НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ В ЭПОХУ ПОКОРНОСТИ ЦАРЯМ. 2 страница
С 1721 г. и до 1917 г. подчиненный Русским императорам Дон был лишен права изъявлять свою волю на Д. Кругах, но память о независимом прошлом продолжала жить в душах казачьих патриотов и революция 1917г. принесла возрождение Народных Собраний, как органа государственной власти, на основах пропорционального представительства от всего казачьего населения Дона. После 196 лет перерыва, Д. К. собрался 26 мая 1917г. и заседал в Новочеркасске до 18 июня того же года. Своими постановлениями он возродил значение казачьего народоправства, наметил и подготовил разрешение вопросов о местном самоуправлении на основах равенства в правах, безсословности и всеобщего избирательного права, но с учетом исторических прав Казаков на земле их древнего Присуда. Признал он и права коренных крестьян на землю помещиков, наметив норму максимального землевладения в 55 десятин (58 гектаров). Постановил также организовать выборное Донское правительство с атаманом во главе. Заканчивая сессию Д. К. избрал 24 члена правительства, а на посты атамана и его помощника выбрал генерала от кавалерии Алексея Максимовича Каледина и Митрофана Петровича Бо-гаевского. Все существенные постановления проводились почти единодушно. Немногочисленные представителя крайне-левыхили крайне-правых политических течений не находили сочувствия и поддержки. В спорных вопросах больше всего прислушивались ко мнению Донского Златоуста и председателя Круга М. П. Богаевского. В его предложениях народные представители часто находили радикальное разрешение дискуссий, а в его исторических справках - источник неподдельного энтузиазма. На протяжении трех лет после этого, Д. Круг являлся выразителем народного мнения и проводником в жизнь чаяний казачьих масс. В сложной политической обстановке ожесточенной войны, он действовал как полноправный хозяин Донской Земли. Д. Круг второго созыва отказался вводить в жизнь, предложенное Временным Правительством Положение об управлении краем и 20 октября 1917 г. провозгласил независимость Дона впредь до образования в России правительства, приемлемого для Казаков; отвергая коммунистическую идеологию, после Октябрьского переворота признал необходимой бескомпромиссную борьбу со сторонниками Совета народных комиссаров. Во вторую фазу борьбы за Дон, когда восстали все Казаки, Круг Спасения Дона подтвердил провозглашение независимости не ограниченной никакими сроками и передал полноту власти в руки новоизбранного Донского атамана генерала П. Н. Краснова. 15 сентября 1918 г. Круг четвертого созыва утвердил проект Основных Законов, трактующих Всевеликое Войско Донское, как самостоятельную державу. В третьей и последней фазе борьбы за самостоятельность Д. Круг послал 50 своих делегатов на Верховный Круг Дона, Кубани и Тсрека и, таким образом, принял участие в образовании союзного Доно-Кубано-Терского государства. ДОНСКОЙ КУРЕНЬ - клуб, учрежденный образованной казачьей интеллигенцией в один из последних годов прошлого столетия в г. Петербурге. Правители Руси, Московии и России от первой встречи с Казаками расценивалиих только как опытных воинов. После покорения всех казачьих обществ они не нарушали их военной организации, а стремились использовать ее в интересах своего государства; Казаки были лишены возможности заниматься чем либо иным, кроме военной службы, земледелия и подручных ремесел. Но 1875 г. вышел наконец правительственный указ разрешавший Казакам всякую деятельность наравне с другими гражданами империи. Казаки-отцы стали посылать своих детей в университеты и другие высшие школы. Благодаря этому к концу прошлого века в столице появилось много образованных и заслуженных станичников, пробивших себе дорогу к известности, благодаря личным способностям. Из таких Казаков одно время в Петербурге находились: ген. А. М. Золотарев начальник Интендантской Академии, профессор статистики, закончивший карьеру сенатором; профессор И. В. Мушкетов, начальник Военно-медицинской Академии В. В. Пашутин, его двоюродный брат и профессор той же Академии И. А. Пашутин, физиолог Г. Н. Бренев, биолог и выдающийся ботаник А Н. Краснов, лейб-медики Л. В. Попов и С. М. Васильев, писатели А. И. Косоротов, Р. П. Кумов, И. М. Максимов, адвокат Л. В. Греков, художники Н. Н. Дубовской и И. И. Крылов. Все они стали видными представителями столичного общества, но постоянно чувствовали свою оторванность от родного Дона. По мысли И. В. Мушкетова было решено организовать в столице казачий клуб, где бы они могли постоянно встречаться и проводить досуги в родственной среде. Так и возник в Петербурге «Донской Курень», первым атаманом которого был избран сам Мушкетов. Вначале здесь сходились одни пожилые и сановные Казаки, близкие по происхождению, образованию и по духу. Но потом стала приходить и донская учащаяся молодежь - студенты и курсистки, ставшиеживой связью с Доном. Возвращаясь с каникул, они привозили старикам последние донские новости, приветы от забытых было родственников и знакомых. Привозилиими станичные гостинцы: балыки, вяленную дичь, донскую тарань, портошное молоко,каймак, бурсаки печеные на нардеке и т. п. Художник Н. Н. Дубовской, который после Мушкетова был одно время атаманом Куреня, получил то, что любил особенно: сушеные вишни и курагу, с которымионтутже пил чай, вспоминая детство и станицу. Было решено устраивать Донской бал, приурочив его ко Дню Донской Казачки, 21 ноября. Для этого занимался большой зал в собрании Армии и Флота, приглашались жившие в столицах Казаки всех Войск, студенты, юнкера, офицеры казачьих гвардейских полков, штатские сановники, ученые и т. п. В программах участвовали Казаки-артисты, исполнялись донские песни, танцевали казачьи и кавказские танцы, а дончихи-курсистки устраивали богатый буфет со всякими станичными деликатессами. Особенно остался в памяти Донской бал 1902 г. На этот вечер пригласили специально из Новочеркасска полный состав Войскового хора, который прибыл в старинных синих чекменях с откидными рукавами. Приехал с Дона и народный писатель того времени А. А. Карасев. Его появление на эстраде произвело необычайный фурор. Это был высокий стройный старик со смуглым казачьим лицом, с пышной шевелюрой вьющихся седых волос, с такимижеусами и бородой. На нем были широкие шаровары с алым лампасом и синий чекмень, подпоясанный синим шарфом. Своим видом он как бы олицетворял старый седой Дон. Когда аплодисменты и восторженные клики утихли, он обратился к публике с несколькими словами: «Братья Донцы! Я приехал в столицу, чтобы передать вам приветы с родных берегов. Дон шлет вам, своим сынам, отцовский поклон». Это обращение вызвало новую овацию, весь зал, стоя. пропел «Много лет Войску Донскому». После этого А. А. Карасев прочитал свой маленький рассказ из казачьего быта. Так началась программа вечера, продолженная старинными бытовыми песнями в исполнении Войскового хора и выступлениями казачьих знаменитостей-артистов, И. В. Ершова, В. Н. Давыдова, С. Г. Власова, которые специально на этот вечер приехали из Москвы. Долго не забывали этот блестящий концерт-бал Донцы, жившие в Петербурге. После революции Донской Курень стал центром казачьей политической жизни в столице. На одном из собраний казачьих деятелей А. И. Саватеев, депутат государственной Думы и член Донского Куреня, предложил созвать представителей местных казачьих частей на совместное заседание с Казачьей фракцией Государственной Думы и создать столичный Казачий комитет. По его проекту комитет должен был принять на себя связь с Временным Правительством и защиту казачьих интересов. Вскоре план Саватеева был приведен в исполнение. Не теряя времени комитет созвал сбор всех пребывающих в Петрограде Казаков, во время которого постановлено устроить в столице общеказачий съезд. 25 марта (5 апреля н. ст.) 1917 г. состоялось первое заседание съезда под председательством донского делегата Митрофана Петровича Богаевского. Через несколько дней был учрежден Союз казачьих Войск, а его исполнительный орган. Совет Союза казачьих Войск остался в Петрограде для защиты казачьих интересов. Так скромному бытовому объединениюДонскому Куреню, выпала на долю видная роль первоначального организатора всех казачьих Войск. По архиву С. В. Болдырева. ДОНСКАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА - учреждена постановлением Донского Съезда советов, собравшегося в Ростове 9-го апреля 1918 г. Был избран Исполком с председателем Ф. Г. Подтелковым, б. вахмистром гвардейской батареи. В конце апреля того же года, восставшие Казаки отменили на своей земле советскую власть, председателя Исполкома повесили, а Донскую республику на Кругу объявили независимым государством Всевеликим Войском Донским. ДОНСКАЯ - станица Уссурийского казачьего Войска. ДОНЦЫ - наименование принятое у Русских и Украинцев для обозначения Донских Казаков. Так называются только Казаки, а не все жители Дона. Имя Д. Находит свое соответствие в Танаитах, названии, под которым в первые века н. эры были известны Грекам и Римлянам жители Дона Асы-Аланы. Оно образовалось от прежнего имени нашей реки «Тана» и, следовательно Танаиты это первоначальная форма названия Д. ДОНЧАК - верховая лошадь, выводившаяся на Дону; продукт многовекового скрещивания мелкой степной породы с лучшими расами равнинной северной, в Древности аланской, а в наше время — чистокровной английской. При разнообразной масти и среднем росте 1,55 метра, Д. отличается крепким сложением, мощной грудной клеткой, широким крупом и «сухими» ногами; внешние признаки: горбоносая голова, «оленья» шея и короткая «почка», т. е. сильно связанный крестец. Выросший в степных табунах, неприхотливый и выносливый, в меру горячий, мудрый и легко поддающийся выездке, Д спокон веков был помощником Казака в его хозяйстве и самоотверженным другом - в боевой службе. Как и у многих других степняков, древний погребальный обряд наших предков в некоторые эпохи был связан с погребением в могиле хозяина и его боевого коня. Память об этом сохраняется в курганных могилах и в некоторых старинных казачьих песнях. ДОРОШЕНКО Петр Дорофеевич - чигиринский полковник; от 1665 г. гетман Запорожских Казаков днепровского Правобережья. Будучи врагом и Польши и России, вначале опирался на помощь Крымского хана, а в 1666 г. принял покровительство Турецкого султана. Турецкие войска вторглись в Подолию, угрожая южным окраинам Речи Посполитой. Благодаря этому, по Бучачскому миру 1672 г., Польша отказалась в пользу Казаков от южной Киевщины и Побужья с г. Брацлавом. Война с Русскими оказалась менее удачной. Пробыв гетманом до 1676 г., Д. попал в плен к Русским и вскоре умер в Москве. ДОСИТЬ ЖИТЬ - жить до этого времени, до этой поры. ДОЧИСТА - все целиком. ДРАЗНИЛКИ - шуточные песни, насмешливые прибаутки и прозвища станиц. ДРОБЬ - мелкие деньги. ДРОЗДОВСКИЙ Михаил Гордеевич - родился б Киеве 7 октября 1881 г.; генерал майор. После Октябрьского переворота, будучи начальником штаба 64 пехотной дивизии на Румынском фронте, полк. Д. собрал около себя отряд из разных родов оружия, всего ок. 2.000 человек и пробился с ним на Дон через красногвардейские и матросские заторы. Он подошел к Новочеркасску 25 апреля (ст. ст.) 1918 г. В это время город осаждали восставшие Казаки. Усилив их полк. Д. способствовал быстрому захвату донской столицы. После этого, по приказу ген. Деникина, его отряд присоединился к Добрармии. Полк. Д. был противником деникинских политических мероприятий и не верил в стратегические способности ген. Романовского, нач. штаба Добр. армии, чего и не скрывал. 31 октября 1918 г. под Ставрополем полк. Д. был ранен пулей в ногу и эвакуирован на излечение в Екатеринодар. 8 ноября, на основании Георгиевского Статута, как кавалер ордена св. Георгия, он произведен в чин генерал-майора, но прожил после этого только до 1-го января 1919 г. Умер от заражения крови и поговаривали, что к его гибели приложили руку ген. Романовский и лечивший его врач Плоткин. После смерти ген. Д-го 5-я дивизия, которой он командовал, стала именоваться Дроздовской. Дневник генерала издан заграницей в 1925 г. В нем много нареканий на ген. Деникина и его окружение, но восторженные отзывы о Казаках с которыми Д. впервые близко сошелся на Дону: «Иные люди, иная жизнь». ДРОТ АЖИННЫЙ - колючая проволока. ДРОТИК - легкая укороченная пика. ДРУГАК — сок из промытых виноградных выжимок; после брожения Д. обращался в вино второго сорта. ДРУЗЁК - друг, приятель. ДРЯМ - сухой хворост. ДУБОВКА - казачий посад на Волге. В XVIII в. Д. служила центром Волгских Казаков; тут жил атаман, помещалась Войсковая канцелярия. По словам записок русского чиновника Рунича, проезжавшего по Волге во время Пугачева, Д. Считалась столицей Волгских Казаков. Но потом ее жители пристали к восставшим. В наказание за это многие из них были казнены или сосланы в Сибирь, а Д. обращена в рядовой казачий посад. ДУБОЧКИ СТОЯТЬ - стоять на вытяжку, выпрямившись. ДУВАН - военная добыча. ДУВАНИТЬ - делить добычу; казачья пословица говорит: «Без атамана и дуван не дуванят». ДУВАННЫЙ (дон.) - хутор Гундоровской станицы. ДУДАК - особая порода бегающих птиц величиной с крупного индюка; желтобурый с черными пятнами. В России известен, как дрофа. Питается насекомыми и молодыми побегами трав. На казачьих целинных землях Д. водился раньше в изобилии, выпасаясь небольшими стадами на отдаленных и безлюдных станичных юртах. Казаки охотились на Д-ков «с подъезда», т. е. ездили на возу вокруг пасущихся птиц, постепенно приближаясь к ним на расстояние выстрела. ДУДНИКОВ Василий Макеевич (куб.) - рожд. 1884 г. ст. Даховской; по образованию - учитель, а во время Первой Мировой Войны в борьбы за Казачью Идею - офицер пластунского батальона. В 1920 г. ушел в эмиграцию и через три года переехал в США. Умер в г. Форт Лодердей (Флорида) в 1952 г. ДУЛИНА - грушевое дерево. ДУЛМА - мясное кушанье; рубленная баранина завернутая как голубцы в листья, но не капустные, а виноградные. ДУРГАН (дон.) - слабое вино. полученное после промывки виноградных выжимок водою. ДУРОМ - чрезмерно. ДУРНО - бесплатно, даром. ДУРНОЕД - дармоед, человек, стремящийся жить на чужой счет. ДУТОВ Александр Ильич (оренб.) - род. ок. 1875 г., генерал лейтенант, атаман Оренбургских Казаков и Походный атаман всех сибирских Казачьих Войск. Получил военное образование в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе и Николаевском кавалерийском училище; служил офицером в оренбургских казачьих полках; прослушав курс Академии Ген. Штаба состоял в Оренбургском казачьем училище преподавателем тактики, топографии и конно-саперного дела; на фронт Первой Мировой войны выступил командиром сотни 1-го Оренбургского каз. полка. В марте 1917 г., после революции полк послал войскового старшину Д-ва своим представителем на Общеказачий съезд в Петрограде. Съезд организовал Союз Казачьих Войск и Д. был избран его председателем. На этом посту он проявился как способный и мудрый общественный деятель; работы Союза направил по пути защиты казачьих интересов и поддержки власти Русского Временного Правительства. В сентябре 1917 г. Оренбургский Войсковой Круг призвал его на пост Войскового атамана и произвел в чин полковника. После октябрьского переворота атаман Д. приступил к созданию первых боевых кадров для борьбы против власти большевиков. От этого времени его деятельность протекала в сложной обстановке Сибирского «белого» фронта. Он совершил отход в Тургайские степи, а по возвращении в Оренбург, создал казачью армию и во главеее бился с красными полками. Когда власть перешла от Комитета Учредительного собрания к адмиралу Колчаку, Д. был выдвинут на пост Походного атамана всех сибирских Казаков и произведен в чин генерала. Он руководил действиями наиболее активных противников большевитской власти в Сибири, но ленинская ориентация местных крестьян, слабая популярность нового правителя, измена Чехов и связанное со всем этим крушение сибирского фронта принудили атамана Д. с частью Казаков отступить на Восток. В начале 1920 г.,теснимый массами противника, отряд атамана прибыл в Семиречье и стал пробиваться к китайской границе. Поход совершался в необычайно трудных условиях. В мартовских холодах, без запаса пищи для людей, без фуража для лошадей, надо было преодолеть оледеневший перевал Кара Сарык, высотою в 19.000 футов. Обессилевшие люди и кони, следуя по снегу и горным карнизам, часто, срывались в пропасти. Сам атаман перед границей спущен на канате с отвесной скалы почти без сознания. После перехода китайской границы отряд был интернирован в г. Суйдин Восточного Туркестана. Отдохнув и забыв лишения похода, атаман Д. стал готовиться к новой борьбе. Собирал около себя всех ушедших в Китай Казаков, поддерживал их дух, но вскоре сам пал жертвой покушения, организованного врагами. Под видом курьера от единомышленниковиз России, к нему проник красный агент Чанушев. Он смертельно ранил атамана и двух человек его охраны, вахм. Лопатина и Маслова 19 февраля 1921 г. Убийца скрылся никем не задержанный. Атамана и погибших сним людей похоронили в одной могиле. Местные мусульмане, дарившие Д-ва большими симпатиями, собрались на его могилу тоже. После православной панихиды прочитал свои заупокойные молитвы и мулла. ДУХОВСКИЙ (уссур.) - поселок Донской станицы. ДЫК - так ведь: дык он жа ушел - так ведь он же ушел. ДЫМКА - пшеничная водка. ДЬЯК - от греческого слова «диакон» - «прислужник»; у Донских Казаков в старину помощник атамана станицы по письмоводству и по хозяйственному учету; Д. Войсковой на Дону до XVIII столетия заведывающий отделом внутренних и внешних сношений, член Войскового Правления и хранитель печати. ДЬЯКОНОВ Петр Алексеевич (дон.) - род. 5 января 1890 г., ст. Арчединской; протоиерей, 3акончив Новочеркасскую Духовную семинарию, поступил на юридический факультет Варшавского университета; в 1914 г. получил его диплом и от этого времени состоял в сословии присяжных поверенных при Новочеркасской Судебной палате. В сентябре 1916 г. по мобилизации командирован в Новочеркасское казачье училище, которое окончил со званием старшего портупей-юнкераи в чине прапорщика зачислен в 5 Дон. зап. полк (ст. Кременская). После революции, во время борьбы за Дон, занимал ряд военно-судейских Должностей, в том числе и Должность начальника Судебного отделения Войскового штаба. Побывал в Крыму, откуда по болезни эвакуирован заграницу. В эмиграции некоторое время состоял студентом богословского факультетаЗагребского университета, а затем с Кубанским хором ездил по всему свету. От 1926 г. обосновался в США, работал на фабрике аэропланов и три года служил сержантом 244-го артиллерийского полка береговой охраны. 30-го марта 1935 г. подъесаул Д рукоположен в сан иерея на приход в г. Питтсбург (шт. Пенсильвания), а потом 14 лет состоял православным пастырем в г. Питтсфвльд (шт. Массачузетс). Проживая на пенсии поблизости от Ныо-Йорка, протоиерей Д. выполнял пастырское облуживание религиозных нужд бесприходных Казаков, оказывал им различные услуги, навещал больных, совершал требы. 13 февраля 1963 г. Казаки в Нью Йорке торжественно чествовали его по случаю пятидесятилетия его общественной деятельности, а Общеказачья станица наделила его званием своего Почетного Старика. Умер 8 мая 1964 г. ДЬЯЧЕК (некр.) - писарь или школьник. ДЮБАТЬ - клевать; говорится о рыбе, берущей приманку. ДЮЖА - очень; дюжей - больше.
Е
ЕВСЕЕВЫ (дон.) - казачий род ст. Михайловской; по семейным преданиям пришли на Дон во второй половине XVI в. из Новгорода, где до этого времени на службе состояло еще много Донских Казаков, которые неоднократно встречаются в городских актах. В памяти сохраняются Е.: 1) Николай Михайлович, участник войны с Наполеоном и сподвижник атамана Платова; имел все боевые награды того времени, а прохождение его службы записано на 115 стр. послужного списка; начал службу, рядовым, закончил полковником; 15 лет командовал 20-м полком, который получил прозвание «Настюшкина» по имени строгой матери-командирщи, поучавшей своего добродушного мужа туфлей по щекам, став для этого на стул. Будучи слишком грузным при росте в 2 м., последние годы службы ездил перед полком не в седле, а в беговых дрожках. 2) Александр Николаевич - его сын получил первый офицерский чин после обучения в «Дворянском полку»; 29 лет отроду назначен командиром 31-го полка и через четыре года убит в бою с Кавказскими Горцами. 3) Николай Александрович - сын предыдущего; обучался в пензенской гимназии, а потом окончил школу живописи, ваяния и зодчества в Москве; стал известным пейзажистом, ЕВСЕЕВ Николай Николаевич (дон.) - ст. Михайловской; род. 1-го августа 1891 г. в Борисоглебске Тамбовской губ., там же вырос и окончил гимназию. Во время Первой Мировой войны, уже с дипломом юриста, произведен в офицеры из Михайловского артиллерийского училища; служил в донской батарее, участвовал в Степном походе и в борьбе за Дон в гг. 1918-1920; уйдя в эмиграцию от 1923 г. проживает под Парижем вместе с женой и сыном инженером; часто печатается в казачьих журналах и издал книгу стихотворений «Дикое Поле». ЕГОРОВ Леонид Кузьмич (дон.) - род. 10 июня 1897 г., ст. Мплютинской; участник борьбы за Казачий Присуд, и эмигрант от 1920 г., состоял в рядах активных казачьих националистов и во время Второй Мировой войны сражался на стороне противников СССР в рядах казачьих частей генерала Доманова: Умер 28 июня 1954 г. в г. Мюнхен (Германия). ЕГОШКИН Яков Иванович (семиреч.) - род. в 1864 г.; медицинский фельдшер, член Русской Государственной Думы второго созыва. ЕГУПЕТКА - подхалим, подлиза. ЕДИНОВЕРЦЫ - старообрядцы, признавшие Правила 27 октября 1800 г.. по которым им разрешалось сохранять древний обряд богослужений и старые книги без поправок патр. Никона, взамен за согласие принимать к себе священников от православных архиереев. ЕЖЕЛЕТЬ (некр.) - каждый год. ЕЙ-ПРАВНУШКИ! - утвердительное восклицание: конечно! в самом деле! ЕЙСК (куб.) - портовый город с таможней на берегу Ейского залива в Азовском море; ж. д. станция; ок. 50 тыс. жителей, две лечебницы, 3 библиотеки, 2 сред. учебных заведения и 30 низших. ЕЙСКИЙ ОТДЕЛ - административный район Кубанского Края с центром в ст. Уманской; 12.250 кв. км.; ок. 400 тыс. жителей, большинство Казаков-Черноморцев в городе Ейске и в станицах; Должанской, Екатеринославской, Калниболотской, Камышеватской, Каневской с хутором Придорожным, Кисляковской с хутором Михайловским, Конеловской, Копанской, Кры-ловской, Кущевской, Незамаевской. Новодеревянковской с хутором Албашским, Новолеушковской, Новоминской, Новопашковской, Новороговской, Новорождественской, Новотитаровской, Новощербиновской, Павловской с хуторами Курчанским и Сасыкским, Стародеревянковской, Староплатнировской с хутором Челбасским, Старолеушковской, Староминской, Старощербиновской с хутором Широчанским, Челбасской, Шкуринской, Ясенской. ЕКАТЕРИНОДАР - столица Кубанского Края; построен Черноморскими Казаками в 1794 г.; перед 1920 г. свыше ста тыс. жителей, 4 лечебницы, 8 библиотек, 6 сред. учеб. зав. и 32 низших; станция ж. д.; местонахождение Кубанского атамана, правительства и Народного Собрания - Рады. ЕКАТЕРИНОДАРСКИЙ ОТДЕЛ - до 1920 г. административный район Кубанского Края с центром в Екатеринодаре; 8100 кв. клм., ок. 400 тыс. жителей; из них 280 тыс. Казаков, проживающих в тридцати казачьих поселениях: станицах Бакинской, Бейсугской. Васюринской. Воронежской, Георгие Афинской, Динской, Елизаветинской, Калужской, Кирпильской, Ключевой, Кутаисской, Ладожской. Мартанской, Новодмитриевской, Новотитаровской, Пашковской. Пензенской, Пластуновской, Рязанской, Саратовской. Смоленской, Ставропольской, Старокорсунской. Суздальской, Северской, Усть-Лабинской, Черноморской и в хуторах Горячем Ключе, Праздничном и Смоленском. Некоторые поселения носят названия русских городов потому, что станичные служилые общины переселялись из России на Кавказ со старым названием. ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО - учреждено в 1788 г. распоряжением Русского правительства. После разгрома Сичевой республики (1775 г.), казачье имя на Днепре некоторое время было изъято из официального обращения. Запорожцы, оставшиеся по прежним поселениям и хуторам, стали числиться мещанами и крестьянами. Но в 1788 г., благодаря хлопотам старшин Сидора Белого и Антона Головатого, Казаков снова стали называть их прежним родовым именем. Было учреждено Войско верных Казаков Черноморских и Е. к. В., в которое вошли Казаки, находившиеся до этого на положении мещан и крестьян в Екатеринославском наместничестве. К ним же причислены какие то старообрядцы и «разные выходцы», вероятно, потомки булавинцев, скрывшихся в свое время на землях Запорожского Низа. Е. к. В. было упразднено в 1802 г., а Казаки, его составлявшие, к 1804 году поселены вместе с Донцами на Кавказской Линии в станицах: Воронежской, Ладожской, Тифлисской, Казанской и Темижбекской. Из них сложились первоначальные кадры 1-го Кавказского каз. полка. ЕЛАНЬ - лесной луг или лужайка в лесу; от этого слова на Дону название станицы Еланской. ЕЛАТОНЦЕВ Семен Георгиевич (дон.) - род. 3 февраля 1886 г., ст. Кременскоской; инженер, общественный и политический деятель. Окончил Новочеркасское реальное училище и Технологически институт в Петербурге; 1912-13 гг. служил в строительной фирме и заведывал постройкой элеваторов в Оренбурской губ. С началом Первой Мировой войны зачислился вольноопределяющимся в 32-й Дон. каз. полк, в рядах которого вышел на фронт и заслужил за боевые отличия Георгиевские кресты двух степеней, а также и чин прапорщика, но 4-го декабря 1914 г. был тяжело ранен. По излечении перешел на положение инвалида и, с производством в хорунжие, оставлен на тыловой службе заведывающим постройкой лагерных бараков. После революции 191 г. инж. Е. был делегатом Донского Войскового Круга неоднократно избирался членом Донского правительства, участвовал в создании независимой Донской республики, одно время был помощником министра торговли и промышленности. Уйдя в эмиграцию, первое время проживал в Чехии, а осенью 1925 г. вместе с женой переехал в США, где стад одним из организаторов 06щеказачьего Центра и много лет был его председателем. Одновременно редактировал «Общеказачий Журнал» заложенный при поддержке Американцев в 1946 г. Как журналист подписывался псевдонимом С. Г. Эльф. Умер от болезни сердца 23 июля 1955 г. в г. Энглиштоун, шт. Нью-Джерси. Был женат на Лидии Петровне Антоновой. Казачке ст. Распопинской. Будучи сторонником федерации Дона с Россией, инж. Е. вместе с тем оставался горячим казачьим патриотом. «Где бы мы не были, - говорил он - мы крепко держимся наших казачьих обыкновений. Поэтому нас можно истребить, уничтожить, но победить, изменить нас, нельзя... Пока в наших жилах течет казачья кровь, никакая революция, никакой коммунизм, никакие гонения и лишения не изменят нашей духовной сущности, не изменят наш вольный свободолюбивый дух, не вырвут из наших душ любовь к свободе, к справедливости, законности, к вере в Бога, не вырвут веру в святость человеческой жизни и личности...». ЕЛЕНЬ (стар. дон.) - млекопитающееся, парнокопытное животное величиною с годовалого теленка; самцы обладают большими ветвистыми рогами. По русски - олень. В древности Е. часто встречался на берегах Дона и в Приазовье. ЕЛЕНЬ ПРОНЗЕН СТРЕЛОЮ - древний герб Донских Казаков. Ген. А. И. Ригельман в «Повествовании о Донских Казаках» пишет: «От начала же оное Войско или правительство оного имело и ныне еще имеет небольшую печать с изображением оленя, пораженного стрелою и с надписью вокруг оного: Печать Войсковая, олень поражен стрелою. Оную употребляли да и ныне употребляют по Войску своему. Есть ли что малое какое повеление следует послать, то от Канцелярии, за печатью оной, дьяк на полулисте, то есть в четверть писанное, повеление без закрепы посылает, что приемлется за повеление Войсковое». Следовательно, было достаточно одной печати без подписи дьяка или атамана. Возрожденная в 1918 г. республика, Всевеликое Войско Донское, пользовалась тем же изображением для своего герба, но именовалось оно иначе: «Елень пронзен стрелою». В рамке простого геральдического щита на голубом поле изображался белый олень, пронзенный черною стрелою, а позиции стоящей, с рогами в три и четыре ветви. Идея герба связана с преданиями глубокой старины. Легенда о таинственном олене, уходящем от охотников, была известна в Подонье (Танаиде) уже в первые века нашей эры и относилась историками к Киммерийцам, Гуннам и Готам. Она записана Прокопием из Кесарии (Война с Готами), Иорданом (Гетика), Созомоном (История Церкви) и некоторыми другими древними авторами. Может быть, не случайно иранское понятие «сака» - «олень» вошло в состав нашего первоначального имени Кос-сака. Кос-сака на скифском языке значило «белый олень».
|