(Фукидид. II, 75—77; III, 20—24, 52, 68; пер. Ф. Мищенка).
Триера.
Триера была одновременно и парусным и гребным судном. Она получила свое название от трех рядов весел, расположенных по одной стороне один над другим. Мы не будем здесь подробно описывать все ее части и рассказывать, каким образом она строилась. Достаточно указать ее главные черты.
|
Триера.
|
с. 527 «Триера отличалась легкостью и хорошим ходом. Известно, что она могла сделать от 9 до 10 миль в час (от 16 до 18 километров), а это хорошая скорость и для современных пароходов. Она очень возвышалась над водой и, быть может, была менее устойчива, чем современные суда. Но для греков этот недостаток был менее важен, чем для нас. В Греции навигация начиналась весной и заканчивалась осенью. Зимою же пускались в море только в виде исключения и в случае какой-нибудь крайней необходимости. А в течение летнего сезона Средиземное море было обыкновенно совершенно спокойным. Триера не предназначалась, как наши пароходы, для плавания в почти постоянно волнующемся океане, и ей не приходилось бороться с его опасностями. Она скользила по тихим волнам Архипелага, усеянного гаванями и различными убежищами. Мы, впрочем, знаем, какие опустошения производила буря в древнем флоте: достаточно было внезапно налетевшего урагана, чтобы уничтожить его целиком. В эпоху персидских войн, например, греки одержали победу над персидской эскадрой в такой же мере благодаря скверной погоде, как и своей доблести.
Передняя часть триеры.
|
Как боевое судно, триера совмещала редко встречающиеся вместе качества. Вся ее сила сосредоточивалась, по-видимому, в носовой части; удар носом, хотя и не отличался такой мощью, как в наших кораблях, был, однако, губителен, если триера,с. 528 приводившаяся в движение всеми веслами, наносила его в бок вражеского корабля. Но нос корабля был так прекрасно приспособлен не только для нападения, а обладал также и оборонительными средствами. Широкие эпотиды11, которые поддерживались прочными подпорками, могли выдержать столкновение без вреда для себя. Серьезной защитой был также и столос12. Наконец, с вышины мачты часто бросались тяжелые железные или свинцовые снаряды, которые могли проломить палубу вражеского корабля и даже потопить его. Кроме того, триера была под защитой стрелков и воинов, которые находили на ней много удобных мест, приспособленных как для нападения, так и для защиты».
(Cartault. La trière athénienne, стр. 253 и сл.).