Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Приемы создания образа Онегина. Эволюция образа и авторское отношение к герою.




Метод объективного изображения героя, осуществляемый Пушкиным посредством целого ряда тонких художественных приемов, дает себя знать с первых же строф «Евгения Онегина». Вместо традиционно описательной экспозиции роман открывается как драматическое произведение — внутренним монологом Онегина. Из этого короткого монолога сразу же выступают отличительные черты его характера. Это — человек острой и трезвой мысли, эгоист, скептик, даже циник, превосходно разбирающийся в «низком коварстве» — лжи и лицемерии патриархальных семейных связей и отношений. Подлинное отношение Онегина к умирающему дяде ясно из первых же его слов, перефразирующих строку известной басни Крылова «Осел»: «Осел был самых честных правил». Онегин считает себя вынужденным подчиниться сложившимся патриархальным связям, лгать и лицемерить, сетуя на сопряженную с этим скуку. Таким предстанет нам «главное лицо» романа в эпизоде дуэли с Ленским. Онегин сам прекрасно понимает, что он был неправ, зло подшутив над «робкой, нежной» любовью пылкого поэта, к которому искренне привязался. Но он находится во власти «общественного мненья» и не только принимает вызов на дуэль, но и дерется со всем ожесточением — убивает друга. В романе в стихах поэт ставит перед собой задачу: «отыскать причину» такого душевного состояния героя-современника, добавляя. Он снимает с него ореол романтической «мировой скорби», дает ему более прозаическое обозначение — «скуки», «хандры», рассматривая его как нечто ненормальное, болезненное. Из рассказа о прошлом Онегина, читатель узнает, как складывался характер героя: узнает о беспорядочной семейной обстановке и быте родительского дома Евгения, об его воспитании на иностранный лад, его возмужалости, бесплодном светском существовании. В обстоятельствах его жизни не было ничего романтически исключительного; напротив, они были сугубо типичными для людей данного общественного круга. Типические обстоятельства сложили и типический характер. Поэт не скрывает недостатков своего героя, но в то же время подчеркивает и положительные стороны характера Онегина — «души прямое благородство», показывает, что по своему интеллектуальному складу он головою выше окружающих. Недаром поэт делает себя в роман его другом. «Охлаждение» Онегина — не напускное чувство. Это лучше всего доказывается тем, что он вовсе оставляет «свет», уединяясь в своем кабинете. Тут сказывается «проклятое воспитание» Онегина гувернерами-иностранцами, которые учили его многому, но ничему не научили. Светская жизнь утомила его, а делать что-нибудь он не умел и не хотел: «Труд упорный ему был тошен». В обрисовке характера Онегина Пушкин осуществил принцип всестороннего реалистического обобщения, представляющего сплав типического и индивидуального; овладел методом реалистической типизации. Характер героя дан не только в его настоящем, но показан и в динамике становления. В разнообразной житейской обстановке, в различных фабульных положениях образ Онегина раскрывается всеми своими сторонами. В последней главе на этот образ накладываются новые черты, определяющие его возможную будущую судьбу. Основной художественный прием, с помощью которого вырисовывается характер Онегина, — прием контраста. На первом плане — сопоставление с людьми наиболее близкими Онегину — Ленским, Татьяной. Контраст между Онегиным и Ленским прямо и резко обозначен поэтом: «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». Ленский, как и Онегин, резко выделяется из окружающей среды и так же для нее неприемлем. Оба они — представители новой, молодой России. Термин «лишний человек» получил широкое употребление уже после «Евгения Онегина». Но это слово в применении к Онегину находим уже у Пушкина. Онегин на петербургском светском рауте «как нечто лишнее стоит». Образ Онегина — первый в обширной галерее «лишних людей». Носитель передового общественного сознания, он был далек от народа. Одним из основных творческих принципов Пушкина, лежащих в основе его нового реалистического метода, было отсутствие произвольного авторского вмешательства в действия и поступки своих героев, которые должны вести себя не так, как вздумается автору, а в соответствии с их характером и условиями окружающей действительности. Этот принцип был осуществлен Пушкиным в «Евгении Онегине». Прослеживая по рукописям историю создания Пушкиным его романа в стихах, мы видим, что поэт пытался придавать иной оборот ходу действия, развитию фабулы. Например, по одному из вариантов Онегин влюблялся в Татьяну при первой же встрече с ней в деревне. Но в процессе творческой работы поэт в данном случае, как и в ряде других аналогичных, отказался от этого, «поправил» себя действительностью. Образ Онегина выступает перед нами из его речей, размышлений, приобретающих подчас характер внутреннего монолога, разговоров, реплик, письма. Употребляется Пушкиным и еще один выразительный способ характеристики — обрисовка духовной жизни героя кругом чтения. Прибегает Пушкин и к приему своеобразной материализации внутреннего мира героя, наглядно характеризуя его обстановкой, вещами (кабинет-«уборная» Онегина периода его петербургского светского существования и его же деревенская «модная келья»). Характеристики героев даются повторно и самим автором, подчас по нескольку раз, в соответствии с теми изменениями, которые в них происходят, с развитием их характеров. Пушкин показывает героя не только таким, каким сам его видит, а и таким, каким видят его окружающие — другие персонажи романа. Так, Онегин показан глазами его деревенских соседей, «светской черни», двойным — то чрезмерно идеализирующим, то слишком снижающим — восприятием Татьяны. Для характеристики Онегина Белинский нашел точную формулу — «страдающий эгоист». Характер Онегина Белинский оценивает в его развитии. Совершенно очевидно, что Белинский видел, как Онегин стал перерождаться под влиянием своей любви к Татьяне: он говорит о письме Онегина к Татьяне, что оно горит страстью, в нем уже нет иронии, нет светской умеренности, светской маски. Рассуждая о развитии Онегина в дальнейшем, Белинский не исключает возможность его духовного возрождения. Онегин – светский человек. Вследствие этого Евгений Онегин с первых же строк романа был принят за безнравственного человека. Большинство отрицало в Онегине душу и сердце, видело в нем человека холодного, сухого и «эгоиста по натуре». Образ Онегина противоречив: отрицательные черты его характера –индивидуализм, эгоизм, холодность – сочетаются в нем с положительными, такими как «души прямое благородство». В нем мы видим и признаки прогрессивности и просвещенности. Образ Онегина типичен для описываемой в романе эпохи, но в то же время он выделяется из среды, к которой принадлежит. Прежде всего, его отличает «резкий, охлажденный ум», склонность к «язвительному спору» и «шутке с желчью пополам». Он далек от светского и провинциального дворянства, которое он превосходит своим умом, но его нельзя отнести к прогрессивной молодежи, так как у него нет идеала в жизни, к которому можно было бы стремиться. Онегин, убив на дуэли друга Ленского, глубоко страдает, а в этом страдании и заключена возможность нравственного изменения и возрождения пушкинского героя. Евгений Онегин не может более оставаться в деревне, покидает ее и отправляется странствовать, он путешествует по России (глава «Путешествие Онегина» оказалась за пределами романа, так как была символична и связна с политическими настроениями времени – идеями декабризма). Пушкин отметил, что в этом путешествии что-то произошло с героем, он изменился, стал другим. Автор повстречал Онегина «в Одессе пыльной», явился тот, как «Чацкий с корабля». «Другой Онегин» по-другому увидел и Татьяну. Он встретил ее через несколько лет в Петербурге на балу. Ф.М. Достоевский называл Онегина «вечным скитальцем», который ищет истину, как Фауст, но так и не обретает ее. Авторское отношение к герою подвижно. Оно меняется не только от главы к главе, но и в пределах одной главы. Судя по первой из них, в Евгении Онегине должен был узнаваться тип современного Пушкину петербуржца, получившего домашнее «французское» воспитание, поверхностно образованного. В начале 1-й главы автор готов сблизить онегинскую разочарованность с разочарованностью оппозиционной молодежи из круга «Союза благоденствия». (Евгений читает Адама Смита; его равнодушие к поэзии уравновешено вниманием к политической экономии). Но к концу главы психологические мотировки образа меняются; разочаровавшись в наслаждениях света, Онегин не становится «серьезным» бунтарем; причина его томления – душевная пустота; его внешний блеск указывает на внутренний холод; его язвительные речи свидетельствуют не столько о критическом взгляде на современный мир, сколько о презрительности и высокомерии. Онегин отталкивает автора там, где в герое одерживает верх «онегинское» начало, но порой тот же Онегин вызывает у автора сочувственный интерес. Это случается тогда, когда сквозь «онегинское» прорывается в герое живая и незаурядная личность. Автор подружился с Онегиным в очень важный, едва ли не поворотный момент его жизни. Дружба завязалась в момент, когда Онегиным овладела «русская хандра». Автор говорит о различии со своим героем. Для поэта важно, чтобы читатель увидел разницу между ним и его героем.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1653. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия