Д) Темы конкурсов.
Какая у нас сегодня тема?
(Из первых приветствий 80 % молодых команд)
Любая игра должна иметь достаточно широкую тему, в рамках которой формулируются конкурсные задания.
Классическими являются темы: «Кино», «Литература», «Спорт» и пр. Они столько раз игрались на самых различ-ных уровнях, что уже порядком навязли в зубах. Но если в вашем городе только начинают играть в КВН, то нет ниче-го страшного в их повторении.
Игра может быть посвящена определенной дате, например, 8 марта, Новому году и т.п. Но здесь есть опасность, что при возможном переносе игры из-за неподготовленности команд конкретные шутки, придуманные «по поводу», потеряют свою актуальность или будут смотреться странновато. Впрочем, переноса обычно удается избежать, если работа с командами начинается не за 2 дня до игры, а ведется весь период подготовки.
Школьные КВНы можно посвящать отдельным предметам, но здесь важно не переборщить и не превратить КВН в познавательную викторину «Что? Где? Когда?». Я никоим образом не хочу умалить важность этой любимой многими игры, но КВН — все-таки другой жанр.
Желательно (хотя и не обязательно), чтобы все игры одного уровня (четвертьфиналы, полуфиналы) имели как бы обобщающую тему. Например, полуфинальные игры можно посвятить литературе, а каждую конкретную игру — од-ному писателю.
А вот уже обязательно, чтобы все игры одного уровня состояли из одинакового количества конкур-сов, и задание на одинаковые конкурсы были приблизительно равными и по сложности. Так же, как не обязательно, чтобы общую тему имел весь сезон.
Темы отдельных конкурсов обычно представляют собой некий афоризм, цитату, известное выражение. Выбирают-ся они исходя из темы всей игры и из того, какой это конкурс. Например, для приветствия в КВНе, посвященном 23 февраля, годится название: «Стой, кто идет?», а в КВНе о путешествиях — «Шутки к досмотру».
Хорошо, если в на-звании музыкального конкурса уже заложено нечто мелодичное. Например, на финале первенства, проводимого в честь 200-летия Одессы тема «музыкалки» была «Всемирный хор одесситов», а в игре на тему «Компьютер» — «Му-зыка для чайников».
Задание на капитанский конкурс (или БРИЗ) должно быть сформулировано достаточно узко, с одной стороны для того, чтобы облегчить капитанам работу, а с другой — чтобы дать возможность проявить изобре-тательность в поисках «хода». А тема домашнего задания должно быть сформулировано достаточно общо.
Многие из организаторов КВН начисто забывают еще одно требование: в любом конкурсе (кроме разве что «до-машки») должна быть не только тема, но и задание.
То есть командам желательно разъяснить, чего именно ждут от них в этом конкурсе организаторы.
Впрочем, подсказка может содержаться уже в самом названии.
Название БРИЗа «Реклама сбора металлолома» говорит само за себя, «Музыкальный урок» априори предполагает, что команда в пе-сенной форме поведает о том, как проходят уроки в школе, или прорекламирует какой-нибудь предмет.
Впрочем, предмет может быть и вымышленным, все зависит от фантазии команд.
Темы конкурсов, даваемые в одни игре, должны быть достаточно разнообразными как по формулировкам, так и по смыслу.
Не является, например, удачным следующий подбор конкурсов в игре, посвященной «Золотому веку».
ПРИВЕТСТВИЕ — «Золотая осень», РАЗМИНКА — «Золотые слова», СТЭМ — «Золотая середина», МУЗЫКАЛКА — «Не все то золото, что блестит» . Число конкурсов в игре определяется уровнем игры и количеством играющих команд.
Если в игре участвуют 2-3 команды, конкурсов может быть 5-6.
При 4-х командах можно ограничиться приветст-вием, разминкой, капитанским и «музыкалкой» (или ДЗ).
При пяти и более командах смотреть (и тем паче судить) более трех конкурсов будет достаточно утомительно. На фестивале, в котором участвуют сразу много команд, будет достаточно одного конкурса (приветствия или мызыкального). Число конкурсов и их сложность может возрастать по мере приближения к финалу.
Особую роль в сценарии занимают импровизационные конкурсы.
Как уже говорилось выше, импровизационные конкурсы — это то, что начисто утеряно в «большом» КВНе, но продолжает жить «на местах», например в играх Ассоциации «КВН Украины».
Условия импровизационного конкурса команды не знают заранее, а получают их за несколько часов до игры или на самой игре.
Они отличаются большей простотой, конкретностью и определенностью.
Готовя задания для этих конкурсов, организаторы должны учитывать возможности команд и их способность в короткие сроки придумать, написать и воплотить в придуманное в жизнь.
Желательно также, чтобы была указана форма (песня, стихотворение, текст, пантомима), в которой организаторы предполагают увидеть это воплощение.
Примерами заданий на импровизацию могут быть: «Придумать 5 правил поведения в комнате смеха», «Написать страшилку», «Показать пантомиму на тему «Виды спорта» и т.п. Различают полностью или частично закрытые «импровизы».
В последнем случае командам известно заранее, что им предстоит сделать (например, написать рекламу какого-то предмета), но неизвестна одна деталь (сам предмет).
Это дает возможность командам приготовить заранее и даже отрепетировать так называемую «рыбу», то есть заготовку, в которую в последний момент вставляют придуманные только что шутки.
Придуманные и сформулированные темы конкурсов и конкурсных заданий на игру следует отпечатать и раздать (разослать) каждой из играющих в этой игре команд (Приложение 4) не позже, чем за 2 (два) месяца до игры.
Диктовка условий, особенно по телефону, часто приводит к недопониманию.
В любом случае, после получения команда-ми заданий рекомендуется собрать представителей команд, выяснить, одинаково ли все поняли условия, и дать отве-ты на все возникшие вопросы.
Кстати, это же рекомендуется сделать и при рассылке положения о первенстве.
|