Педагогика как наука и искусство, как область гуманитарного, антропологического, философского знаний.
Ушинский писал: «Педагогика – не наука, а искусство. К.Д. Ушинский доказывал, что если большинство наук только открывает факты и законы, но не занимается разработкой их приложения и практической деятельности, то педагогика существенно отличается в этом отношении. Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания». Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты». Педагогика как область гуманитарного знания формирует у воспитанника гуманитарную картину мира, а, следовательно, и научную. Педагогика обеспечивает ориентацию воспитанников на гуманитарно-личностное развитие, включает, ценности и нормы культуры, искусства, нравственность, все достижения духовной жизни. Формирование гуманитарной культуры актуализируется объективным единством общекультурного социально-нравственного и профессионального развития личности. Гуманитарная культура (Сластенин) - это упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентации и качеств личности. Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а так же как учение об этом системе; Методология (современной литературе) – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Уровни методологии (Юдину): 1. высший: общие принципы познания и категориальный строй науки; 2. общенаучная методология: концепции, теории, системы. Структура: •общенаучные проблемы, •понятия и категории, •методы и подходы к познанию, •познавательные процедуры, гипотезы и дисциплины, •принципы и законы, •картина мира; 3. конкретно-научная методология (набор методов); 4. методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного материала и его первичную обработку.
Методологические принципы научного исследования: 1. принцип единства теории и практики. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается бесплодной. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективна. 2. конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме. Если исследователь стремится по-настоящему помочь проложить дорогу бурно развивающейся педагогической практике, он должен по-новому решать возникающие проблемы. 3. принципом объективности Искусство исследователя заключается в том, чтобы найти пути и средства проникновения в суть явления, в его внутренний мир, не внеся при этом ничего внешнего, субъективного. Методологической основой конкретной реализации принципа объективности при исследовании личности служат практические действия людей, представляющие собой социальные факты. 4. принципа всесторонности. Любой педагогический феномен связан многими нитями с другими явлениями и его изолированное, одностороннее рассмотрение неизбежно приводит к искаженному, ошибочному выводу. Такой подход дает возможность моделировать изучаемые явления и исследовать их в состоянии развития и в разных условиях. Он позволяет осуществить многоуровневое и многоплановое изучение того или иного психолого-педагогического процесса, в ходе которого строится не одна, а ряд моделей, отражающих данное явление на разных уровнях и “срезах”. 5. Методологический принцип всесторонности предполагает комплексный подход к исследованию педагогических процессов и явлений. Одно из важнейших требований комплексного подхода – установление всех взаимосвязей исследуемого явления, учет всех внешних воздействий, оказывающих на него влияние, устранение всех случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы. Другое его существенное требование - использование в ходе исследования разнообразных методов в их различных сочетаниях. 6. Принцип детерминизма обязывает исследователя учитывать влияние различных факторов, причин на развитие психолого-педагогических явлений. При исследовании личности необходимо учитывать как бы три подсистемы детерминации его поведения: прошлое, настоящее и будущее, объективно отражаемое им. Прошлое в личности оседает в ее жизненном пути, биографии, а также в ее личностных качествах, моральном и психологическом облике. Наряду с деятельностью и общением, внутренние условия развития личности составляют настоящую систему детерминации ее совершенствования. Наряду с внутренними, субъективными условиями развития личности, ее деятельностью, общением. Все три подсистемы (прошлое, настоящее и будущее) детерминированы, взаимосвязаны между собой, взаимообусловливают друг друга. 7. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий. В соответствии с этим принципом познание внутреннего содержания личности происходит в результате оценки внешних данных ее поведения, дел и поступков. 8. Принцип активной деятельности личности. Влияние деятельности на личность огромно. Психолого-педагогические воздействия на личность должны учитывать характер ее деятельности, и нередко наиболее эффективное воздействие заключается в изменении, коррекции той или иной деятельности человека. 9. Принцип развития. Принцип развития в психологии и педагогике рассматривается обычно в двух аспектах: историческое развитие личности от ее зарождения до современного состояния – филогенез; и развитие личности конкретного человека - онтогенез. 10. Принцип научности очень близок к принципу объективности. Он определяет требование конкретно-исторического исследования педагогических явлений и использование современных техник проведения эксперимента. 11. Принцип диалектического подхода к педагогическим явлениям, базирующийся на противоречивости изучаемого предмета или явления, взаимосвязи и взаимообусловленности количественных и качественных изменений. 12. Принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект), его теории (связи объекта в его современном состоянии) и перспектив его развития. 13. Принцип концептуального единства исследования. Если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из существующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок, он неизбежно соскальзывает на позиции эклектики. 14. Принцип единства учебно-воспитательного процесса. В каждый исторический период выделялись ведущие концепции обучения: 1) как информирования и контроля над усвоенным; 2) как руководства познанием; 3) как способа воспитания и развития личности; 4) как средства образования и воспитания.
|