Велес — Навий Владыка
Велесовы Пастбища включают в себя как Обители Тёмной Нави, так и Светлый Ирий Небесный. Поэтому через Велесовы Пастбища проходят как души тех, кто следовал при жизни на земле Стезёю Прави, так и те, кто следовал стезями кривды. Первые — сразу поднимаются в Светлый Ирий, где пребывают до следующего воплощения на Земле. Вторые — сначала принимают необходимое очищение в Пекельных Обителях Тёмной Нави и лишь затем на краткий срок восходят до Ирия, после чего, влекомые затянутыми ими в узлы Нитями Судеб, возвращаются докончить то, что не смогли завершить в прошлой жизни в Яви... Лишь немногие мудрые, познавшие свою Истинную (Божественную) Природу — Дух Рода в себе, уходят по Велесову Пути в Неведомые Чертоги Родовы, чтобы не возвращаться более никогда на Землю... Говорят, из Своего Рога Изобилия Велес достаёт и раздаёт умершим их посмертные Судьбы, в соответствии с хитросплетениями Пряжи Макоши[104], всё по Воле Рода Великого.
7. Велес — Скотий [105] Бог
Рог Изобилия в руке Велеса для большинства людей — лишь символ материального процветания и благополучия. У древних славян материальный достаток во многом определялся наличием скота и земным плодородием, которое также находилось под покровительством Велеса (и Макоши). Лишь для мудрых Рог Изобилия наполнен священной Сурицей (Напитком Мудрости). Но горе тому, кто, думая лишь о материальном, отведает Сурицу! Напиток Мудрости лишь мудрому принесёт пользу, остальным же — только ужас и безумие...
Велес в Сварожьем Триглаве
В Сварожьем Триглаве (Сварог-Перун-Велес) Вещий Бог олицетворяет Собой силы Нави — силы Разрушения и Возрождения. Если Сварог-Отец Небесный творит мир, а Перун Силою Своей сберегает Явь от Нави, то Велес, когда приходит срок, по Воле Рода Великого, разрушает мир, дабы затем вновь возродить его из праха — на новом витке Своего Свитня[106].
9. Два Лика Макоши: Жива и Мара
Великая Мать Макошь, Небесная Пряха, прядущая Нити Судеб всего сущего, Единая в двух Ликах, почитается нами как Божественная Супруга и, в каком-то смысле, одна из ипостасей Самого Велеса. Два Её Лика, почитаемые одновременно и как самостоятельные Божества, — Жива (Доля, Среча[107]) и Мара (Недоля, Несреча) — олицетворяют собой Жизнь и Смерть, лето и зиму, родящее лоно матери и могилу как Лоно Матери Сырой Земли. Жива — Светлый Лик Матери Макоши, «Летняя» Супруга Вещего Бога. Как Бог, связанный с плодородием, Велес Дородный, одно из Имён Которого — Жив, составляет с Живой Супружескую пару, подобную скандинавской паре Фрейр-Фрейя. В западнославянской мифологии Жива — главное Женское Божество (в земле полабов, согласно хронике Гельмольда, XII в.). Как и польская Богиня Жизни Zywye (по хронике Я. Длугоша, XV в.), Она олицетворяет Силу Жизни как таковой и противостоит мифологическим олицетворениям Смерти, воплощённым в образах Мары-Морены и многочисленных Навьих духов (мар и мороков) из свиты Навьей Владычицы — Тёмной «Половины» Вещего Бога. Мара — Тёмный Лик Матери Макоши, «Зимняя» Супруга Вещего Бога. Её Имя восходит к общему индоевропейскому корню mar/mor, связанному со смертью (мором). Не случайно одно из Имён Велеса Кощного — Мор. Мара-Морена — Богиня Смерти и зимнего оцепенения Природы, Владычица Ночи, воплощение Леденящего Дыхания Велеса Зимнего — Мороза (также от корня мор). В мифологии западных славян Ей соответствуют: польская Маржана, отождествляемая Я. Длугошем с римской Богиней Подземного мира Церерой, чешская Морана, отождествляемая с греческой Богиней мрака и чародейства Гекатой (древние авторы, говорящие о Божествах славян-язычников, упоминали о Морене как о Богине вроде Гекаты и Деметры — несущей одновременно смерть и плодородие) и др. Белорусская Мара — «нечисть», сходная по функциям с марой низшей мифологии народов Европы, олицетворяет собой, в частности, злой дух, садящийся ночью на грудь спящего и вызывающий удушье. Представление о Маре как о воплощении ночного кошмара запечатлено в польском zmora («кошмар»), француском cauchemar («кошмар»), английском nightmare («кошмар», от night — «ночь») и др.
|