Одной из причин вегетативных нарушений часто является гипервентиляция нейрогенной природы. Известно, что любая стрессовая реакция сопровождается усилением дыхания. При повторных стрессах гипервентиляция закрепляется, изменяя дыхательный цикл. Став стабильной, она влечет за собой серьезные биохимические сдвиги: снижается СО2 в крови (гипокапния), происходит ощелачивание (алкалоз), возрастает тропность кислорода к гемоглобину (эффект Бора: при повышении рН (алкалозе) захват кислорода в легких облегчается, но его отдача в тканях затрудняется, а при снижении рН (ацидозе) наблюдается обратная реакция), возникает минеральный дисбаланс и др. В результате происходит снижение мозгового кровотока, возникает гипоксия мозга, а это усугубляет нарушение регуляции дыхания. Наиболее частым клиническим проявлением гипервентиляционного синдрома являются цефалгии и разнообразные вегетативные пароксизмы. Затем к ним присоединяются кардиальные проявления синдрома нейроциркуляторной дистонии, абдоминальные боли нейрогенной природы, мышечно‑тонические расстройства и т. п. Некоторые люди постоянно «гипервентилируют» – их МОД превышает уровень, необходимый для покрытия метаболических нужд, следствием чего является постоянная гипокапния. Клиницисты выделяли синдром так называемой генуинной гипервентиляции, которую можно рассматривать как особую форму невроза. По‑видимому, люди склонные к постоянной гипервентиляции и, следовательно, к гипокапнии, менее выносливы к задержке дыхания. Имеются данные о том, что о гипервентиляции функциональной природы следует думать в том случае, когда пациент не может задержать дыхание более чем на 20 с. Регуляция дыхания имеет особое значение для компенсации сдвигов в кислотно‑щелочном равновесии. Так, если в результате нарушения обмена кислотность крови увеличивается, то повышение содержания рН приводит к возрастанию легочной вентиляции (гипервентиляции). Напротив, увеличение содержания оснований сопровождается гиповентиляцией. Понижение рН ниже 7,37 – ацидоз ( повышениекислотности ), повышение выше 7,43 – алкалоз. Первичные нереспираторные нарушения рН компенсируются за счет изменения вентиляции легких, первичные респираторные нарушения компенсируются почечными механизмами.
Тонус симпатических нервов возрастает во время вдоха и снижается при выдохе. При этом соответственно изменяется ЧСС (дыхательная аритмия – во время вдоха ЧСС увеличивается, а во время выдоха – уменьшается) и АД. Увеличение глубины дыхания приводит к возрастанию вариабельности характеристик пульсового кровенаполнения и ритмическим колебаниям ЧСС, а также к общему увеличению кровотока.Различные режимы произвольной задержки дыхания обусловливают различные реакции со стороны ССС. Преимущественно грудное дыхание способствует увеличению сердечного выброса, ЧСС и сужению периферических сосудов. Брюшной тип дыхания вызывает изменения противоположного характера. У детей колебания ЧСС, связанные с дыханием, выражены больше, чем у взрослых. Дыхательная аритмия больше всего выражена во время медленного глубокого сна, меньше в фазе REM и в наименьшей степени – при бодрствовании. Нейрогенное влияние дыхания на АД проявляется в появлении на кривой кровяного давления так называемых волн второго порядка, они совпадают с дыхательными движениями:вдох сопровождается понижением давления, а выдох – повышением, что повышает эластичность стенок сосудов. При этом систолическое давление гораздо больше зависит от ритма дыхания, чем диастолическое.
Медленное глубокое дыхание способствует отчетливому проявлению дыхательной аритмии сердца, а короткие паузы между вдохом и выдохом усиливают ее. Произвольная гиповентиляция в ритме 2 дыхательных циклов (ДЦ)/мин, проводимая в нормальных условиях у здоровых юношей, в 66,7% случаев стимулировала усиление степени дыхательной аритмии сердца. Таким образом, дыхание с увеличенным периодом ДЦ создает условия для резонанса дыхательного ритма с другими физиологическими ритмами человека. При этом «водителем ритма» является именно дыхательный центр, обладающий наиболее медленной ритмикой. Одновременное обучение замедлению и диафрагмальному типу дыхания положительно сказывается и на психическом статусе пациента: снижаются индекс тревоги и тревожно‑депрессивные проявления.