Требования к выполнению письменных работ
Работа над итоговым проектом ведется слушателями самостоятельно. Итоговый проект может быть индивидуальным, парным или групповым. В образовательной практике важную роль для разворачивания проектных действий играет этап рождения замысла проекта. Качество замысла в проектировании зависит от степени вовлеченности субъекта в процесс целеполагания. Этапы осуществления проектной деятельности в образовательной практике: 1. Рождение замысла. 2. Реализация замысла в деятельности (преподаватель предлагает для освоения технологию, контролирует ее усвоение). 3. Оформление результата деятельности (выступление, доклад, письменная работа). 4. Анализ деятельности (проблематизация способов деятельности). Проектные технологии позволяют пересматривать стереотипы и проявлять личностно значимое в деятельности, порождают инициативы со стороны субъектов действий, ориентируют на осмысливание механизма решения проблем, мыслительную проработку необходимых действий. Требования к проектной работе: Тема исследования определяется замыслом обучающегося. Необходимые источники и литература подбираются самостоятельно. Результаты проведенного исследования оформляются в свободно избираемом жанре (выступление, доклад, письменная работа). Защита итоговых проектных работ проходит в форме небольшого выступления или обсуждения (круглый стол) в последний день занятий. Форма оценки итоговой проектной работы: «зачтено» или «не зачтено». Формы представления итоговой проектной работы: I. Текстовые работы в формате: 1. Титульный лист. 2. Объем проектной работы не должен превышать 10 страниц. Набор текста производят через межстрочный 1,5 интервал, размер шрифта (кегль) 12, шрифт Times New Roman. 3. На каждой странице работы необходимо соблюдать поля: слева 3 см, справа 1 см, сверху и снизу 2 см. 4. Все страницы работы нумеруют по порядку арабскими цифрами без всяких знаков, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы (начинается нумерация с титульного листа и заканчивается списком использованной литературы или приложениями). Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист считают первой страницей работы, но номер «1» на титульном листе не ставят. 5. Структура итоговой проектной работы: • Цель и задачи; • Краткое описание этапов исследования и их промежуточные результаты (статья, реферат, доклад, видео, презентация и т.д.); • Заключение (обсуждение и оформление результатов, редактирование, презентация, внешняя оценка); • Список литературы, • Приложения. 6. Материал итоговой проектной работы может содержать: таблицы, диаграммы, иллюстрации, схемы, а также графические файлы, веб-материалы (Только в том случае, если они были разработаны самостоятельно, выступают в качестве объекта исследования в проектной работе и содержательно относятся к темам, обсуждаемым в данной программе, а так же). 7. Список литературы Электронная презентация: 1. Количество слайдов определяется самостоятельно. 2. Презентация должна включать в себя цель и задачи, краткое описание этапов исследования, изложение полученных результатов, выводы. 3. Материал итоговой проектной работы может содержать: таблицы, диаграммы, иллюстрации, схемы, а также графические файлы, веб-материалы (Только в том случае, если они были разработаны самостоятельно, выступают в качестве объекта исследования в проектной работе и содержательно относятся к темам, обсуждаемым в данной программе, а так же). 4. Список литературы Подготовленная проектная работа презентуется обучающимися и оценивается участниками курса.
Темы письменных работ 1..«Поучение Владимира Мономаха как опыт «домашней» словесности. 2. Жанр «жития» в литературе Древней Руси. 3. Феномен «Киево-Печерского патерика. 4. Анализ «Повести о житии Александра Невского. 5. Стиль плетения словес в русской агиографии конца ХIV-ХV века. 6. Сочинения Епифания Премудрого. 7. Героическая тема в литературе ХII- ХV веков. 8. «Домострой» как памятник ХVI века. 9. «Повесть о Петре и Феронии». Целостный анализ. 10. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский как феномены русской истории 11. Процесс обмирщения русской литературы и культуры переходного от средневековья к новому времени периода. 12. Новаторский характер публицистики петровской эпохи. 13. Проблема нового отношения к женщине, любви и браку в русской литературе второй половины XVII — первой четверти XVIII в. 14. Проблема "отцов и детей" и особенности ее решения в русской прозе рубежа XVII—XVIII вв. 15. Значение нравственно-дидактической литературы петровского времени в формировании нового бытового и литературного этикета ("Юности честное зерцало", "Приклады, како пишутся комплименты"). 16. Роль панегирической литературы петровского времени в формировании одической поэзии XVIII столетия. 17. Образ Петра Первого в произведениях русских писателей XVIII в. 18. Итальянская тема в русской путевой литературе XVIII столетия. 19. Поэтика сатир Антиоха Кантемира. 20. Проблема воспитания в русской литературе XVIII столетия (А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин). 21. Роман В.К. Тредиаковского "Езда во остров Любви" и его значение в формировании любовно-галантного этикета в русской литературе XVIII в. 22. Национально-патриотическая тема в творчестве М.В. Ломоносова. 23. Художественные особенности научно-философской лирики М.Ломоносова. 24. Эстетические взгляды М.В. Ломоносова. 25. Тема "войны и мира" в поэзии М.Ломоносова и Г.Державина. 26. Роль и функции библеизмов в поэзии М.В. Ломоносова. 27. Значение творчества М.Ломоносова в развитии русского литературного языка. 28. Проблема историзма трагедий А.П. Сумарокова. 29. Сравнительный анализ комедий "Рогоносец по воображению" А.П. Сумарокова и "Бригадир" Д.И. Фонвизина. 30. Образ Самозванца в трагедиях А.П. Сумарокова ("Димитрий Самозванец") и А.С. Пушкина ("Борис Годунов"). 31. Просветительский характер "Письмовника" Н.Г. Курганова. 32. Ирои-комическя поэма В.И. Майкова "Елисей, или Раздраженный Вакх". 33. Национальная эпопея М.Хераскова «Россияда». 34. Своеобразие творчества Я.Б. Княжнина-комедиографа. 35. История и современность в трагедии Я.Б. Княжнина "Вадим Новгородский". 36. Проблема художественного метода комедии В.В. Капниста "Ябеда". 37. Особенности композиции и сюжетосложения комедии В.Капниста "Ябеда". 38. Жанр басни в творчестве И.И. Хемницера. 39. Анакреонтическая тема в поэзии М.Ломоносова и Г.Державина. 40. Цикл произведений о Фелице в творчестве Державина. 41. Тема поэта и поэзии в творчестве Державина. 42. Сравнительный анализ стихотворений "Памятник" М.В. Ломоносова, Г.Р.Державина и А.С.Пушкина. 43. Автобиографический характер поэзии Г.Р.Державина. 44. "Душенька" И.Ф. Богдановича и "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина. 45. Своеобразие поэтического творчества Н.А. Львова. 46. Значение творчества М.Н. Муравьева в истории русской поэзии XVIII—XIX столетий. 47. Тема "вольности" в поэзии А.Н. Радищева и А.С. Пушкина. 48.. "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева и "Путешествие из Москвы в Петербург" А.С. Пушкина. 49. Тема древнего Новгорода в творчестве Н.М. Карамзина, историка и писателя. 50. «Письма русского путешественника Карамзина.
Вопросы к экзамену 1. Предпосылки и условия возникновения древнерусской литературы, периодизация, ее особенности, этапы развития 2. Теория стилей древнерусской литературы в трудах Д. С. Лихачева. 3. Условия и причины возникновения жанра проповеди. Митрополит Илларион и его «Слово о законе и благодати». 4. Состав, тематика, идейная направленность «Повести временных лет». Жанровая природа произведения. 5. Возникновение жанра жития. Житийная повесть о Борисе и Глебе в сопоставлении с традиционными образцами агиографии. 6. «Слово о погибели Русской земли» и житийная повесть об Александре Невском (сопоставительный анализ). 7. Причины и истоки формирования в древнерусской литературе жанра «хождения». «Хождение игумена Даниила» и «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (сопоставительный анализ). 8. Идейное содержание «Слова о полку Игореве». В чем причины бессмертия «Слова о полку Игореве», его непреходящего значения? Решение проблемы жанровой природы памятника в современном литературоведении. 9. Ранние повести о татаро-монгольском нашествии. «Повесть о разорении Рязани Бытыем» (подробный анализ). 10. Произведения Куликовского цикла: время возникновения и историческая основа, жанровое своеобразие памятников. Слово о житии и о преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского» на фоне произведений Куликовского цикла и предшествующей житийной литературы. 11. Стиль «плетения словес» и причины его возникновения. Творчество Епифания Премудрого. 12. Общие тенденции в развитии публицистики XVI века. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Своеобразие художественного стиля Грозного. 13. Монументальные литературные памятники XVI века («Великие Четьи-Минеи», «Стоглав», «Домострой», «Степенная книга»). Характеристика содержания и стиля. 14. Основные закономерности литературного процесса XVII века. Почему этот период в истории литературы назван переходным? «Повесть о Савве Грудцыне». Традиционное и новое в подходе автора к решению нравственных и религиозных вопросов, в жанрово-стилевом строе памятника. 15. Протопоп Аввакум и его «Житие». Литературное новаторство Аввакума. 16. Стиль барокко в творчестве Симеона Полоцкого и его учеников 17. Культура первой четверти XVIII века как переходное явление. Просвещение, театр, печать, литература 18. Тематика и проблематика безавторских повестей. Феофан Прокопович как общественный деятель, публицист и писатель. Жанр проповеди в творчестве Феофана Прокоповича 19. Философия и эстетика классицизма: концепция личности, типология конфликта, система жанров, стилей (показать на примере сатир А. Кантемира и торжественных од М. Ломоносова, выявив проблематику и поэтику названных жанров). 20. Теоретико-литературные труды Ломоносова. Литературная позиция Ломоносова. (Разговор с Анакреонтом, Письмо о пользе стекла, Философские и духовные оды Ломоносова). 21. Проблематика и поэтика жанра трагедии в творчестве Сумарокова (своеобразие конфликта, художественная образность, пространственно-временная структура, стиль…). 22. Особенности литературного процесса 1760-80-х годов. Екатерина II- писатель. Сатирическая публицистика 1769-1774-х годов. Журналы Новикова. 23. «Пригожая повариха» М.Д.. Чулкова. Монографический анализ. 24. Ироикомическая поэма В.И. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх». Пародийный аспект, особенности стихосложения, формы выражения авторской позиции. 25. «Душечка» И.Ф. Богдановича: миф и фольклор в сюжете поэмы, ирония и лиризм как формы выражения авторской позиции. Карамзин о Богдановиче. 26. Героическая поэма в русской литературе XVIII века. (Кантемир, Ломоносов, Херасков). Книга А.Н. Соколова о русской поэме XVIII - пер. пол. XIX века. 27. Масонская литература. Проблематика, жанр и стиль. Научная литература по данной проблеме. 28. Роль Д. И. Фонвизина в развитии русской драматургии. Традиционное и новаторское в его комедии "Недоросль". Литература о творчестве Фонвизина. 29. Комедия Фонвизина «Недоросль». Проблематика, особенности изображения персонажей, жанровое своеобразие. 30. Проблематика, жанрово-стилевое своеобразие лирики Державина 1779-. Поэтика оды «Фелица». 31. Художественный мир поэзии Г. Р. Державина. Проблематика. Жанровое своеобразие. Стиль. 32. Крылов – писатель XVIII века. «Почта духов», «Каиб», «Ложные панегирики», «Трумф». 33. Сентиментализм как литературный метод. Своеобразие русского сентиментализма. Книга П.А. Орлова. 34. Особенности стихосложения, композиция, жанровое своеобразие книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». 35. Жанр комической оперы и его место в русской драматургии XVIII века. («Анюта» М. Попова; «Мельник колдун, обманщик и сват» А. Аблесимова; «Несчастная карета» Я. Княжнина). 36. «Письма русского путешественника» Н. Карамзина. Проблематика, автор и герой, жанр, стиль. 37. Поэтика и эстетика сентиментализма в повести «Бедная Лиза». 38. Эволюция жанра исторической повести: от «Натальи, боярской дочери» к «Марфе – посаднице». 39. Поэзия сентименталистов. Основные мотивы, жанры, стиль. (Муравьев, Карамзин, Дмитриев). 40. Научная литература последнего десятилетия о русской словесности XVIII века.
|