Студопедия — ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Учебное пособие «Технология материалов стенописи» раскрывает только часть обширной области изучения — технологии стенописи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Учебное пособие «Технология материалов стенописи» раскрывает только часть обширной области изучения — технологии стенописи






 

Учебное пособие «Технология материалов стенописи» раскрывает только часть обширной области изучения — технологии стенописи. В последнюю кроме технологии материалов входит еще одна, не менее значительная — техники стенописи, то есть, изучение целесообразных приемов использования материалов в процессе создания художественной формы в произведениях стенописи. В этом плане творчество мастеров прошлых эпох — неисчерпаемый источник постижения и освоения опыта предыдущих поколений. Так как в изобразительном искусстве, и в частности стенописи, не может быть художественной формы вне воплощения ее в том или ином материале, следовательно, без изучения этих материалов не может быть и профессионального мастерства художника.

Весь опыт, накопленный в стенописи за многие столетия, по развитию, приготовлению и использованию материалов (составов, красок, грунтов), плюс опыт современной практики — это и есть круг вопросов, изучаемых технологией материалов стенописи.

Ставя проблему технологии материалов во главу угла своей работы, автор ни в коей мере не абсолютизирует эту проблему. Безусловно, материал всегда был одним из средств создания художественной формы произведения, но притом чрезвычайно важным, особенно в стенописи. Материал всегда был тесно взаимосвязан с другими средствами, формирующими художественный образ произведения, и изменялся вместе с ними.

История стенописи подтверждает это. Именно в эпохи бурного развития творческой мысли, художественной формы, поисков новых композиционных решений, нового языка изобразительного искусства бурно развивались как техники письма, так и материалы, в которых выполнялись произведения стенописи. Пример этому эпоха Возрождения.

Именно творческий импульс заставляет искать новые формы выражения, а те, в свою очередь, находить соответствующие художественной задаче материалы. В этом суть диалектики изобразительного искусства, и стенописи в частности.

Современному художнику-монументалисту надо знать традиционные материалы и техники работы ими, чтобы работать теми из них, которые и сегодня не потеряли своей значимости. К сожалению, не все из них имеют достаточную прочность и атмосферостойкость красочных слоев, грунтов и оснований. В этих случаях, естественно, следует воспользоваться всем арсеналом современных средств для профилактической защиты этих произведений от преждевременного разрушения. Такая защита целесообразна со всех точек зрения.

Бесспорно, что материал, который удобен в работе, помогает художнику в достижении более высокого художественного результата. Такие материалы всегда были мечтой мастеров стенописи. Именно поэтому в процессе развития этого вида искусства рядом с процессом совершенствования художественной формы шло и совершенствование его материалов.

Современная наука уже создала краски, которые, по мнению автора, имеют все основания для применения в стенописи. Надо лишь грамотно воспользоваться тем, что дают нам современная наука и промышленность, практика реставраторов и отделочников. Надо сделать в этом направлении хотя бы первые шаги, так как именно эти материалы завоевывают в настоящее время в промышленности и строительстве доминирующее положение как материалы прогрессивные в отделочных работах, обеспечивающие их технологичность и качество. Эти материалы сегодня широким фронтом входят в жизнь, удобны в работе, дают стабильные во времени красочные слои и, следовательно, обеспечат большую долговечность произведений стенописи, чем это могут сделать материалы традиционные.

В пособии нет категоричных рекомендаций; в нем приведены наиболее распространенные материалы, те, которые широко использовались в то или иное время, и те, которыми пользуются и сейчас. По ходу изложения автор высказывает свою точку зрения по вопросу, какой материал или технику, где и когда целесообразней применить и почему (с технологической точки зрения).

Поэтому в пособии представлена обширная рецептура. Это дает художнику возможность выбрать материал и технологию ведения работ, лучший вариант решения стоящей технологической задачи. Современному художнику необходимо хорошо знать теорию дела, чтобы выбрать правильное направление, не утонуть в море нередко противоречивых рецептур, имеющихся в литературе. Надо каждый материал почувствовать, уметь пользоваться им, руководствуясь рекомендациями теории.

Оптимальным решением большинства проблем современных материалов для стенописи, видимо, было бы промышленное производство художественных красок на основе наиболее проявивших себя в отделочных и реставрационных работах красок и связующих. Это возможно лишь после упорной, длительной работы над их усовершенствованием художников и технологов, после соответствующих их доработок и проб на объектах.

Безусловно, проблемы и задачи эти сложны, обширны и долговременны. Новые материалы ждут своих энтузиастов.

В работе собраны, обобщены и систематизированы огромный опыт, разработки и рекомендации советских реставраторов, химиков, художников и технологов, работающих над проблемами новых лакокрасочных, отделочных и художественных материалов, и, наконец, опыт и рекомендации самого автора работы.

Материал, обобщенный в пособии, весьма обширен и разнообразен. Большая часть работы посвящена материалам традиционных техник, имевших применение в стенописи прошлых эпох. Каждая глава имеет как бы два подраздела — материалы техники в чистом, традиционном виде и вопросы модификации материалов этих техник синтетическими полимерами с целью повышения эксплуатационных и технологических характеристик этих материалов, которые соответствовали бы современным строительным материалам, уровню строительной техники.

Вторая часть работы, хотя и значительно меньшая по объему, очень важна, так как в ней рассматриваются возможности применения в стенописи современных материалов, которые уже нашли широкое использование в промышленности, строительстве и реставрации, но в стенописи пока применяются весьма редко. Это материалы, созданные на основе синтетических полимеров и отличающиеся высокой технологичностью ведения работ, высоким качеством и долговечностью.

Автор считал бы свою задачу выполненной, если, во-первых, сведения, изложенные в пособии послужат основанием для более осознанного применения старых и новых материалов в практической работе тех, кому оно адресовано. Во-вторых, если сведения о современных отделочных и других материалах, ограниченно используемых или еще не нашедших применения в стенописи, но уже успешно работающих в промышленности, строительстве и реставрации, подтолкнут мысль художников-практиков к использованию их в своем деле, энтузиастов, ищущих путей к долговечности произведений стенописи и способных найти в новых материалах новые пластические и художественные решения.



Литература

 

1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся»//Правда. 1986. 11 сент.

2. Луначарский А. В. Ленин о монументальной пропаганде // Ленин о культуре и искусстве. М.; Л.: Изогиз, 1938. С. 123—126.

3. Александровский А. В. Материаловедение для штукатуров, плиточников и мозаичников. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1977. 303 с.

4. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М.: Изд. Всесоюзной Академии архитектуры. Т. 1, 1935. 392 с. Т. 2, 1937. 794 с.

5. Астахов Г. Н., Иванов В. П. Штукатурные работы. М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1957. 252 с.

6. Батраков В. Г. Повышение долговечности бетона добавками кремнийорганических полимеров. М.: Стройиздат, 1968. 138 с.

7. Беляева Р. М. К вопросу о реконструкции средневековых стенных росписей // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства: Краткие тезисы докл. науч. конф. 21—25 янв. 1974 г. ГЭ. Л., 1974. С. 16—17.

8. Бергер Э. Техника фрески и техника сграффито / Под ред. проф. Н. М. Чернышева, В. Д. Загоскиной. М.: Художественное издательское акционерное общество АХРР, 1930. 190 с.

9. Бергер Э. История развития техники масляной живописи / Авт. вступ. статьи А. Н. Лужецкая. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. 511 с.

10. Бодуэн П. Техника фресковой живописи. М.: Искусство, 1938. 59 с.

11. Бондарь К. Я., Ершов Б. Л., Соломенко М. Г. Полимерные строительные материалы. Справочное пособие. М.: Стройиздат, 1974. 268 с.

12. Бонч-Осмоловский Н. Г., Бонч-Осмоловская Е. В. а) Способ монументально-декоративной живописи. А. с. № 83647. б) Пастели. А. с. № 5675.

13. Борисов Ф. Б., Остер-Волков П. Н. Новый универсальный синтетический клей БОВ-1 // Пластмассы. 1961. № 9.

14. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 3 т. М.: Искусство, 1956. Т. 1. 634 с. Т. 2. 891 с. Т. 3. 827 с.

15. Вайсман Я. Э., Беляков Г. Г., Красиков А. Д. Полимерные материалы во внутренней отделке зданий. Л.: Изд-во литературы по строительству, 1967. 100 с.

16. Васильев А. Античная гробница в Казанлыке. София: Болгарский художник, 1958. 23 с.

17. Верхоланцев В. В. Водные краски на основе синтетических полимеров. Л.: Химия, 1968. 200 с.

18. Верхоланцев В. В. Воднодисперсионные краски на основе смесей латексов. ЛНДТП, Л., 1969. 16 с.

19. Верхоланцев В. В. Развитие производства водно-дисперсных красок // Лакокрасочные материалы и их применение. № 6. М.: Химия, 1986.

20. Виннер А. В. Фресковая и темперная живопись. Вып. 2: Материалы и техника древнерусской стенной живописи XI—XVII веков. М.; Л.: Искусство, 1948. 192 с.

21. Виннер А. В. Материалы и техника монументально-декоративной живописи: Стенная, плафонная и декоративная живопись. М.: Искусство, 1953. 756 с.

22. Виннер А. В. Материалы и техника, мозаичной живописи. М.: искусство, 1953. 367 с.

23. Виноградова В. П., Соколовский В. М. Подбор полимерного материала для закрепления красочного слоя росписей на обожженной лессовой штукатурке: Консервация и реставрация памятников культуры и искусства// Краткие тезисы докладов научной конференции. 21—25 янв. 1974 г. ГЭ. Л., 1974. С. 9—10.

24. Витрувий Марк Полион. Десять книг об архитектуре. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. 331 с.

25. Девятое М. М. Сохранность произведений масляной живописи на холсте как результат зависимости между техническими приемами работы художника и особенностями состава грунтов: Дис.... канд. искусствоведения. Л.: 1967. 134 с.

26. Дринберг С. А., Ицко Э. Ф. Растворители для лакокрасочных материалов: Справочное пособие. Л.: Химия, 1980. 160 с.

27. Зиновьев Н. М. Искусство Палеха. Л.: Художник РСФСР, 1968. 235 с.

28. Иванова А. В. Методика реставрации настенной живописи с использованием синтетических полимерных материалов // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. М.: Информцентр по проблемам культуры и искусства, 1977. Вып. 2. С. 33—41.

29. Иванова А. В., Марготьева А. Р., Назарова И. В. Полимерные материалы в реставрации (применение полимерных материалов в реставрации художественных произведений): Обзорная информация ВНИИР. М., 1983. Вып. 1. 36 с.

30. Кардашов Д. А. Синтетические клеи. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Химия, 1968. 592 с.

31. Кардо-Сысоев В., Рево А. Архитектурно-отделочные работы. М.: Госстройиздат, 1948. 352 с.

32. Корякина М. И., Майорова Н. В., Викторова М. И. Лакокрасочные материалы. Технические требования и контроль качества: Справочное пособие. М.: Химия, 1984. Т. 2. 351 с.

33. Карякина М. И., Майорова Н. В. Лакокрасочные материалы: Технические требования и контроль качества. Т. 3. 272 с.

34. Киплик Д. И. Техника живописи. I: Красочные материалы живописи. Изд. 5-е. М.; Л.: Искусство, 1948. 164 с.

35. Киплик Д. И. Техника живописи. II: Акварель, темпера, пастель и рисунок. 127 с.

36. Киплик Д. И. Техника живописи. III: Масляная живопись. 219 с.

37. Киплик Д. И. Техника живописи. IV: Техника живописи старых мастеров. 120 с.

38. Киплик Д. И. Техника живописи. V: Монументальная живопись. 168 с.

