Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Модерн Москвы.





В конце XIX и начале XX века на улицы все увереннее выходит своеобразный «парад стилей», бывший результатом широких и прямых заимствований из западноевропейской и мировой архитектуры. Московский модерн обязан своим развитием благодаря вкусам богатого купечества. Именно эта состоятельная и нацеленная на все новое общественная прослойка обеспечила на рубеже веков необыкновенную «подвижность» московских эстетических критериев и сильную подверженность Москвы моде.

Не смотря на постепенное появление в городе построек в стиле модерн, его стилистические признаки еще не были достаточно ясно выражены, а поэтому не могли в полной мере стать явление городской архитектуры. Широкое знакомство горожан с феноменологией нового стиля произошло на Выставке архитектуры и художественной промышленности Нового стиля, организованной в Москве в 1902 декабре – январе 1903 гг. под патронажем великой княгини Елизаветы Федоровны – жены московского генерал –губернатора. Эта экспозиция стала первой программной выставкой искусства модерна в России. Хотя московская выставка не вынесла больших стилистических новшеств, она впервые представила новый стиль во всех сферах быта. После выставки круг заказчиков московских построек в стиле модерн, конечно, очень широк. Первый московский особняк, который можно отнести к произведению в стиле модерн, был построен архитектором Львом Николаевичем Кекушевым, как собственный, но вероятно, с целью последующей продажи, - уже в 1900 г. постройка стала собственностью фабриканта О. Листа. Деталь декоративного убранства каменная резьба капители колонки лоджии и арочных проемов, деревянная резьба дверного полотна, фигурные оконные переплеты, мозаичное панно в нише над дверью, изображающая подводный мир, водоросли, рыбы и фрис, изображающий подснежники на золотом фоне. Ценные строительные материалы – полированный черный гранит колонки, тарусский мрамор оконных и дверных обрамлений.

Самыми выдающимися мастерами, создавшими подлинные шедевры московского модерна, были Л.Н. Кекушев и Ф.О. Шехтель.

Один из первых особняков в стиле модерн, известный как дом О. Листа (Н.К. Кусевицкой), был построен в Москве в 1898 -1899 гг. Это был собственный дом Л.Н. Кекушева в Глазовском переулке, 8. В архитектурном решении зодчий использовал все декоративные и композиционные возможности нового стиля. Удивительно красиво сочетание золотистого тарусского «мрамора» с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно. Особняк почти сразу же был продан фабриканту О.Листу. Второй собственный особняк Л.Н. Кекушева, официально принадлежавший его жене, был построен в 1900 – 1903 гг. на Остоженке, 21. Формы дома были заимствованы из европейского средневековья, но выстроены в духе модерна. Многоярусная угловая башня оканчивается шатром, уличный фронтон увенчан фигурой льва. Внутреннее решение дома типично для модерна: парадные помещения группируются вокруг лестницы, над ними расположены жилые комнаты.

Архитектор того времени является – Федор (Франц) Осипович Шехтель (1859 - 1919). Трудно перечислить все, что построено по его проектам: это здания кинотеатра «Художественный» на Арбатской площади и Театра «Парадиз» (ныне Театр имени В.В. Маяковского) на Большой Никитской, Ярославского вокзала и «Боярского двора» на Старой площади, торгового дома М.С. Кузнецова на Мясницкой и банка Рябушинских на Биржевой площади, многоэтажные доходные дома и особняки. Ф.О. Шехтелем выполнена наружная и внутренняя отделка здания МХАТа в Камергерском переулке.

Самое известное творение Ф.О. Шехтеля – особняк в стиле модерн на Малой Никитской улице (№6/2), построенный в 1900 – 1904 гг. по заказу Степана Павловича Рябушинского. Главным в оформлении интерьера особняка является волна, символ вечного движения и жизни. Парапет парадной лестницы из зеленовато – серого мрамора напоминает движение морских волн.

В 1901 – 1902 гг. в Кропоткинском переулке Ф.О. Шехтелем было построено еще одно замечательное здание в стиле модерн. Дом №13 известен как особняк А.И. Дерожинской. Сам дом, ажурная уличная ограда и корпуса хозяйственных служб во дворе представляют собой целостный ансамбль. Через огромное окно можно увидеть изумительно красивый парадный зал с большим беломраморным камином. Дизайн интерьеров частично сохранился до наших дней. Все в этом дома, включая мебель, было создано по рисункам Ф.О. Шехтеля. При отделке стен, дверных проемов и лестниц декоративными элементами широко использовалось дерево. Ф.О. Шехтель проектировал дома и для себя. Второй особняк и сейчас стоит на стыке Ермолаевского переулка (дом №28) с Трехпрудным (сейчас в нем находится посольство Уругвая). Фасад облицован керамической плиткой, имитирующий светло – коричневый кирпич. Над входом на золотом мозаичном фоне выложены цифры «96» (дата постройки) и латинские буквы «S» и «N» (инициалы жены архитектора – Шехтель Наталья). Три ириса (бутон, расцветший и увядающий) символизируют три возраста человека – детство, зрелость и старость.

Типичным и наиболее совершенным образцом раннего модерна в России является особняк Рябушинского в Москве, созданный Ф.Шехтелем. Автор утверждает в планировке здания принцип свободной асимметрии. Здание представляет собой сочетание пластично, скульптурно трактованных объемов, образующих уступчатую композицию. Особняк облицован светлым глазурированым кирпичом, что типично для здания в стили модерн.

Как Торговый дом Московского купеческого общества в малом Черкасском переулке (1909) или здание типографии «утро России» (1907), можно отнести к рационалиским. Застекленные поверхности огромных окон составляют основной эффект фасада. Скругленные углы и пилястры, вытянутые в несколько этажей сообщают пластичность объему здания. О модерне здесь напоминают несколько причудливое разнообразие ритма оконных переплетов, хрупкая графическая профилировка горизонтальных тяг, разделяющих этажи, - эстетизированная геометрия, заменившая собой куль зигзагообразной линии в раннем модерне.

Особое направление в архитектуре XX века образует неорусский стиль, который стремился выразить «дух» древнерусской архитектуры, свободно варьируя и как бы глядя на неё сквозь призму стиля модерн. К нему относятся, например, Марфо – Мариинская община сестер милосердия в Москве, построенная Щусевым в 1908 – 1911 годах, где он синтезировал приметы псковско – новгородского стиля, и Ярославский вокзал Шехтеля. Он представляет собой компактную композицию из разновысоких объемов, создающую строго выверенный рафинированный силуэт, сложный причудливый рисунок, а в завершение – огромные «щипцовые» кровли, упругие дуги порталов, высокие балконы – крыльца, островерхие шатровые шпили, маленькие слепые изразцовые вставки и стилизованные панно. Композиция портала в целом представляет триумфальной арки.

Майоликовое панно Принцесса Грёза

При проектировании гостиницы Метрополь в соответствие с новыми направлениями в искусстве большое внимание уделялось художественному оформлению здания. По желанию Саввы Мамонтова его фасады было решено украсить майоликовыми панно.

Центральное место на главном фасаде занимает мозаичное панно Принцесса Греза, выполненное по эскизу Михаила Врубеля.

В Петербурге модерн выражался в несколько иных формах, нежели в Москве. И поэтому, что главным объектом строительства в Москве являлись частные особняки, а в Петербурге – это в основном доходные дома, и из-за самого классического стиля города.

1.6. Модерн Санкт – Петербурга

Стилистический диапазон искусства Модерна широк. Во многих петербургских зданиях «классического модерна» стиль не проявляется в «чистом виде». На Большую Морскую улицу выходит фасад лучшего образца неоклассицизма – Азовско – Донского Банка (1908 – 1909 гг.). Строгий фасад с портиком, украшенный барельефами, прекрасен по своим пропорциям, и поэтому банк хорошо вписывается в сложившуюся застройку, к чему во всех своих сооружениях стремился Лидваль.

Так же в хорошем состоянии находятся и интерьеры Европейской гостиницы, автором которых также является Лидваль (1908 – 1910). По его же проекту построен небезызвестный отель «Астория».

В создании одного из известных зданий модерна торгового дома Гвардейского Экономического Сообщества (более знакомый горожанам как ДМТ) участвовали многие архитекторы и инженеры: Э.Ф. Виррих, Н.В. Васильев, С.С. Кричинский, И.В. Падлевский, Б.Я. Бодкин и И.Д. Балбашевский (1908 - 1910). Это был первый универмаг в Петербурге, где можно было купить все.

Первое в России здание с цельнометаллическим каркасом – дом компании «Зингер» на углу набережной Екатеринского канала и Невского проспекта (арх. П.Ю. Сюзо, 1902 – 1904 гг.) – знаком петербуржцам как Дом Книги.

