Четыре направления архитектуры модерна.
Справедливости ради стоит отметить, что искусство модерна чрезвычайно разнолико и многогранно, поэтому архитектуру модерна можно подразделить на четыре направления: символизм – неоромантизм – неоклассицизм – рационализм. Первые два считаются романтическими направлениями: Символизм или иррационализм, - детище мистицизированной Европы – наибольшее распространение получил в Бельгии и Франции, а в России – только в Москве. Нереальная форма фасадов, окон, металлического декора – все это в домах Бельгийского архитектора Виктора Орта, величайшего мастера символизма в архитектуре (известно, что символистические направления существовали также и в живописи, литературе, поэзии). В Париже символистические мотивы использовались в оформлении павильонов метрополитена, и модерн получил название «стиль метро». В Петербурге же символизм использовался в основном как элемент оформления внутреннего пространства: интерьеров домов, ресторанов, вокзалов и лестничных клеток. Для Новой архитектуры Петербурга: мрачные фасады, обработанные грубой штукатуркой и массивными камнями резко выделяются среди других зданий, органично с ними соседствуя. Неоклассицизм и рационализм отличались большей строгостью форм. Первый из них (неоклассицизм) совместил в себе черты модерна (асимметрию, свободный план) и классицизма – монументальность и величие. Уравновешенностью и спокойствием, идеально подходил для зданий банков и других солидных контор, которые должны были олицетворять стабильность и гарантию успеха. Неоклассицизм очень часто встречается среди зданий модерна в Петербурге. Это направление обязано своим техническому прогрессу. Железные конструкции, обильные черты, характерные для фабричных зданий, контор, вокзалов и крупных магазинов.
|