Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СТИХИ И ПЕСНИ НА СЛУЧАЙ





 

«Среди планет, среди комет…» – Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. М., 1988, где приведена по памяти Георгием Епифанцевым, рассказавшим об истории создания песни следующее: «Первый капустник – первое в нашей жизни представление, режиссером которого был наш однокурсник Геннадий Ялович ‹…›. Он тогда с нами знакомился, узнавал, кто из нас что умеет. И выяснилось, что я с детства пишу стихи, а Высоцкий знает несколько аккордов на пианино. И Ялович поручил мне написать слова песни, а Высоцкому подобрать музыку. Мы гуляли по Москве с Володей; я – с листком бумаги и карандашом, советовался с ним и никак не мог решить, о чем писать. Были такие творческие муки. Наконец мы пришли в сад „Эрмитаж“, выпили бутылку пива на двоих, больше денег не было у нас. И вдруг Высоцкий отобрал у меня бумажку, взял карандаш и написал, может быть, первое в своей жизни стихотворение, первую песню. Вот ее слова: ‹…› И вот тогда на скамейке, как когда-то Бурлюк Владимиру Маяковскому, я повторился: “Володя, да ты же гениальный поэт!” И после этого Высоцкий у нас на курсе уже стал непререкаемым авторитетом, если нужно было писать, как он выражался, “художественные слова на белом листе бумаги”» (Живая жизнь. С. 124–125).

Высоцким использована мелодия песни композитора М. Е. Табачникова «Одесский порт», написанной на стихи И. Л. Френкеля и широко известной в исполнении Л. О. Утесова.

Система – имеется в виду театральная система К. С. Станиславского.

 

Н. М. Высоцкой ‹О выглаженных брюках› – Русская речь, 1989, № 6.

Рукопись этих стихов сохранена Ниной Максимовной Высоцкой, по свидетельству которой ее сын таким образом выразил благодарность за то, что она удачно выстирала и выгладила его старые брюки, придав им приличный вид. Этот сюжет стилизованно излагается «от имени» трех классиков, а в последнем двустишии – от имени самого автора.

 

П. В. Массальскому – ода на день возвращения из Японии – Студенческий меридиан, 1988, № 4, где текст воспроизведен факсимильно. Печатается по: Собр. соч., т. 1.

Массальский Павел Владимирович (1904–1979), народный артистСССР. С1925 года играл во МХАТе. Профессор школы-студии МХАТа(с 1961).

 

А. Н. Комиссарову – как режиссеру «Свадьбы» – от нас, участников – Собр. соч., т. 1.

Комиссаров Александр Михайлович (1904–1975) – народный артист РСФСР. С 1925 года играл во МХАТе. С 1954 года преподавал в Школе-студии МХАТа, был ее профессором.

Принесла ненужная молва / Странные ненужные слова – перефразировка первых двух строк песни на слова Р. Блох и А. Вертинского «Чужие города» (1936): «Принесла случайная молва / Милые ненужные слова…»

Кабуки – классический театр Японии, сложившийся в XVII веке.

 

‹К премьере спектакля «10 дней, которые потрясли мир»› Написано к премьере спектакля Театра на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир».

Вахтангов, Брехт и Мейерхольд – режиссеры, портреты которых висели в фойе театра (вместе с портретом Станиславского).

 

‹К 50-летию К. М. Симонова›

Симонов Константин Михайлович (1915–1979) – поэт, прозаик, драматург, общественный деятель. Активно поддерживал Театр на Таганке.

 

‹К 50-летию Ю. П. Любимова› – ОЛюбимове см. комментарий к т. 2, с. 335, 347.

 

‹К 40-летию О. Н. Ефремова› – ОЕфремове см. комментарий к т. 2, с. 348.

 

Н. Грицюку – Собр. соч., т. 2.

Грицюк Николай Демьянович (1922–1976) – художник, создатель акварелей и темпер в стиле узорчато-пестрого, полуабстрактно-сюрреалистического авангардизма. Жил и работал в Новосибирске. Высоцкий летом1968 года находился в Красноярском крае на съемках фильма «Хозяин тайги». Из дневника В. Золотухина: «22.08.1968 Потерялся Высоцкий, удрал в Новосибирск. 23.08.1968 Вчера прилетел из Новосибирска Высоцкий с подарками от художников и бутылкой армянского коньяку» (ЗолотухинВ. Секрет Высоцкого. М., 2000. С. 39). По версии М. Цыбульского, это происходило в Дивногорске: «В Дивногорске Высоцкий был двадня. Помимо концертов, у него состоялась встреча с местными художниками…» (Цыбульский М. Жизнь и путешествия В. Высоцкого. Ростов-н/Д., 2004. С. 109).

 

‹К пятилетию Театра на Таганке› («В этот день мне так не повезло…») – Вагант,1991, № 5. Печатается по: Собр. соч., т. 2. Стихи написаны на мотивы песен из разных спектаклей театра.

 

«Мокинпотт» – спектакль «О том как г-н Мокинпотт от своих злосчастий избавился» (1968), постановка Ю. Любимова, режиссер М. Левитин.

Послушайте, если банкеты бывают … – шуточное обыгрывание известного стихотворения В. В. Маяковского, звучавшего в спектакле «Послушайте!».

Рамзес – артист Рамзес Джабраилов.

 

‹К пятилетию Театра на Таганке «Даешь пять лет! Ну да! Короткий срок…»› – Собр. соч., т. 2. Посвящено тому же событию, что предыдущее стихотворение.

Хлебнули Горького… – постановка спектакля «Мать» была вынужденным тактическим шагом в ситуации преследования театра властями.

Глаголят нам… – намек на Бориса Глаголина – руководителя партийной организации театра, режиссера, который вел репетиции спектакля «Мать».

Зине Славиной – Зинаида Славина играла в спектакле роль Ниловны.

«Кама» – ресторан, который находился в то время рядом с театром и часто посещался актерами.

 

‹К 50-летию В. Н. Плучека› – Владимир Высоцкий в кино. М., 1989. Печатается по: Собр. соч., т. 2.

Плучек Валентин Николаевич (1909–2002) – главный режиссер Московского театра сатиры (1957–2000). В 1968 году поставил спектакль «Последний парад» по пьесе А. Штейна с песнями Высоцкого. Песня «Москва-Одесса», звучавшая в этом спектакле, использована автором в юбилейном приветствии.

 

‹В. Смехову› – Владимир Высоцкий в кино. Печатается по: Собр. соч., т. 2.

Смехов Вениамин Борисович (р. 1940) – актер Театра на Таганке с 1965 года. Вместе с Высоцким снимался в фильме «Служили два товарища». В опубликованном тексте сценария этого фильма имелись две фотографии Смехова, на одной из которых он был с усами, а на другой – без усов.

 

‹Н. Шацкой› – Собр. соч., т. 2.

Шацкая Нина Сергеевна (р.1940) – актриса театра и кино, с 1964года в Театре на Таганке. Твой муж – В. Золотухин.

 

‹В. Фриду и Ю. Дунскому› – Владимир Высокий в кино. Печатается по: Собр. соч., т. 2.

Фрид Валерий Семенович (1922–1998) и Дунский Юлий Теодорович(1922–1982) – киносценаристы, работали в соавторстве. Авторы сценария фильма «Служили два товарища».

 

‹К 50-летию Театра им. Е. Вахтангова› – Театральная жизнь, 1986, № 11. Печатается по: Собр. соч., т. 2.

Захава Борис Евгениевич (1896–1976), режиссер, актер, народный артист СССР. (1967). Работал в Театре им. Вахтангова. Профессор Театрального училища им. Б. В. Щукина.

Уходят из этих стен только в главрежи. – Ю. П. Любимов до прихода в Театр на Таганке был актером Театра им. Вахтангова.

Ксидиас – мадам Ксидиас, героиня пьесы Л. Славина «Интервенция» и одноименного фильма Г. Полоки.

 

‹З. Славиной› – Собр. соч., т. 2.

Написано в связи с присвоением З. Славиной звания заслуженной артистки РСФСР.

 

‹К восьмилетию Театра на Таганке› – Собр. соч., т. 2.

Прогрессивный Петер Вайс Оказался сукою… Гинзбург впроголодь живет. – В 1968 году после протеста Петера Вайса против советского вторжения в Чехословакию в Театре на Таганке была запрещена постановка его пьесы «Марат – Сад» и снят с репертуара спектакль по пьесе Вайса «О том как г-н Мокинпотт от своих злосчастий избавился», переводчиком которой был Лев Гинзбург.

Как остались мы без «Лиц» – спектакль по стихам А. Вознесенского «Берегите ваши лица» (1970) был запрещен к показу.

 

‹Б. Хмельницкому› – Собр. соч., т. 3.

Хмельницкий Борис Алексеевич (р. 1940) – артист театра и кино, с 1964 года работал в Театре на Таганке.

Тесть – Александр Вертинский, на дочери которого Марианне был женат Хмельницкий.

«Внученьки, внученьки…» – аллюзия на песню Вертинского «Доченьки» (1945).

 

‹Запись в книге почетных гостей Северодонецка› – Литературное обозрение, 1988, № 12. Печатается по: Собр. соч., т. 4.

 

Ю. Яковлеву к 50-летию – Собр. соч. в 4 т., т. 2. Печатается по: Собр. соч., т. 4.

Яковлев Юрий Васильевич (р. 1925) – актер театра и кино, народный артист СССР.

 

‹К пятнадцатилетию Театра на Таганке› – Собр. соч., т. 4.

Хоть Коган был неполный Каганович, Но он не стал неполным Дупаком. – Илья Аронович Коган в 1977 году проработал директором на Таганке всего полгода, после чего на эту должность вернулся Николай Лукьянович Дупак.

Боровский Давид Львович (1934–2006) – главный художник Театра на Таганке.

Шнитке Альфред Гариевич (1934–1998) – композитор.

На вас ушаты вылиты воды – парижская постановка Ю. Любимовым оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» в музыкальной редакции Шнитке и с оформлением Боровского вызвала скандал в советской прессе с демагогическими обвинениями в «искажении классики».

 

‹Братьям Вайнерам›

Вайнеры Аркадий Александрович (1931–2005) и Георгий Александрович (р. 1938) – писатели, авторы детективов. По их роману «Эра милосердия» режиссер С. Говорухин поставил телефильм «Место встречи изменить нельзя», в котором Высоцкий сыграл роль Глеба Жеглова.

 

‹I.›«Я не спел вам в кино, хоть хотел…» – Собр. соч. в 4 т., т. 2. Печатается по: Собр. соч., т. 4.

 

‹II.›«Граждане, ах, сколько ж я не пел, но не от лени…»Утевский А. На Большом Каретном. М., 1992. Печатается по: Собр. соч., т. 4.

Про братьев-разбойников у Шиллера … – имеются в виду литературные произведения, в названиях которых есть слово «братья»: «Братья-разбойники» Ф. Шиллера, «Братья Лаутензак» Л. Фейхтвангера, «Серапионовы братья» Э. Т. А. Гофмана.

 

‹III.›Письмо торговца ташкентскими фруктами с Центрального рынка – Владимир Высоцкий в кино. Печатается по: Собр. соч., т. 4.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 365. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия