является то, что практически все молодёжные проекты и программы на самых разных уровнях декларативно ориентированы прежде всего на улучшение качества жизни молодёжи, а не на формирование у неё системы ценностных ориентаций.

Роль семьи в формировании ценностных ориентаций молодых людей также значительна, так как семья – «один из самых древних социальных институтов общества, что объясняет ее необходимость и уникальность. Она оказывает огромное влияние на формирование и развитие каждой личности»[61]. Поэтому можно говорить о том, что от правильного семейного воспитания во многом зависит то, каким будет наше общество и какие успехи будут достигнуты. Но в то же время, наблюдаемое снижение степени связи с семьёй в возрастной динамике юношества, может быть интерпретировано как смена механизма влияния родительской семьи. На ранних стадиях юношеского возраста родители выступают как образец, то на более поздних – как «социальный эксперт», ориентир в построении собственной структуры ценностных ориентаций. «Семья играет важную роль в социализационных процессах, в том числе первостепенную роль в гендерной социализации»[62].

Образовательные институты должны воспитывать в процессе социокультурной деятельности базовые черты характера личности молодых, их позитивно-ценностные качества. Эти качества личности актуализируют потенциал, охватывают все сферы личности (когнитивную, экзистенциально-эмоциональную и поведенческую)»[63]. Необходимо осуществлять подготовку молодежи к семейной жизни и осознанному родительству.

Безусловно, сама молодежь также участвует в процессе формирования своих ценностных ориентаций. Поэтому следующая группа факторов, формирующих представления о семье и родительстве – это объективные факторы. Их можно разделить на общие индивидуально-неспецифические, присущие всей социальной группе молодежи, и индивидуально-специфические, которые отражают выраженную индивидуальность, ее специфику качеств и свойств.

Общие индивидуально-неспецифические факторы включают: знания, их степень научности и осознанности; мотивационно-ценностные ориентации (мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности); социально-духовные ценности (культура, мировоззрение, нравственность, этика, эстетика, трудолюбие и т.д.); биологические возрастные и психологические особенности; поведенческое отношение к ценностям физической культуры; социальные контакты. Также здесь можно отметить такой фактор как индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе который он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Группу индивидуально-специфических факторов составляют: интеллектуальные и психомоторные способности; особенности психических процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, лабильность нервных процессов, эмоции, чувства, воля); темперамент, типы характера, черты личности (требовательность, работоспособность, организаторские и творческие способности, способность к самопознанию, самонаблюдению, самоанализу, самооценке, самовоспитанию).

Таким образом, влияние вышеперечисленных факторов очень велико. Семья, общество и государство, безусловно, должно формировать у молодежи позитивные семейные ценности и стремление создать семью. При этом социальное влияние институтов государства и общества должно заключаться не столько в выполнении функций компенсаторного характера, сколько в проведении государственной просемейной политики на уровне идеологизации семейных ценностей, модели благополучной и стабильной молодой семьи.

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ И РОДИТЕЛЬСТВЕ

 

2.1. Обзор отечественных и зарубежных научных исследований проблем отношения молодёжи к семейным ценностям и родительству

 

В условиях «трансформации отношений женщин и мужчин в обществе»[64], институтов брака и родительства изменяются ценностные ориентации молодежи. Снижение уровня рождаемости, рост числа разводов, одиноких мужчин и женщин, внебрачной рождаемости, числа повторных и незарегистрированных браков, снижении брачности и ряд других социальных факторов делает актуальным анализ ценностных ориентаций молодежи.

В современном обществе «произошли перемены в представлениях о семье и браке»[65]. Сожительство приобрело, во-первых, более массовый, а во-вторых, легитимный характер. Мужчины и женщины, легитимизируя незарегистрированные браки, вносят тем самым изменения в институт семьи. Образцы и семейные представления предыдущих поколений переоцениваются, что нарушает преемственность в передаче социокультурного опыта. Однако эти новые представления постепенно воспринимаются молодыми людьми и девушками как образцы допустимого семейного поведения мужчин и женщин. Об этом свидетельствует, к примеру, исследование А. Митрикаса, проследившего изменение отношения к незарегистрированному браку с 1990 по 1999 г. Так, «в двадцати европейских странах в 1990 г. 14% респондентов одобрительно отнеслись к мнению, что брак стал пережитком, в 1999 г. таких было уже 20%»[66]. Мнение о том, что брак отжил свое, быстрее всего формировалось в Литве, Ирландии, Северной Ирландии, Бельгии, медленнее - в Польше, Чехии, Венгрии, Италии, Испании, Португалии. Мнение о том, что брак устарел, более всего поддерживают респонденты Франции, Люксембурга и Бельгии, традиционный же взгляд на брак наибольшую поддержку нашел на Мальте, в Исландии и Польше.

По данным исследований Е.В. Соколовой и О.Б. Лобановой «несмотря на кризисные семейные явления как в России, так и в Германии, у большинства опрошенных сохраняется потребность в семье и брачных отношениях»[67]. У 34 % немецкой молодежи отношения официально зарегистрированы, 30 % имеют прочные отношения. У российской молодежи ситуация та же. Кроме того, данные социологического исследования свидетельствуют также о том, что большинство как немецких, так и российских респондентов выражают надежду, что их отношения будут существовать вечно. На это хотели бы надеяться 55% молодых немцев и 56 % молодых россиян. При этом немецкая молодежь более уверена в прочности своих отношений, где только 13% не уверены в своих отношениях, а среди российской молодежи это цифра достигает 33%. Только 5% немецкой и 19% российской молодежи имеют «легкие» несерьезные отношения. Что касается отношений с родителями, то в Германии только 25% молодежи живут с родителями, а в России – 60%. Это связано с тем, что на Западе молодые люди гораздо раньше становятся самостоятельными, в отличие от российской молодежи, для которой характерна, во-первых, иждивенческая позиция по отношению к своим родителям, а во-вторых, многие молодые люди не имеют достаточно средств, чтобы купить собственное жильё и жить отдельно от родителей. Однако немцы общаются с родителями чаще, нежели россияне. По данным исследований, можно сделать вывод о том, что и для российской и для немецкой молодежи семья является важным институтом социализации.

На примере Республики Казахстан Н.К. Акименко и С.В. Багинская рассматривают особенности семейных ценностей современной молодежи. В большинстве случаев «девушки практически все функции и семейные роли возлагают на себя, исключение составляет материальное обеспечение и сексуальное первенство»[68]. В то время как большинство юношей этого возраста выполнение всех функций и ролей отдают женщине. Но следует отметить, что здесь прослеживается «обоюдное согласие» или равный процент отнесение семейных ролей к женской половине. Так 65% девушек и 66% юношей указывают, что воспитанием детей должна заниматься жена; 81% и 84% испытуемых указывают, что созданием эмоционального климата в семье должны быть поделены между мужем и женою поровну. Следует отметить, что юноши и девушки в этом возрасте организацию развлечений и организатора семейной субкультуры отводят жене. Разногласия прослеживаются по функциям кормильца и сексуального партнера. Роль «кормильца» девушки возлагают на мужа — 85%, а юноши на жену — 79%. Большое значение в семейных отношениях придавалось роли сексуального партнера. В этом случае 69% девушек сексуальное первенство отводят мужу, а 74% юношей наоборот жене. Также следует отметить, что для большинства респондентов главной семейной ценностью оказались дети – 86%.

Ю.П. Лежнина указывает на то, что в настоящее время среди россиян 14% - холосты или не замужем и никогда не состояли в браке, 59% - имеют официального и 6% - гражданского супруга, 2% - не состоят в браке, но имеют постоянного партнера, 9% - разведены и 10% - вдовствуют. Так как «в России численность мужчин меньше, чем женщин»[69], соответственно мужчины чаще женщин вступают в брак повторно, что уже отмечалось рядом исследователей.

А.В. Петров выяснил, что «семья для молодежи остается одной из немногих традиционных ценностей, в отношении которой существует практически полное единогласие»[70]. Ее важность в своей жизни признают до 90% респондентов, причем отводят "очень важную" и "довольно важную" роль.

Е.В. Змановская и Т.Е. Карташова представляют данные психодиагностического исследования брачно-семейных установок современной молодежи в контексте гендерных различий. При оценке идеального партнера были выявлены следующие гендерные различия. Молодые женщины в большей степени ориентируются на эгалитарный тип семьи; мужчины проявляют большее стремление к романтическим отношениям и более лояльно относятся к разводу. Выявлено, что: наблюдается тенденция к нивелированию гендерных различий в установках и ролевом поведении молодых людей в браке, что может обусловливать высокий уровень внутриличностных и межличностных конфликтов; на фоне размывания социальных норм выявлено конфликтное отношение молодых мужчин и женщин к собственной лидирующей роли в семье (стремление к лидерству в сочетании с ожиданием высокой инициативы со стороны партнера; ожидание одновременно лидерства и уступчивости со стороны партнера), что обусловливает, с одной стороны, взаимную неудовлетворенность, с другой – высокую конкуренцию молодых супругов за личную власть в супружеских отношениях; с точки зрения содержания социальных ценностей отмечается их сходство у молодых мужчин и женщин, а также достаточная взаимная согласованность: основополагающими ценностями являются здоровье и любовь, отмечается явная ориентация на эгалитарный тип семьи, поддержку и психологическую близость, романтические отношения в браке; при совпадении ценностных ориентаций выявлена рассогласованность в ролевых ожиданиях молодых супругов, а также рассогласование ролевых ожиданий от супруга и ролевых притязаний (собственной готовности к выполнению супружеских функций); наблюдается тенденция выбора супруга по двум основным принципам: по принципу компенсации (поиск супруга с качествами, которых не хватало у родителя противоположного пола) и принципу тождественности (поиск супруга с качествами, идентичными особенностям родителя противоположного пола); ведущими социально-психологическими факторами, определяющими особенности структуры и содержания брачно-семейных установок современной молодежи, являются: ценностно-нормативный кризис в обществе, пол, форма брака, отношения супругов с собственными родителями, личностные особенности супругов.

А.Ю. Маленова и Ю.А. Дружинина пишут о том, что «для современных женщин (девушек) характерно стремление к эгалитаризации семейных отношений»[71], тогда как мужчины (юноши) тяготеют к патриархальному типу семьи, основанному на принципе полоролевого функционирования (в связи с этим родительство и дети приобретают большую ценность для представителей мужского пола).

Ю.А. Евграфова в ходе исследования выявила, что «редко в качестве значимых ценностей-целей респонденты выбирали любовь, причем данная ценность как значимая в большей степени отмечалась девушками (6,8 %)»[72]; счастливая семейная жизнь (5,3 %), также в основном выделяемая девушками. Таким образом, было выявлено, что большинство (69 %) предпочли свободу семейной жизни. Причем среди опрошенных выбирали семейную жизнь в основном девушки, молодые люди предпочитали свободу в отношениях. Что, скорее всего, свидетельствует о нежелании брать на себя ответственность, это можно подтвердить и незначительным выбором такой ценности как ответственность (9,8 %) по результатам исследования ценностных ориентаций. Ориентация на рождение детей в ближайшем будущем (через 2-3 года) выявлена у 35,3 % опрошенных, из которых все респонденты оказались девушками. Сделан вывод о том, что современная молодежь предпочитает в большей мере достижение успеха в профессиональной сфере, построение карьеры, обучение, чем создание семьи и рождение детей.

Э.М. Думнова сделала вывод о том, что «большая часть респондентов, как юношей, так и девушек, выбрали официальный (традиционный) брак – 68,4 и 60,8% соответственно. Значительная часть респонденток – 33,3% – предпочли бы заключить церковный брак, с ними оказались солидарны только 17,6% юношей»[73]. Актуализация женских социальных ролей в обществе привела к трансформации гендерных семейных стереотипов и отношения женщин к разводу. С приобретением равных с мужчиной возможностей в сфере образования и трудоустройства брак перестал быть основной и порой единственной сферой самореализации женщины.

С.В. Скутнева сделала вывод о том, что «на фоне прагматизма личностных ориентиров молодежи в сознании девушек/женщин происходит постепенный переход от традиционной модели "мужчины кормильца и женщины - частично домохозяйки" к модели "двух кормильцев" / "двух домохозяев", а для молодых людей характерна преемственность главных элементов традиционного культурного идеала гендерных отношений»[74]. В современном российском обществе от девушек/женщин требуется "соответствие" нетрадиционной модели поведения (поскольку профессиональная занятость вне дома стала неотъемлемой частью типичной жизненной стратегии девушки/женщины) при одновременном сохранении вполне патриархальной системы представлений о женственности и женском предназначении (идея истинного призвания женщины и ее "настоящая" самореализация - это семья, брак, дети...). Отсюда можно заключить, что, вероятно, одно из важных направлений жизненного самоопределения молодежи связано сегодня с тем, как будет решаться конфликт между приватно-ориентированной моделью женского поведения и ценностями индивидуального успеха, все более принимаемыми самими девушками/женщинами.

В монографии И.А. Козыревой, Л.И. Быковской, А.В. Соколовой, Р.И. Зубовой, Л.В. Хотемовой, О.Б. Труфановой, С.С. Чабановой указывается на то, что создать в будущем собственную семью планируют 83% юношей и 94% девушек. По мнению респондентов, семью можно создать, когда будут решены материально-бытовые проблемы, так считают 50% девушек и 33% юношей. Вторым по значимости мотивом рассматривается взаимная любовь: по 33% юношей и девушек. 14% респондентов считают, что семью можно создать, когда получено необходимое образование.

Что касается регистрации брака, то девушки чаще склонны считать ее обязательной, если появляются дети, тогда как юноши этот факт не учитывают вообще. Также юношам чаще свойственно считать брак слишком большой ответственностью и в то же время нежелание брать на себя эту ответственность. Если же юноши и девушки все же решаются создавать семью, то чаще всего тогда, когда у них есть, где жить и работать (19% девушек и 39% юношей). Небольшой процент девушек (10%) и 14% юношей считают, что семью надо создавать, когда придет любовь, а 13% юношей и 5% девушек стремятся создать семью после получения образования. «Ценности любви, семьи и семейных отношений все еще занимают первые позиции»[75], и это является тем ресурсом, на который можно опираться при построении и реализации государственных молодежных и семейных программ.

А.В. Сытник рассмотрела вариативность гендерных представлений в сфере родительства, ответственности за воспитание детей и значимости материнства и отцовства в жизненных стратегиях молодежи. 80% опрошенных признают материнство и отцовство ценностью, не считают ценностью – 3%. Это говорит о том, что молодежь ориентирована на родительство.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 690. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия