Студопедия — Похвала земледелию.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Похвала земледелию.






Сократ: «Земледелие является источником и удовольствия, и домашнего благосостояния, и физических упражнений, благодаря которым тело делается способным выполнять все обязанности свободного человека. Земля дает обрабатывающему ее все необходимое для жизни, прибавляя еще и то, что услаждает существование. Наконец, она же производит приятные по запаху и восхитительные по виду украшения для алтарей и статуй, а также для самих людей. К этому надо добавить множество видов пищи, которые она доставляет или развитию которых она способствует; так, скотоводство тесно связано с земледелием; благодаря этому мы получаем возможность приносить жертвы для угождения богам и удовлетворения наших собственных потребностей.

Кроме того, доставляя нам все в изобилии, земледелие не поощряет лености; оно учит нас переносить зимний холод и летнюю жару. Физические упражнения, необходимые для тех, кто собственными руками обрабатывает землю, дают им силу; тех же, кто руководит работами, земледелие закаляет, заставляя их рано вставать и много ходить…

Земля побуждает земледельцев защищать их страну с оружием в руках, потому что ее плоды предоставлены в распоряжение всех желающих и делаются добычей наиболее сильных. Существует ли, затем, с. 211 такое искусство, которое так успешно учило бы людей бегать, метать в цель, прыгать, которое так щедро вознаграждало бы тех, кто им занимается, которое, наконец, доставляло бы больше наслаждений?… Я был бы очень удивлен, если бы свободный человек нашел какое-нибудь состояние более привлекательным или какое-нибудь занятие более приятным и полезным для жизни. Но это не все; земля учит быть справедливым того, кто умеет пользоваться уроками, потому что блага, даруемые ею, находятся в зависимости от забот, прилагаемых к ней.

Пахари.

Земледелие научает нас также оказывать друг другу помощь. Для выступления против врагов нужны совместные действия людей, то же самое и при обработке земли. Человек, желающий быть хорошим земледельцем, должен подготовить для себя деятельных и послушных работников; точно так же и человек, идущий против врагов, должен уметь вознаграждать людей деятельных и наказывать нарушающих долг с. 212 повиновения. Земледелец должен ободрять своих работников не реже, чем предводитель войска — своих солдат. Надежда для рабов не менее необходима, чем для людей свободных, даже больше, потому что она привязывает их к господину.

Истинно сказано, что земледелие есть мать и кормилица всех других искусств. Если процветает земледелие, процветают и остальные искусства; там же, где оно не развивается, увядают и прочие искусства».

(Ксенофонт. О домоводстве, гл. V).

Крепостное право.

Земля в Греции обрабатывалась то крепостными (сервами или колонами), то свободными фермерами, то непосредственно самими землевладельцами.

Крепостные или колоны существовали во всех аристократических государствах,т. е. там, где закон и нравы запрещали гражданину физический труд. В демократических же государствах, особенно в Афинах, крепостничество исчезло довольно рано.

В Лаконии крепостные носили наименование илотов. Владельцем их в известном отношении было государство, потому что освобождение их могло иметь место только по предложению или с согласия государственной власти; в этом смысле Страбон4 и называет их «общественными рабами». Но это не препятствовало каждому из илотов иметь и своего особого господина.

Было запрещено продавать илота, как обыкновенного раба, за границу; обычно илоты были прикреплены к определенному участку земли, с которого они никогда не сходили и который переходил к их детям. Илот должен был выплачивать ежегодный налог; величина его изменялась, по-видимому, в зависимости от того, жил ли крепостной в Мессении или в Лаконии. В первом случае господин получал половину всего урожая; во с. 213 втором — часть эта была несколько меньше; она устанавливалась раз навсегда с самого начала, и владелец, который пытался увеличить ее, подвергался религиозному проклятию. Это, по словам Плутарха, делалось с целью заинтересовать илота в земледелии, так как только на его долю падала выгода от все возраставшей с течением времени цены на земледельческие продукты. По-видимому, оброк не был особенно тяжел, потому что он давал возможность многим из илотов прикапливать кой-какие деньги. В середине III века до Р. Х. царь Клеомен предложил всем желающим из илотов выкупиться на свободу за пять мин (около 185 руб.) с человека; шесть тысяч человек приняли это предложение.

Илоты должны были нести также и другую повинность: они служили в войске, и не случайно, а несли регулярную воинскую повинность. Правда, в случае доблестного поведения их иногда в награду за храбрость отпускали на волю. Различные писатели сообщают, что с ними обращались с преднамеренной суровостью, но это утверждение, по-видимому, крайне преувеличено. На деле спартиаты боялись их по той причине, что знали их многочисленность и склонность к восстаниям. Поэтому они учредили за илотами очень тщательный надзор и путем многочисленных полицейских мероприятий стремились помешать их тайным собраниям и предотвратить их заговоры; если же вспыхивало восстание, спартиаты проявляли при подавлении его полную беспощадность, за исключением тех случаев, когда были не в состоянии усмирить бунт силой и когда благоразумнее было пойти на уступки.

Положение пенестов в Фессалии, мариандинов в Гераклее Понтийской,кларотов на острове Крите было почти такое же. Закон Гортины5 рисует нам несколько новых подробностей относительно кларотов. Крепостной о. Крита мог вступать в брак и разводиться, не испрашивая на это ничьего разрешения. Жена его должна с. 214 была принадлежать к тому же сословию, но он мог выбирать ее не только среди крепостных женщин своего господина. Как отец, он не пользовался всеми родительскими правами. Ребенок, рожденный от брака крепостных, принадлежал господину мужа, а в случае его отказа — владельцу жены. Крепостной пользовался правом приобретать и владеть, по крайней мере, движимым имуществом и скотом. Но мы не знаем, были ли указанные черты свойственны крепостным всех других греческих государств.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 450. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия