Жалование войскам.
Военное жалование устанавливается в Афинах со времен Перикла. Оно было введено потому, что походы с. 511 сделались более продолжительными и более отдаленными. Выдавалось оно войскам, разумеется, только в военное время. Военное жалование у греков состояло из двух частей: собственно жалования воина (μισθός) и его кормовых (σῖτος). И то и другое выдавалось деньгами. Предполагалось, что ежедневная выдача воину не должна была быть менее двух оболов (12 копеек) на прокорм и столько же жалования. Отсюда и поговорка —жить на 4 обола, что обозначало солдатскую жизнь. В среднем жалование гоплита равнялось от 2-х до 6-ти оболов (от 12 до 36 коп.). Один ученый (Бек), сравнивая различные свидетельства, делает вывод, что жалование всадника было вдвое, втрое, а иногда и вчетверо больше жалования гоплита. В Афинах оно обыкновенно превышало жалование гоплитов. По определению Демосфена, например, жалование тому войску, которое он предлагал послать против персов, равняется 10 драхмам (3 руб. 70 к.) в месяц гоплиту и 30 драхмам (около 11 руб. 10 коп.) всаднику. Так как всадники должны были и в мирное время содержать своих лошадей, то государство предоставляло им на этот предмет известную сумму, которая обозначается иногда в надписях под рубрикою σῖτος ἵπποις. Более того, всякий человек, сделавшийся всадником, получал из казначейства небольшое вспомоществование на обзаведение лошадью. Это называлось κατάστασις;. Богатые или состоятельные граждане вооружались за свой счет; остальные получали оружие от государства. (Alb. Martin. Les Cavaliers athéniens, стр. 346 и сл.). Порядок похода. Вот каков был порядок похода, если основываться на «Анабазисе» Ксенофонта7, где находится рассказ о походе 10 000. С. 512 Как только войска были собраны, приготовления окончены, жертвы принесены, то, если предсказания оказывались благоприятными, выступали в поход. Шли определенными переходами под руководством проводников. По сторонам или впереди войска посылались разведчики, на обязанности которых лежало ознакомление с местностью. Переходы равнялись обыкновенно 27 километрам, но иногда достигали от 38 до 44 километров. Около 10 или 11 часов утра делали привал, закусывали, а затем снова пускались в путь до вечера. После каждого дня пути полагался отдых в один или несколько дней. При дневных переходах конница и легковооруженные войска находились обыкновенно во главе и в хвосте войска, а гоплиты в центре. Во время же ночных походов гоплиты держались всегда во главе колонны. Войско могло двигаться при этом или колоннами, или в боевом порядке, или в виде каре. При движении колонной лохи и эномотии, в зависимости от характера местности, шли одни за другими, по два, по четыре и больше человек в ряд. Если неприятель появлялся впереди, то войско останавливалось, лох развертывался влево и выстраивался в линию. Если же враг был в тылу, то колонна делала поворот лицом к неприятелю и развертывалась в линию, то влево, то вправо. При движении в боевом порядке пехота выстраивалась в линию, имея во флангах всадников и легковооруженные отряды. Таким расположением войск пользовались при приближении к неприятелю. Отряд в этом случае был готов к бою и мог не бояться внезапного нападения. Если движение совершалось в форме каре, то четыре стороны его составляли гоплиты. Легковооруженные войска и обоз находились в центре. Конница же оставалась вне каре. Это был излюбленный порядок греков, которого они придерживались, когда неприятель тревожил беспрерывными нападениями и необходимо было постоянно держаться настороже; но этим построением войска можно было пользоваться только в равнинах. Ксенофонт отмечает еще один вид построения — с. 513 в виде круга. В этом случае воины становились очень близко друг от друга и обращали свои щиты во внешнюю сторону. Таким образом, солдаты арьергарда держали щит на спине, воины правого фланга — на правом плече, воины левого — на левом, как делалось и в обыкновенных случаях. Такая ограда из щитов имела ту выгодную сторону, что она несколько ослабляла силу действия неприятельских стрел. Обоз (σκευή) греческой армии всегда был велик; греки, выступая в поход, желали сохранить как можно больше жизненных удобств. Поэтому они возили с собою столовую и кухонную утварь, одеяла, одежды и проч. Кроме того, в обозе находились палатки с кольями, провиант, торговцы, а иногда и пленники с военной добычей. Палатки, утварь и съестные припасы нагружали на вьючных животных или на повозки, которые сопровождались особым штатом людей. Сюда также складывали и часть оружия. Обоз в походе должен был быть защищен от захвата врагов и в то же время находиться под рукой у воинов. Его помещали в хвосте войска, в крыльях или впереди его, в зависимости от того, насколько приходилось опасаться неприятеля. Нередко бывало, что обоз делили на две части: оружие оставляли в непосредственной близости от войска, а провиант и другие предметы помещались несколько позади. (По Pascal. L’Armée grecque, стр. 44 и сл.).
|