I. Кардинальные параметры, ограничивающие область исследования
1. Наука становления личности средствами чтения-общения [н/п] – это исторически сложившаяся и постоянно развивающаяся система объективно-истинных знаний о влиянии чтения на становление формирующегося читателя как личности. Разъяснение формулировки: 1. 1. Исторически сложившаяся − значит имеющая вполне определенную, зафиксированную в чьих-то трудах точку отсчета и линию развития с целью ее анализа, перспективную или не имеющую перспективы. 1. 2. Система, т.е. совокупность объективно существующих в окружающем нас мире компонентов и связей, возникающих между ними, всегда (безусловно, аксиоматично) или при определенных условиях, обеспечивающая реализацию какой-то функции или достижения какого-то результата: в нашем случае – становления личности обучаемого средствами чтения-общения, которым он овладевает. Профессионально значимое свойство любой системы, которое учитель должен принять и которым должен постоянно руководствоваться, состоит в том, что система – это единый организм, нацеленный на выполнение определенных функций; изменение любого, самого, казалось бы, малозначительного компонента системы, обязательно приводит либо к ее гибели (она ломается, перестает функционировать), либо к непредсказуемой смене ее функциональных свойств (холодильник начинает вырабатывать тепло вместо того, чтобы замораживать продукты, а обучение чтению – явное нежелание читать и брать книгу в руки вместо любви к чтению). 1. 3. Объективно-истинные знания − знания о компонентах и связях в исследуемой области бытия, поддающиеся точной фиксации и сформулированные учеными в виде понятий и законов, существование которых и их влияние на человека не зависят ни от человека, ни от человечества в целом. Другими словами, эти компоненты и возникающие между ними – в самой читательской деятельности и между читателем и книгой при реализации читательской деятельности − связи существуют и действуют даже тогда, когда люди о них и не догадываются. 1. 4. Компоненты, о которых идет речь [у/п], – это и объективно существующие явления в той области, которая исследуется: в данном случае «человек книга общество», и понятия, отражающие сущностные характеристики этих явлений и фиксирующиеся в научных источниках. Новые понятия служат признаком появления частных открытий или появления новых отраслей знаний, например науки становления личности средствами чтения-общения. 1.5 .Связи между компонентами [у/п] – это и объективные зависимости между явлениями, и законы и закономерности, формулируя которые, исследователь надеется управлять результатами формирования у обучаемых творческой читательской деятельности и получением при этом гарантированного результата, т.е. становления личности средствами обучения чтению-общению и, разумеется, самого чтения-общения. · Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. - М.: 1993. – с. 7-8 и след. · Жданова Г.С., Колобродова Е.С., Полушкин В.А., Черный А.И. Словарь терминов по информатике на русском и английском языках. Из-во «Наука». - М.: 1971.- 360 с.- с.7. · Светловская Н.Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования типа правильной читательской деятельности. / Начальная школа, 1990, №9. С. 2-5. 2. Чтение-общение [н/п]– это творческий вид деятельности, позволяющий читателю самостоятельно и целесообразно строить для себя один из важнейших формирующих его социумов, в котором роль ведущих собеседников выполняют книги, а читатель становится собеседником, способным осваивать предложенный ему накопленный человечеством опыт и с его помощью строить себя: просвещаться, воспитываться, развиваться. Разъяснение формулировки: 2. 1. Чтение-общение по отношению ко всем другим видам чтения (прежде всего механическому, информативному) – это универсальный тип читательской деятельности, в котором механическое раскодирование (правильное, беглое воспроизведение текста) и информативное восприятие текста (сознательность) являются обязательными составляющими основного процесса, но этот процесс непременно дополняется его адекватным содержанию текста читательским интонированием (выразительностью) и самостоятельным для читателя установлением личностных отношений с книгой-собеседником, а затем вычленением и осмыслением заключенного в тексте (в «чужой речи») социально-нравственного опыта, применительно к себе. 2. 2. Чтение- общение – это обязательно творческое чтение [у/п], потому что нетворческого общения, как справедливо утверждают философы (в частности, Каган М.С.[1]) не существует: общение или есть, т.е. слушатель слышит, запоминает, представляет, эмоционально реагирует на то, что ему говорят – и тогда он входит в мир рассказчика и является его сотворцом, или его нет. Другой случай, когда потенциальный слушатель не слышит того, что ему говорят, никак на «чужую» речь не реагирует, а лишь убивает время. Это процесс бессмысленный – и в том случае, когда смысл речи собеседника разбивается о слушателя «как о стенку горох», и тогда, когда слушатель вместо восприятия «чужой» речи замещает содержащийся в ней опыт своими фантазиями «по поводу» и без повода. 2. 3. Чтение-общение в современную эпоху – это единственное надежное средство изъять растущего человека (в первую очередь, − ребенка 6-9 лет) из оглушающего его потока в большей своей части ненужной информации и сосредоточить на желании и умении учиться думать о себе и о мире, опираясь на опыт мудрецов, оплативших этот опыт «потом и кровью», и получая безвозмездную возможность использовать этот бесценный и ничем не заменимый дар для того, чтобы постараться искать и найти себя в этом мире, становясь при этом полезной и значимой для окружающих его людей личностью. 2. 4. Чтение-общение – это читательская деятельность, а не читательское действие. Основным отличием первого от второго – согласно исследованиям проф. А.Н. Леонтьева – является связь процесса с такими компонентами как его цель и мотив. В том случае, когда цель процесса чтения и его мотив для читателя совпадают, мы имеем дело с читательской деятельностью. Отличительные признаки этого совпадения – наличие при реализации деятельности особого класса психических переживаний – эмоций и чувств, которые всегда определяются осознанием читателем жизненной значимости и собеседника (книги), и беседы с ним (чтение) для удовлетворения его потребности понять свое отношение к себе и к миру в данный момент (в момент чтения), вычленив из беседы недостающий ему социально-нравственный опыт. В этом случае механическое раскодирование текста и его информативное понимание в процессе чтения-общения следует рассматривать как читательские действия. 2.5 .Структура чтения-общения как деятельности [н/п] (это удалось определить впервые) складывается из пяти последовательно и взаимно связанных компонентов: − умением увидеть в книге собеседника и сформировать к нему свое первоначальное отношение; −способности его услышать, бегло, правильно, выразительно, сознательно озвучив оставленный им текст; −запомнить речь книги-собеседника (т.е. текст литературного произведения) как можно более точно; −осознать ее содержание, т.е. максимально адекватно тексту представить, понять и пережить сказанное; −оценить его применительно к себе и потребностям, побудившим читателя обратиться к книге.
· Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению. – М.: 1998.− 158с. · Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности. – М.: 2009. – 173с. · Светловская Н.Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности // Начальная школа, 2000, 2, с.24-27. · Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.4-е изд. – М.: Из-во Моск. ун-та, 1981.- 584с. – с.509 и след.
3. Личность ( применительно к ребенку 6-9 лет в контексте рассматриваемой нами науки) [у/п] – это тип будущего образованного человека, пока еще охотно обучающегося и в меру индивидуальных способностей впитывающего доступные ему представления о культуре, социальных нормах, установках, ценностных ориентациях и менталитете той страны, того народа, которому он уже хочет служить «верой и правдой» и с этой целью старается осознать самого себя (свои сильные и слабые стороны) и окружающий его мир. Разъяснение формулировки: 3. 1. Образованный человек – это общепринятый термин, скорее, бытовое представление, чем научное понятие о типе человека, полезного и нужного обществу. С нашей точки зрения, лучше всего сущность этого типа людей определил известный книжник Н.А. Рубакин. Именно он поставил перед всеми нами два главных вопроса: что такое образованный человек и ради чего делать из себя такового. А поставив эти два вопроса, дал на них исчерпывающий, во всяком случае, для нашего понимания, ответ: «Действительно образованный человек, − утверждает Н.А. Рубакин, − не тот, кто считает себя «образованным», не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже и высшее, учебное заведение – мало ли неучей, узких специалистов, или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования. Самая его суть – в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь... Понимать окружающую жизнь – первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения – вот пробный камень его оценки». 3.2 .Культура [у/п] – в широком смысле слова – это все, что создано человечеством в каждой отрасли знаний и деятельности, а в узком смысле слова – это степень совершенства в овладении той или иной отраслью знаний или деятельности. Оба эти значения в рамках науки становления личности средствами чтения-общения приобретают особую значимость при решении вопросов технологии обучения младших школьников чтению-общению. В собственно же научном смысле мы принимаем этот термин прежде всего как синоним термина менталитет, т.е. как проявляющееся в родном языке мировосприятие, эстетическое кредо, жизненные позиции, определяющие для человека–личности прежде всего его самооценку, а возможно и поведение. Что же касается русского менталитета, то его основные характеристики, приводящиеся в названных ниже источниках, таковы: «Любить ближнего и все живое на земле; душевно и чутко относиться к человеку независимо от его возраста, социального статуса, национальной принадлежности и даже вероисповедания; накормить голодного, напоить жаждущего, посетить больного, немощного и оказать им помощь; не обижать вдов и сирот, детей и стариков; относиться к человеку с добром, независимо от того, как он к тебе относится; ответить ему куском хлеба, если он бросит в тебя камнем (иначе умножишь зло, а не добро); считаться с общечеловеческими интересами, ибо все люди – братья, жители одной планеты; бояться нанести другому душевную боль, вредящую его «животу» (т.е. жизни); бояться лжи, лени, злословия – такие и подобные нравственные заповеди, составляющие кодекс человечности, идут к нам из глубокой древности и составляют нравственный идеал наших предков (абзацы выделены нами – Н.С., Т.П.) К сказанному выше (Ф.И. Сетиным), как нам кажется, необходимо добавить и такие обязательные для русских людей черты, как беспримерная любовь к Родине и, бескопромиссное отношение человека к самому себе. Таков, в сущности, русский народный идеал… Хорош ли он? Думается, что хорош!.. И с социальной точки зрения даже не суть важно, насколько он обществом реализуется (хотя лучше бы реализовался!). Гораздо важнее то, что он должен быть известен всем и каждому в России с детских лет; он должен признаваться нормой поведения русского человека и критерием личной самооценки любым из нас, в том числе и писателями.
· Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. – М.: 1962. · Светловская Н.Н. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения чтению. // Журнал «Начальная школа», 1983, № 10, с. 27-35. · Сетин Ф.И. История русской детской литературы. – М.: Просвещение, 1990.- 303с.
4. Содержание науки становления личности средствами чтения-общения [н\п] – это в настоящее время три закона, отражающие объективные связи между явлениями в системе «читатель книга », а также системы понятий, выявляющих сущностное содержание соответствующих этим понятиям изучаемых явлений. В содержание названной науки может быть включена и теория формирования типа правильной читательской деятельности, или читательской самостоятельности, т.к. объективная истинность ее доказана и проверена практикой.
Разъяснение формулировки: 4.1 .Сущностное минимизированное содержание любой науки, в том числе и науки становления личности средствами чтения-общениясогласно общему толкованию – это единство всех основных элементов целого, его свойств и связей[2], т.е. знание изучаемых данной наукой явлений, сформулированных учеными как понятия, а также условных и безусловных связей, т.е. законов и закономерностей, объективно существующих или возможных между этими явлениями. Понятие «теория» [у/п] мы определяем как систему руководящих указаний, т.е. выводов, найденных учеными логическим путем на основе собственно научных знаний (понятий, законов и закономерностей), необходимых для возможности целесообразного внедрения этих знаний в практику человеческой деятельности. Теория включается в содержание науки, с нашей точки зрения, только в том случае, если вытекающие из нее руководящие указания всесторонне научно обоснованы, а ее результативность апробирована на практике, т.е. тогда, когда теория перестает быть гипотетичной и становится собственно научной. 5. Обучение чтению-общению – это научно обоснованная система методических технологий включения обучающихся сначала в возможно более широкий круг книг-собеседников с целью овладения принципом и практикой опознания их индивидуальной ценности с помощью книги как инструмента для чтения, а затем привычки выбирать из любого доступного круга чтения собеседников для себя, чтобы присваивая переданный ими в процессе обучения чтению-общению опыт, познавать и творить себя. Разъяснение формулировки: 5.1. Система методических технологий обучения чтению-общению [у\п]– это как минимум 1) технология знакомства с миром книг; 2) технология работы с книгой – инструментом для чтения; 3) технология озвучивания текста литературного произведения, т.е. закодированной речи собеседника-книги; 4) технология творческого восприятия опыта, закодированного в литературном произведении, помещенном в книге; 5) технология накопления сведений о писателях и их творчестве, заключенных в книгах-собеседниках. 5.2. Научное обоснование современных методических технологий обучения чтению-общению [у/п] – это система законов и понятий, составляющих сущность науки становления личности средствами чтения-общения, а также руководящие указания к организации учебно-воспитательного процесса при формировании у учащихся типа правильной читательской деятельности на уроках и во внеурочное время. 5.3. Обучение чтению-общению в качестве обязательного условия предполагает владение обучающим и освоение обучающимися системы специально созданных учебных материалов (см. п. 4.1) · Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. \ Начальная школа, 2003, №1, с.11-18. · Светловская Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. – М.: 2001. – 288с.:илл. · Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа): Первый год обучения. – М.: 2006. – 192с.:илл. · Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа): Второй год обучения. – М.: 2007. –208 с.:илл. · Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа): Третий год обучения. – М.: 2010. –224 с.:илл.
|