Если сопоставить архитектуру модерна Санкт – Петербурга и Москвы, то можно заметить, что Санкт – Петербург – строгий, порядочный, его застройка в чем – то стремится к аккуратности построек центральных районов городов Европы. Москва – город купеческий, разгульный, там все поставлено на поток и делается с размахом. Следствие этого: в Петербурге наиболее часто встречающаяся этажность – пять этажей, и стена – сплошное решето из окон, декора и не видно, т.е. Петербург явно выигрывает в эстетическом смысле. С другой стороны, размах в архитектуре Москвы привел к появлению конторских зданий чистейшего рационализма, состоящих исключительно из стекла и стальных конструкций, намного опередивших эпоху и предсказавших дальнейшее развитие архитектуры; в Петербурге в то время такое встретить было невозможно.

Но разделение «Москва – рационализм, Петербург – эстетизм» верно, но не до конца. Верхи московской буржуазии активно культивировали иррационализм, результатом чего явилась появление в Москве заметного количества весьма оригинально символически оформленных особняков, стилистика которых отличалась от Европейской в сторону усиления мистических настроений путем добавления мотивов русского эпоса. Так что архитектура модерна двух Российских городов имеет заметные отличия. Лидером жилищного строительства был Ф.И. Лидваль.

Им построены дома на Лесном проспекте, на Малой и Большой Конюшенных, Малой Посадской и других улицах.

Не менее известные архитекторы, часто работавшие вместе – А.Ф. Бубырь и Н.В. Васильев – в своем творчестве отдавали предпочтение северному модерну. А.Ф. Бубырь, будучи наиболее последовательным сторонником финского неоромантизма, предпочитал декорированной стене игру грубых, массивных объемов и оформлял здания необработанным камнем. Н.В. Васильев был более либерален и вносил в совместное творчество элементы рационализма: гладкая (но не всегда прямолинейная в плане) стена, остекление. Характерный пример сотрудничество Н.В. Васильева и А.Ф. Бубыря – Торговые ряды, «Новый Пассаж» на Литейном проспекте (1912-1913гг.). Это здание сочетает в себе все: простенки из необработанного камня, огромные окна и даже какой – то налет неоклассицистической монументальности в форма портала и массивных дверей.

Более 50-ти зданий построил в Петербурге А. Крыжановский. Диапазон его творческих пристрастий широк – от легкого европейского романтизма до сильного северного модерна, не брезгуя некоторой эклектичностью или «русским стилем».

Так же важно сказать о доме, точнее о целом комплексе, над проектом которого работали многие известные архитекторы. Это дом 3-го Бассейного Кооперативного товарищества на улице Некрасова, дом 58-60 (Э.Ф. Виррих, А.И. Зазерский, А.Ф. Бубырь, Н.В. Васильев). Уже из списка авторов проекта можно примерно представить его внешний вид: огромные размеры дома, разнообразие и вместе с тем строгость оформления: темный фасад, трапециевидные в плане эркеры со скругленными углами, различные архитектурные и лепные детали на ряде с клетчатой решеткой балконов, эскетичный дворовый фасад, «украшенный» толь широкими окнами и скромными балкончиками.

В Петербурге на Каменном острове были построены еще и личные особняки. Первый дом нового стиля, построенный В.И. Шене и В.И. Чагиным в 1898 г., отличается свободным планом и многоуровневым расположением помещений. Угол дома, выходящий на пересечение аллей выделен характерным для французского направления модерна закругленным порталов входа. Дом, построенный для семьи Гаусвальд, имеет фасад, оформленный различными материалами: бутовой плитой, желтым кирпичом, деревом и по праву принадлежит к лучшим произведениям модерна в Петербурге.

Северный модерн представлен на Каменном острове домом, построенном в 1908 г. по проекту Д.А. Крыжановского. Разнообразная форма окон, строгость фасада, общая «сумрачность» дома – черты, более свойственные Петербургу, нежели пышность классицизма.

Лучшим из произведений неоклассики на Каменном острове является дача Половцева (построена в 1912 – 1916 гг. по проекту И.А. Фомина). Величественные фасады с ионическими колоннами, широко стоящие флигеля, богатая внутренняя отделка – все то, что могло стоять на ровне с Елагиным дворцом и Каменноосторвским театром. Кроме построек большое распространение получили неоклассицистические здания. К ним относятся дом Бехтерева (арх. В.И. Девишен, 1911 г.), особняк Плансона (арх. А.А. Оль, постройка 1911 – 1913 гг.) и особняк Криличевской (арх. Н.Н. Веревкин).







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 568. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия