ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО ЦЕННОСТИ
Там, где ничего нет на своем месте, царит беспорядок. Там, где в нужном месте нет ничего, царит порядок. /Брехт/. При мысли, что дипломы будут выдавать без соответствующего количества "реального усердия", без эквивалентности знаниям администрацию Университета охватывает паника. Эта паника не связана с политической субверсией, это паника от очевидности того, что ценность отделяется от своего содержания и функционирует сама по себе, в самой своей форме. Университетские ценности (дипломы и т.д.) будут множиться и продолжат циркулировать, подобно плавающим валютным курсам, они будут кружить по спирали, лишенные всякого референтного критерия, пока полностью не обесценятся, однако это не имеет значения: одного лишь их обращения достаточно для того, чтобы создать социальный горизонт ценности, и присутствие призрачной ценности от этого только возрастает, даже если ее референтная основа (ее потребительская стоимость, ее меновая стоимость, академическая "рабочая сила", которую она охватывает) теряется. Ценность без эквивалентности ужасна. Эта ситуация лишь кажется новой. Она нова для тех, кто все еще думает, что в университете происходит реальный учебный процесс, и вкладывает в это свой жизненный опыт, свои нервы, смысл своего существования. Обмен знаками (знания, культуры) в Университете между "теми, кто учит" и "теми, кого обучают" с определенного времени всего лишь сговор, сопровождающийся горечью и безразличием (индифферентность - признак того, что влечет за собой разочарование в общественных и человеческих отношениях), сопровождающийся симулякром психодрамы (с постыдной потребностью в тепле, в присутствии, с эдипальным обменом, с педагогическим инцестом, который стремится подменить собой утраченный обмен труда и знаний). В этом смысле Университет остается местом безнадежной инициации, приобщения к пустой форме ценности, и тот, кто находится в нем на протяжении нескольких лет, знаком с этой странной работой, с настоящей безнадежностью "нетруда" и "незнания". Ведь современные поколения еще мечтают читать, изучать, конкурировать, однако душа уже не лежит к этому, - одним словом, аскетическая культурная ментальность исчезла вместе с телесной и имущественной аскезой. Вот почему забастовка больше ничего не значит. И вот еще почему мы попали в ловушку, мы сами загнали себя в ловушку после 68-го, когда начали выдавать дипломы всем подряд. Субверсия? Отнюдь. Мы в очередной раз стали учредителями передовой формы, чистой формы ценности: дипломов без усердия. Системе они уже не нужны, но нужны ценности, обращающиеся в пустоте, - и мы были теми, кто открыл это, с иллюзией, что выполняем противоположное. Дистресс студентов от того, что их одаривают дипломами без усердия, равен дистрессу преподавателей и дополняет его. Он более скрыт и более коварен, чем традиционное опасение провалиться на экзамене или получить бесполезное образование. Гарантированное получение диплома, которое лишает смысла все превратности учебного процесса и отбора, переносится тяжело. Нужно еще усложнить его либо неким оправданием в виде симулякра усердия, который обменивается на симулякр диплома, либо некой формой агрессии (преподаватель призван преподавать курс, или же рассматривается как некий автораздатчик) или раздражения, с тем, чтобы могло происходить еще хоть что-то напоминавшее "реальные" отношения. Но ничто не помогает. Даже внутренние дрязги между преподавателями и студентами, из которых теперь в основном и состоят их реальные взаимоотношения, являются лишь напоминанием и своего рода ностальгией по насилию или соучастию, тому, что когда-то сталкивало или объединяло их вокруг научной цели, или же цели политической. "Жесткий закон стоимости", "закон, высеченный из камня " - когда он покидает нас, каково же уныние, какова паника! Вот почему для фашистских и авторитарных режимов еще настанут хорошие времена, ведь они воскрешают что-то вроде насилия, необходимого для жизни - перенесенного, или нанесенного неважно. Насилие ритуала, насилие труда, насилие знания, насилие крови, насилие власти и политического - все годится! Соотношение сил, противоречия, эксплуатация, репрессии - с этим все понятно, все ясно! Сегодня этого не хватает, и потребность в этом дает о себе знать. Когда преподаватель пытается восстановить свой авторитет через "свободу слова", самоуправление группы и другую современную чушь - это всего лишь игра на уровне Университета (однако таким же образом строится вся политическая сфера). И этим никого не одурачишь. Просто для того, чтобы избежать глубокого разочарования, катастрофы, к которой влечет потеря роли, статуса, ответственности и невероятная, всевозрастающая демагогия, необходимо воссоздать в профессоре хотя бы манекен власти и знания, или наделить его хотя бы частицей легитимности, исходящей от крайне левых, - иначе ситуация станет невыносимой для всех. Именно благодаря этому компромиссу: искусственность фигуры преподавателя, двусмысленное соучастие студента, - именно по такому призрачному педагогическому сценарию все и продолжается, и на сей раз может продолжаться бесконечно долго. Ведь конец наступил для ценности и для труда, но не для симулякра стоимости и симулякра труда. Мир симуляции трансреален и трансфинитен: никакое испытание реальностью уже не сможет положить ему конец - разве что всеобъемлющий обвал и оползень, сдвиг, который остается нашей самой безумной надеждой.
|