Бой.
|
Легковооруженная пехота помещалась или впереди фаланги, или сзади ее, или у одного из крыльев, иногда же сразу у двух. Конница обыкновенно выстраивалась у крыльев.
Бой.
|
Когда войско было таким образом приведено в боевой порядок, приносили жертвы богам, и вождь обращался к воинам с речью. Затем он запевал пэан, или военную песнь, и все войско подхватывало ее, призывая бога войны Ареса. Ободряя друг друга, воины с. 516 двигались сначала шагом и по возможности стараясь сохранить линию равнения. Гоплиты держали наготове копья, пелтасты закручивали ремешки вокруг своих дротиков, стрелки приготовляли луки, а пращники — пращи.
Как только показывался неприятель, трубный звук давал сигнал к бою. Когда раздавались эти резкие звуки и военный клич «ἐλελεῦ и ἀλαλά», воины бросались бегом. Гоплиты опускали копья, некоторые били ими по своим щитам, чтобы испугать неприятельских лошадей; а легковооруженные войска метали стрелы. Если неприятель выдерживал натиск, то гоплиты обоих войск старались пустить в ход копья и прорвать линию врага. В тех случаях, когда копья ломались, начиналась, по выражению поэта Архилоха9, «тягостная работа мечами».
Греческие сражения были похожи скорее на множество одновременно происходящих дуэлей, чем на битву, преследующую взаимное истребление. Главным считалось оставить за собою поле битвы. Поэтому, когда неприятель не выдерживал, беглецов почти никогда не преследовали, по крайней мере против них отправляли только или легковооруженную пехоту или конницу. Иногда отступление совершалось в стройном порядке: потерпевшие поражение отступали шаг за шагом, все время обративши свой фронт к неприятелю. Затем, выйдя за пределы досягаемости, они поворачивались, делали пол-оборота и ускоряли шаг отступления.
Победитель приносил богам благодарственную жертву, после чего на поле битвы воздвигался трофей. Этот трофей мог быть каменным или деревянным. Обыкновенно он состоял из ствола дерева, который одевали в полное военное облачение и у подножия которого клали кучу остатков от военной добычи. Затем делали надпись и, наконец, принимались хоронить мертвых, воздвигая также кенотаф10 в воспоминание о неразысканных воинах.
С. 517