Чаепитие в Мейфэре 8 страница
Эти залы отличаются еще большим непостоянством, но в любом случае в них следует отыскать по-мясницки жестокие полотна Фрэнсиса Бэкона и, напротив, страшно душеподъемные работы сэра Стэнли Спенсера. Спенсер всю жизнь рисовал свою родную кентскую деревушку Кукхэм, размещая в ней эпизоды библейской истории. В коллекции Тейт имеются «Воскрешение мертвых. Кукхэм» и «Крестный путь в Кукхэме». Кроме того, в этих залах — картины сестры Вирджинии Вулф Ванессы Белл, скульптуры Генри Мура, а также инсталляции Трейси Эмин и Энтони Гормли, скорее относящиеся по духу к Тейт-Модерн. В крайнем правом крыле галереи, корпусе Клор, экспозиция возвращается в XIX век. Там размещена крупнейшая в мире коллекция живописи Дж.-М.-У.Тернера — его собственное собрание, завещанное нации. Хотя все 300 имеющихся в Тейт работ Тернера невозможно выставить даже в специально выделенных под это девяти залах, представление о его творчестве складывается полнее некуда: от пока еще вполне фигуративной, но уже очень впечатляющей исторической живописи вроде «Перехода Ганнибала через Альпы» 1812 года до опередившей свое время минимум на полвека импрессионистической абстракции «Восхода близ замка Норам» (1845).
Тейт-Модерн (Tate Modern) В 2000 году галерея Тейт поделила свои запасы между двумя берегами Темзы. Современное искусство прибилось к южному берегу, к Тейт-Модерн. Первейший экспонат галереи, которую архитекторы Херцог и де Мерон перестроили из бывшей электростанции, — она сама. Лучше всего кирпичная махина с почти стометровой трубой смотрится ночью, когда ее подсвечивают. Но изнутри бывший турбинный цех высотой в 10 этажей и длиной в 160 метров, с зелеными наблюдательными рубками под потолком затмевает и ночное зрелище. На верхотуре имеются балконы, которые можно записать в лучшие смотровые площадки города. Турбинный зал, который внутри больше, чем снаружи (за счет подземных этажей), — самая внушительная по размерам выставочная площадка в городе. То в нем светит огромное искусственное солнце датчанина Олафура Элиасона. То его занимает от края до края и сверху донизу какая-нибудь кровяная перепонка — скульптура тернеровского лауреата Аниша Капура. Далее все классифицировано по темам. (Впрочем, выставки постоянно меняются, и не факт, что все описанные ниже экспонаты провисят до вашего приезда.) В секции «Натюрморт/Предмет/Реальность» кроме Пабло Пикассо, основателя кубизма Жоржа Брака, Василия Кандинского и Роя Лихтенштайна дадаист Марсель Дюшан со своим пресловутым писсуаром «Фонтан». Писсуар считается классическим примером реди-мейда (готовое изделие, которое, согласно Дюшану, после перемещения в галерею становится произведением искусства). Но всех больше привлекает не он, а кино мощной англичанки Сэм Тейлор-Вуд: в течение нескольких дней она снимала, как загнивает натюрморт на тарелке, а теперь проматывает пленку за три минуты. В другом отсеке — шкаф с миллионом ящиков, по которым Марк Дион разложил все, что было найдено им и группой добровольцев на дне Темзы: ящик только с подошвами от ботинок, ящик только с курительными трубками, а также с зубными щетками, солдатиками, кредитными картами и т.д. Также стоит зайти в комнату с инсталляцией Майкла Лэнди — человека, который в 2001 году нанял рабочих, чтобы те разнесли в пух и прах все его движимое имущество: от пластинок Дэвида Боуи до автомобиля Saab 900. В Тейт-Модерн он при помощи жалко выглядящих фигур уборщиков и разбросанного повсюду мусора протестует против унижения и уничтожения тех, «кто больше не является активным членом общества». Под вывеской «Пейзаж/Материя/Окружающая среда» показывают главу абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока, абстракциониста Марка Ротко. В комнате Йозефа Бойса (бывший пилот люфтваффе, сбитый над Крымом и выхоженный местными жителями) — как будто слон нагадил, такие там экспонаты. Но на самом деле это «примитивные животные», а железяка над ними — их солнце. Безусловный хит этого этажа — кино известной английской пары, Гилберта и Джорджа. Они в костюмах неподвижно сидят на берегу реки, любуясь пейзажем. Пересидят любого — фильм длится долго. В секции «Нагота/Действие/ Тело» — Пьер Бонар, Амедео Модильяни. Есть кино Брюса Наумана о том, что происходит ночью в его студии: ничего особенного не происходит — что-то шуршит, скрипит, бегают мыши. А есть портреты важной американской художницы 1970-х Элис Нил: мальчик из Доминиканской Республики, эксцентричный бомж. А у скульптуры «Поцелуй» Огюста Родена всегда можно увидеть чуть ли не плачущих девушек возраста Бриджит Джонс. К теме «История/Память/Общество» отнесен Энди Уорхол и советский плакат «Товарищи мусульмане! Под зеленым знаменем Пророка шли вы завоевывать ваши аулы. Враги народа отняли у вас родные поля. В седла, товарищи! Обращайтесь за справками: Москва, Малый Ржевский пер., 3». Но самое заметное произведение — инсталляция Томаса Хиршхорна. Картонные натовские солдаты в натуральную величину держат в осаде участок два на два метра. Внутри — канистры из— под бензина, на которых написано: «Экономика», «Развитие», книги «Что такое ислам», «Война без конца» и ядерный гриб. В огромном магазине при галерее торгуют журналами по искусству, дизайну, архитектуре, а также альбомами, посвященными развратной малолетке Фафи (весь Париж сейчас в граффити с ней в главной роли), кроссовкам и кедам, пожарным гидрантам, дорожным знакам, туалетам, «дерьмовым городам» — и так до бесконечности. На тот ресторан, что внизу, денег тратить не стоит: все дорого и не очень вкусно. Лучше пойти в бар на верхних этажах — вид из его окон отличный.
Весной 2003 года, когда один из самых успешных арт-дилеров Британии Чарлз Саатчи открыл галерею в бывшей мэрии, у Тейт-Модерн появился серьезный соперник. Саатчи скупает все самое интересное, что происходит в современном искусстве, и денег не жалеет. Значительно его галерея уступает Тейт только в смысле самого здания — это всего лишь обитые деревянными панелями коридоры с комнатами и один большой зал. В коллекции оказались произведения Young British Artists (Саатчи тем самым придал yba музейный статус). Трейси Эмин выставляла здесь инсталляцию «Моя кровать»: довольно грязную кровать с раскиданными повсюду сигаретными пачками, использованными презервативами, испачканным бельем. Сара Лукас показывала тряпичного Банни с разведенными ногами в чулках. Дженни Сэвилль фотографирует расплющенные о стеклянную поверхность тела и пишет портреты голых женщин с болезненно толстыми ногами. Духовный лидер yba и ключевая фигура для Саатчи — Дэмиан Х рст. Самая известная его работа — замаринованная в формальдегиде акула — тоже здесь побывала, вместе с разрезанной поперек коровой. В 2005 году самым заметным проектом галереи была выставка «Триумф живописи»: среди сотен работ показывали порочных детей Марлен Дюма, лыжников Питера Дойга, лауреата премии Тернера, и полотна австрийца Германа Хитча, нарисованные кровью животных. Последним сопутствовал такой фоторяд: как этот венский художник вместе с другими участниками выдуманного Хитчем ритуала залезают во внутренности только что вспоротых животных, как они омывают этой кровью ноги и т.д.
Дом маркизов Хертфордов на Манчестер-сквер — один из немногих выживших в городе частных дворцов: их не задумываясь сносили, чтобы освободить место под отели или более скромные дома для среднего класса. Своей счастливой судьбой усадьба угаснувшего в середине XIX века рода обязана упитанной и немного усатой француженке, вдове незаконнорожденного сына последнего маркиза сэра Роберта Уоллеса. В 1897 году мадам Уоллес завещала дом нации, вместе с содержащимися в нем богатейшими коллекциями, собранными маркизами и ее покойным мужем. C тех пор коллекция Уоллеса — не только редчайший памятник аристократического городского быта, но и образец малого, камерного, музея, экспозиция которого так полно охватывает историю искусства, что вполне может конкурировать с признанными гигантами. На первом этаже выставлены главным образом семейные коллекции прикладного искусства. В Передней и Задней парадных комнатах справа от входа — севрский фарфор (но стоит посмотреть и на портрет совсем юной королевы Виктории кисти американца Томаса Салли). В галерее XVI века — огромное собрание восковых миниатюр и потемневшие от времени крохотные картины Мемлинга, Кривелли, Гольбейна. Три галереи европейского оружия с огромными лошадиными манекенами, закованными в латы не менее тщательно, чем их седоки, сменяются галереей оружия восточного, где выставлены сотни островерхих персидских шлемов и множество всего еще, включая курьезы вроде церемониального вооружения короля племени ашанти Кофи-Кариками. В юго-западной угловой комнате — коллекция картин Роберта Боннигтона (1802-1828), романтического художника, умершего очень молодым и оттого страшно ценимого в Британии. Стоит обратить внимание на картину, где под ледяным взглядом испанского посла седовласый Генрих IV выползает из-под стола с будущим Людовиком XIII на закорках. Над лестницей на второй этаж, исходно спроектированной для Королевского банка Франции, удачно разместились похожие на кремовый торт аллегории Бушера. Повернув направо, в Будуар, вы все прочнее вязнете в патоке французского старого режима, на этот раз — благодаря выражающим типовое сладострастное недоумение девушкам Греза. Дальше — новая порция кондитерской наготы Бушера, а за ней, в западной галерее, — одно из лучших в мире собраний Ватто и Фрагонара, включая знаменитые «Качели» последнего — вдохновенный гимн полному отсутствию ума. Через следующий зал, галерею XIX века, где среди прочего можно посмотреть на несколько монументальных картин совершенно забытого Ари Шеффера, вы попадаете в центр силового поля музея — Большую галерею, про которую говорят, что это лучшая на планете коллекция изобразительного искусства в одной комнате. На западной стене развешаны сразу три портрета некоей (на первый взгляд ничем не заслужившей такой чести) миссис Робинсон — кисти Гейнсборо, Рейнолдса и Ромни. Между ними втиснулся довольно льстивый портрет Георга IV работы Лоуренса (его-то многолетней любовницей, еще в бытность его принцем Уэльским, а позже принцем-регентом, и была миссис Робинсон по прозвищу Пердита). Дальше можно только перечислять ударные номера программы: «Дама с веером» Веласкеса, «Смеющийся кавалер» Франса Хальса, парный к «Хет-Стеену» из Национальной «Пейзаж с радугой» Рубенса, «Титус» — портрет сына Рембрандта кисти отца, «Речной пейзаж с Аполлоном и Кумской сивиллой» Сальватора Розы, двойной портрет Филиппа ле Руа и его жены работы Антония Ван Дейка и еще черт знает сколько всего. Наконец, в трех Восточных галереях — коллекция голландской живописи: пейзажи Рейсдала, жанровые сценки Доу, Тениерса, ван Остаде, Метсю и де Хооха, наброски Рубенса; всего много — и все экстраординарно высокого уровня.
В зале №1, напротив кассы, размещена состоящая в основном из ранней итальянской живописи коллекция Томаса Гамбьера-Парри. Поднявшись по совершенно необыкновенной (и очень крутой: скатывающиеся с нее леди и джентльмены были излюбленным предметом карикатур конца XVIII века) полукруглой лестнице Чеймберса на второй этаж, вы попадаете в бывшие помещения самих ученых обществ. В залах №2-4 висят картины из собрания одного из основателей галереи — текстильного магната Самюэля Курто. В 1920-х годах, когда импрессионистами и их преемниками в мире еще не очень интересовались, он собрал впечатляющий набор шедевров новой французской живописи: «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Мане, «Портрет с отрубленным ухом» Ван Гога, «Станция Лордшип-лейн» Камиля Писсарро. Зал №5 — бывший зал заседаний Общества любителей древности — отведен под коллекцию другого основателя, лорда Ли — успешного политика, прославившегося еще и тем, что завещал нации свое имение Чекерс, нынешнюю загородную резиденцию премьер-министров. Главные экспонаты тут «Убийство святого Петра Мученика» Джованни Беллини, «Адам и Ева» Лукаса Кранаха Старшего и «Троица» Сандро Боттичелли. Залы №6-7, когда-то служившие штаб-квартирой Королевской академии искусств, теперь содержат коллекцию австрийского политэмигранта и большого почитателя Рубенса и Тьеполо графа Антуана Зайлерна. Кроме двух хитов Рубенса — «Лунного пейзажа» и «Портрета Яна Брейгеля с семьей» — там стоит отыскать работу отца Брейгеля с портрета — Питера Брейгеля Старшего — «Пейзаж с бегством в Египет». Третий этаж (подниматься надо по еще более крутому пролету, но за дверями слева от лестницы есть лифт) отдан под огромную коллекцию XX века, составленную из анонимных собраний, переданных галерее на сохранение. Тут есть Матисс, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Кандинский плюс одна из лучших в мире коллекций фовистов — Вламинка, Дерена, Дюфи, Брака. Огромный зал №9 — место проведения выставок Королевской академии. Именно сюда, чтобы потолкаться в завешанном картинами с пола до потолка зале, карабкались по крутой лестнице незадачливые посетители с карикатур. В зале №11 представлена коллекция художника Роджера Фрая, его собственные работы и произведения его соратников по группе — Блумсбери, Ванессы Белл и Дункана Гранта. пн-вс 10.00-18.00
Если войти в Сомерсет-хаус со стороны набережной, то вы оказываетесь в самом причудливом музее комплекса — собрании ювелирных и прочих излишеств англо-американского миллиардера еврейско-польского происхождения сэра Артура Джилберта. Римские микромозаики, флорентийские мозаики из пластин полудрагоценных камней, золотые табакерки, серебро всех видов, украшенные драгоценными камнями слоновьи седла, и еще много всего. пн-вс 10.00-18.00
За новым дорическим портиком с южной стороны Букингемского дворца, постоянно сменяя друг друга, экспонируются некоторые из 7 000 единиц хранения Королевской коллекции. Среди них — произведения Микеланджело, Рафаэля, Рубенса, Ван Дейка, Вермеера, а также яйца Фаберже и большое собрание рисунков Леонардо. Впрочем, чем стоять в очереди и платить довольно большие деньги за вход, лучше лишний раз сходить в Национальную галерею. пн-вс 9.30-17.30, вход до 16.30 Музей дизайна (Design Museum) В Музей дизайна можно прийти и не заглядывая в расписание выставок — что-нибудь стоящее обязательно найдется. Инсталляции Джона Гальяно сменяются на роботов из коллекции Пола Смита и шляпы Филипа Трейси. На выставке, посвященной дружбе шляпника с его музой и покровительницей Изабеллой Блоу, около каждого экспоната стояли трогательные подписи: на эту шляпу Трейси вдохновил рассказ Изабеллы о ее предке, на эту — ее рассказ об англо-французском морском сражении, эту шляпу он сделал к похоронам королевы-матери, чтобы Изабелла выделялась в толпе. Кроме того, в Музее дизайна проводятся лекции-беседы — уже приходили Норман Фостер, Заха Хадид и Марк Ньюсон. Темой разговора последнего, к примеру, были мобильные телефоны, кроссовки Nike и двухэтажные самолеты. пн-вс 10.00-17.45
Больше этого музея об истории города никто не расскажет. В постоянной экспозиции — кожаные бассейны для плавания, найденные под колодцем I века до н.э., посмертная маска Оливера Кромвеля и колокол, который во время чумы оповещал о начале сбора мертвых тел. Один из главных представителей XX века — лифт в стиле ар-деко из универмага Selfridges. Кроме того, Музей Лондона известен сменными выставками, которые могут быть посвящены всему на свете: от сумасшедшего дома Бедлам до истории британской моды. пн-сб 10.00-17.50, вс 12.00-17.50 Национальный морской музей (National Maritime Museum) В Музее мореплавания в Гринвиче хранится костюм Нельсона с дыркой на левом плече — тот самый, который был на нем во время Трафальгарской битвы, где адмирал получил смертельное ранение. Есть и самое большое полотно Тернера — «Трафальгарская битва, 21 октября 1805 года». Есть секстант, принадлежавший капитану Куку, спальный мешок полярного исследователя Роберта Фолкона Скотта, билет опоздавшего на «Титаник» пассажира. Если же от поиска курьезов перейти к внимательному изучению экспозиции, то выяснится, что она внятно и взвешенно рассказывает о таких захватывающих вещах, как завоевание Африки, питание на британских кораблях в разные века, или поиски Северо-Западного прохода из Атлантики в Тихий океан. Лето: пн-вс 10.00-18.00; зима: пн-вс 10.00-17.00
ДОМА-МУЗЕИ Архитектор Джон Соан мало что успел построить, все больше проектировал, зато по-крупному — Букингемский дворец, к примеру. Самое известное его творение — Английский банк, но и тот позже подвергся серьезной реконструкции из-за нехватки офисов. Есть еще его собственный дом, точнее, три выстроившихся в ряд особняка по Линкольнз-Инн-Филдс, №12, 13 и 14. Они одни стоят всех невоплощенных проектов. Внутри — десяток комнат, переходов, коридоров, лестниц, внутренних двориков, но все построено так, что кажется, будто их не десяток, а тысячи, понять, по какому принципу все это всунуто в одно здание, удается только часа через два-три. Справа, слева, сверху, снизу — мраморные фрагменты, которые были собраны в Риме и окрестностях (в том числе — обломок капители из храма Кастора и Поллукса с римского Форума, женский торс с фриза афинского Эрехтейона и саркофаг фараона Сети I). Потолки — мини-церковные своды. Шкафы оказываются многослойными ставнями, с обратной стороны которых висит Уильям Хогарт или Пиранези. И картина, на которой под одной крышей собраны так и не построенные произведения Соана, включая Букингемский дворец, здание палаты лордов и еще несколько сооружений подобного уровня. Последняя ставня открывает вид на редчайшее зрелище: арки средневекового Парламента, который почти весь выгорел во время пожара 1834 года. Они здесь оказались еще до бедствия — сэр Джон Соан участвовал в реконструкции здания, а после пожара их не вернул. Вместо этого он водил во двор своих гостей и торжественно сообщал, что под собственным домом им были обнаружены остатки средневекового монастыря. И даже показывал могилу святого отца Джованни, в которой на самом деле покоилась Фанни, собачка его жены. вт-сб 10.00-17.00, осмотр экспозиции при свечах — первый вт месяца 18.00-21.00; экскурсии: сб 14.30
Самый необычный музей города. В Театре-музее Дэнниса Сиверса пахнет едой, стоит недопитый портвейн, из кровати, похоже, только что кто-то выпрыгнул, и кошки шныряют где-то за дверью. Но ни кошек, ни людей на самом деле нет. Это аттракцион, который американец Сиверс, живший здесь до 1999 года, назвал «проникновением сквозь раму в картину». Главное требование к посетителям — поверить в реальность происходящего. Тех, кто не верит, да еще и другим мешает, безжалостно выгоняют. В первое и третье вс месяца 14.00-17.00, в первый и третий пн месяца 12.00-14.00, каждый пн (вечер, по предварительной договоренности)
ПРОЧИЕ МУЗЕИ Музей Шерлока Холмса (The Sherlock Holmes Museum)
ГАЛЕРЕИ Barbican Gallery Hayward Gallery ICA пн 12.00-22.30, вт-сб 12.00-1.00, вс 12.00-23.00 Royal Academy of Arts Serpentine Gallery Whitechapel Art Gallery
|