Анализ собранных данных
Таблица 1а. (Данные по интонационной составляющей)
* - Высокий восходящий тон; ** - Высокий нисходящий тон; ***- Низкий восходящий тон; ****- Низкий нисходящий тон.
Как видно из таблицы и графика, самым характерным страху компонентом интонации является высокий нисходящий тон. Он преимущественен как в монологах, так и диалогах. Он используется чаще остальных во всех отрывках. Это значит, что его можно считать основным интонационным тоном страха и одним из основных индикаторов данной эмоции. Ещё одним характерным страху компонентом оказалось большое количество логических ударений. Они делаются, потому что речь говорящего в страхе сбита, неорганизованна и крайне спонтанна. Большое количество логических ударений это ещё один из основных индикаторов страха. В качестве ещё одного индикатора страха следует выделить большое количество удлинённых пауз и пауз хезитации. Они так же допускаются из-за спонтанности и неорганизованности высказываний. Остальные компоненты интонации носят лишь вспомогательный характер и не могут считаться индикаторами страха. Их присутствие обусловлено тем, что главный герой мог испытывать не только страх, но и частично гнев или отвращение. Средняя громкость высказываний находится в дипазоне от 35 до 52 дБ. Это значит, что испытывающий страх может говорить с громкостью, покрывающей весь диапазон человеческого голоса от шёпота до крика, что тоже не даёт причин считать, что страху характерна какая-то определённая громкость голоса.
Таблица 1б. (Данные о разовых жестах)
Из данных таблицы и графика можно сделать вывод, что самыми характерными страху разовыми (сделанные одним коротким движением) изменениями мимики и жестов является "приспускание уголков рта" и "приоткрывание рта". Чуть менее значительно присутствие "широкого открытия рта" и "сжатия кулаков". Но была прослежена зависимость количество случаев присутствие данных индикаторов страха: чем чаще главный герой приспускает углоки рта, тем чаще он приоткрывает рот. Чем чаще он приоткрывает рот, тем чаще он широко открывает рот и т.д. Это говорит о том, что количество случаев присутствия данных индикаторов напрямую зависит от того, на сколько силён страх. Следовательно, "приспускание уголков рта", "приоткрываие рта" можно считать индикаторами страха вообще,а "широкое открытие рта" и "сжатие кулаков" можно считать индикаторами сильного страха. Жест "раскрытие ладоней" наблюдается гораздо реже и говорит скорее о напряжении, чем о страхе и не может считаться индикатором страха.
Таблица 2. (Данные о длящихся жестах)
На основании данных таблицы 2 и графика можно предположить, что у человека, испытывающего страх, приподняты брови, широко открыты глаза, присогнута спина и узко сжаты плечи. Однако, последние два индикатора оказались частными для исследуемого персонажа, так как в тех же отрывках другие персонажи, испытывая страх, не применяли эти индикаторы страха. Последние два нельзя считать индикаторами страха. Рот, прикрытый рукой, скорее указывает на отвращение, а руки, сложенные на голове, на концентрацию (эти же индикаторы встречались в указанных ситуациях и тогда, когда герой не испытывал страх).Эти индикаторы нельзя признать индикаторами страха. Таким образом, самым характерным для эмоции "страх" интонационным рисунком является высокий нисходящий тон (High Fall). Страху присуще увеличенное количество логических ударений и пауз, наиболее характерные мимические индикаторы - приспускание уголков рта и приоткрывание рта. Также, брови главного героя приподняты на протяжении почти трёх четвертей времени отрывков,а глаза широко открыты более половины времени отрывков. Громкость голоса варьируется от шёпота до крика.
|