39. Климанова Е. А., Барщевский Ю. А., Жилкин И. Я. Силикатные краски (получение, свойства, применение). М.: Изд-во литературы по строительству, 1968. 88 с.

40. Клочанов П. Н., Суржаненко А. Е., Эйдинов И. Ш. Рецептурно-технологический справочник по отделочным работам. М.: Стройиздат, 1973. 320 с.

41. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: Изобразительное искусство, 1977. 160 с.

42. Костовская Е. Н., Сутарева Л. В., Рыжов В. А. Лакокрасочные композиции на основе смеси водных дисперсий полимеров: Обзор литературы // Лакокрасочные материалы и их применение. 1984. № 5.

43. Кошкин В. Г., Черкинский Ю. С. и др. Синтетические материалы для покрытий полов промышленных зданий. М.: Госстройиздат, 1963. 128 с.

44. Красникова Б. Г., Леньков С. С. Изготовление штампованной оснастки из пластмасс. М.: Гос. научно-техническое изд-во машиностроительной литературы, 1961. 236 с.

45. Краткий словарь терминов изобразительного искусства // Академия художеств СССР, НИИ теории и истории изобразительных искусств. Изд. 4-е. М.: Сов. художник, 1965. 192 с.

46. Криволуцкий И., Калединцев В. Наливные полы. М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1961. 48 с.

47. Кривцов Б. П., Шапиро И. Г. Плиточные, мозаичные и ксилолитовые работы. М.: Высшая школа, 1967. 320 с.

48. Лакокрасочные материалы (сырье и полупродукты): Справочник. М.: Гос. научно-техническое изд-во химической литературы, 1961. 506 с.

49. Ламба К. Д., Селецкий Л. И., Романов В. А. Труды ЦНИИ Подземшахтстрой. М.: Госгортехиздат, 1963. Вып. 2. 220 с.

50. Лебель М. Н. Консервация древнеегипетских и коптских известняков // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства. 1974. С. 13—14.

51. Лебель М. Н. Мастика на основе синтетических смол для восполнения утрат при реставрации скульптуры // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства. 1974. С. 35—36.

52. Лужецкая А. Н. Вступительная статья // Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. С. 3—15.

53. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта / Пер. с англ. Б. Н. Савченко. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. 747 с.

54. Мельникова Е. П., Шейнина Е. Г., Винокурова М. П., Герасимова Н. Г. Новые возможности полибутилметакрилата как закрепляющего материала // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства, 1974. С. 12.

55. Митрофанов К. М. Современная монументально-декоративная керамика. Л.; М.: Искусство, 1967. 182 с.

56. Мовчан Ф. Ф. Справочник молодого маляра. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1978. 216 с.

57. Моисеев А. Ф., Вишневский Л. Д. Кремний-органические полимеры и их применение. М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1960. 108 с.

58. Музовская О. А., Нанушьян С. Р. и др. Кремнийорганические продукты, выпускаемые в СССР / НИИТЭХИМ: Каталог. Черкассы, 1983. 20 с.

59. Павлов О. Б. Силикатное и фосфатное связующее в живописи // Вопросы художественного образования / Академия художеств СССР, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Л., 1972. С. 74—84.

60. Павлов О. Б. А. с. № 373—287, 1971: Бюллетень изобретений и товарных знаков № 14, 1973. 1 с.

61. Павлов О. Б. Роль материала и техники в творческом процессе художника // Вопросы художественного образования / Академия художеств СССР, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Вып. 14. Л., 1975. С. 3—15.

62. Павлов О. Б. Инструкция по применению термофосфатных художественных материалов в живописи: Приложение к первой экспериментальной партии термофосфатных художественных материалов. Производство Подольского комбината ХФ СССР, 1977—1978, 1978. 44 с.

63. Павлов О. Б. Проблема применения термофосфатных художественных материалов при копировании произведений монументальной живописи // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей / Мин-во культуры СССР. М., 1979. Вып. 4. С. 44—49.

64. Павлов О. Б. Термофосфатная живопись и ее художественно-выразительные возможности. Дис. канд. искусствоведения. Л., 1981. 128 с.

65. Плющ О. Ф. Кремнийорганические смолы в монументально-декоративной росписи. Киев: Изд-во Академии архитектуры УССР, 1955. 20 с.

66. Прейс П. В. Отделочные и монументально-декоративные работы. Л.; М.: Госстройиздат, 1939. 216 с.

67. Прут В. Д., Иевлев А. М., Свириденко А. В. Полимерцементные полы. М.: Госстройиздат, 1961. 15 с.

68. Рево А. Я. Малярные и альфрейные работы. М.; Л.: Гос. изд-во строительной литературы, 1940. 440 с.

69. Репин И. Е. Выступление на Всероссийском съезде художников в 1911 г.//Труды Всероссийского съезда художников. Дек. 1911— янв. 1912. Пг.: тов-во Голике и Вильборг. Т. 2. С. 2.

70. Рыжов В. А., Плюсина А. И., Оникул К. Э., Сухарева Л. В. Водоэмульсионные краски различного назначения: Каталог / НИИ технико-экономических исследований. Черкассы, 1981. 15 с.

71. Савченкова В. П., Калаус Э. Э. и др. Лакокрасочные материалы для народного потребления: Каталог. Л.: НПО «Пигмент», 1978. 24 с.

72. Саталкин А. В., Солнцева Б. А., Попова О. С. Цементно-полимерные бетоны. Л.: Изд-во литературы по строительству, 1971. 168 с.

73. Сахаровский М. Ф. Работа мастера-альфрейшика. Л.; М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1956. 35 с.

74. Соломатов В. И. Полимерные бетоны и пласт-бетоны. М.: Изд-во литературы по строительству, 1967. 183 с.

75. Смирнова Д. Н., Эксалова Н. Д., Рыдванова С. С. и др. Новые эпоксидные и лаковые эпоксидно-диановые смолы / Ленинградский дом научно-технической пропаганды: Научно-технический опыт УДК 667.621.633. Серия: Пластмассы и их применение в промышленности. Л., 1966. 1 с.

76. Толмачев И. А., Верхоланцев В. В. Новые воднодисперсионные краски. Л.: Химия, 1979. 198 с.

77. Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись: Техника и реставрация. М.: Искусство, 1961. 222 с.

78. Филатов В. В. К истории техники стенной живописи в России // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова / Академия наук СССР, Институт истории искусств, Мин-во культуры СССР. М.: Наука, 1968. С. 51—84.

79. Филатов В. В. О материалах для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи // Художественное наследие: Хранение, исследование, реставрация / ВЦНИЛКР. М., 1975. С. 34—57.

80. Цементно-перхлорвиниловый состав (ЦПХВ): Проспект / Академия строительства и архитектуры СССР. М., 1960. 2 с.

81. Ченнини Ченнино. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М.: Изогиз, 1933. 139 с.

82. Черкинёкий Ю. С. Полимерцементный бетон / Академия строительства и архитектуры СССР, ВНИИ новых строительных материалов. М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. 147 с.

83. Шейнина Е. Г. Водоразмываемые живопись и энкаустика на различных основаниях: Каталог выставки памятников, реставрированных в Гос. Эрмитаже. Л.: Аврора, 1973. С. 90—91.

84. Шепелев А. М. Штукатурные работы. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Профтехиздат, 1963. 319 с.

85. Шепелев А. М. Штукатурные декоративно-художественные работы. М.: Высшая школа, 1985. 173 с.

86. Шолохов А. Б., Фрейдин А. С. и др. Применение синтетических смол для склеивания асбоцемента: Клеи на основе эпоксидных смол // Пластмассы. 1960. № 9.

87. Экспресс информация Ленинградского научно-производственного объединения (НПО) «Пигмент». Л., 1975—1985. 1 с.

88. Яковлев А. Д. Химия и технология лакокрасочных покрытий: Учеб. пособие для вузов. Л.: Химия, 1981. 352 с.


 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 724. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия