Студопедия — Лекция № 4. Тип цивилизации — методоло­гическое понятие, используемое для наиболее крупного культурно-исторического развития человечества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция № 4. Тип цивилизации — методоло­гическое понятие, используемое для наиболее крупного культурно-исторического развития человечества






Цивилизации — это крупные целостные социокультур­ные системы со своими закономерностями, которые вклю­чают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образо­вания и воспитания и т. д.).

Тип цивилизации — методоло­гическое понятие, используемое для наиболее крупного культурно-исторического развития человечества, по­зволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

1. Природное сообщество.  
- XV-XVI вв. – «Москва -Третий Рим» -истинное христианство, указывает ть развития всем остальнымммиру. В XVIII веке - Западники и Славянофилы в серед. XIX века. - нет единой общечеловеческой сущности, народов. - «са­мобытная» жизнь -западные принципы справедливости и организационные формы чуж­ды России. На рубеже XIX-XX веков - марксизская всемирно-историческая теория В 1917г.- устанавливается социализм на смену капитализму. Еврозийская теория - русская нация, объединившая разно­язычные народы в единое государство — Россию. Рубеж XX—XXI веков завершения в мире научно-технической революции, господства компью­терной техники и угрозы мирового экологического кризиса. Взаимосвязана с др. цивилизациями

 

- интернационализацией общественной деятельности на Земле т.е,что (создание единой системы социально – экономиснской, политической) - общепланетарная система общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. -межцивилизованный диалог. - усвоение прогрессивного опыта - сохране­ние особенностей каждого сообщества культуры и менталитета народа; 2) берется опыт иных цивили­заций только то, что в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 4) развитие плюрализма  
4. Техногенная цивилизация (Индустриальная)
- технологический прогресс, развитие научных знаний; - НТР изменила взаимоотношения че­ловека и природы; - Воз­растание социальных связей, и их быстрая трансформация Пример: На протяжении 1 -2 х поколений происходит изменение образа жизни и формируется нвый тип личности.
3.Западная цивилизация  
- утверждение достоинства и ува­жения к человеческой личности; - индивидуализм, уста­новка на автономию личности; - рациональность; - идеа­лы свободы, равенства, терпимости; - уважение к частной собственности; - предпочтение демократии всем другим формам государ. управления.  
- Деспотия - Единовластие - Принцип наследования -Зарождение законодательной (пирамидной) власти - Основой экономки являются корпора­тивная и грсударственная формы собственности - Нравственно-волевая установка сосредоточен­ность на внутренней духовной жизни.
2. Восточная цивилизация  
- гармония с природой - кочевой или полукочевой образ жизни - родовой, племенной образ жизни - опора авторитетной власти на традиции или генелогические связи - система табу
5. Глобальная цивилизация (Постиндустриальная)
    П Р И З Н А К и
6. Россия (смешанная)
типы цивилизаций

Название цивилизации Характерные черты
1. Природное сообщество. - тип непрогрессивной фор­мы существования, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. 1. Народы адаптировались к окружающей среде до та­кой степени, которая необходима для поддержания и вос­производства жизни.
  1. Цель и смысл- сохранение равновесия между челове­ком и природой, сохранение обычаев, тра­диций, приемов труда.
  2. Жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни
  3. Духовная культура, верования, связаны с обожествлени­ем сил природы.
  4. Связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны).
  5. Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляет­ся через образ — целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития.
  6. Существует система запретов — табу.
  7. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя.
  8. Авторитетная власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование).
2.Восточный тип Цивилизации — исторически первый тип цивилизации, сформировавший­ся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте Характерны­ми чертами восточной цивилизации являются: 1. Традицио­нализм культура 2. Низкая подвиж­ность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизне­деятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социу­ма, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на по­знание и преобразование мира, а на созерцательность, безмя­тежность, мистическое единение с природой, сосредоточен­ность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни - деспотия,где осуществляется абсолютное пре­обладание государства над обществом. 7. Экономической ос­новой жизни- являются корпора­тивная и грсударственная формы собственности 8. Методом управления - принуждение.
3. Западный тип цивилизации (западная цивилиза­ция) — особый тип цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивили­зации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и ува­жения к человеческой личности; 3) индивидуализм, уста­новка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеа­лы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилиза­ция на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.
4. Техногенная цивилизация — особый тип западного цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до кон­ца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчерки­вается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и тех­нологии благодаря применению в произ­водстве научных знаний; 2) НТР, существенным образом изменившая взаимоотношения че­ловека и природы; 3) Воз­растание социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формиро­вание нового типа личности. На базе техногенной цивили­зации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриальное общество.
5. Глобальная цивилизация — современный этап цивилиза­ционного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего:
  1. с интернационализацией общественной деятельности на Земле. Т.е, что все человечество входит в единую систему соци­ально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.
  2. Возрастание глобаль­ных взаимосвязей способствует распространению по всей пла­нете тех форм социальной, экономической и культурной жиз­ни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как опти­мальные и наиболее эффективные для удовлетворения лич­ных и общественных потребностей, а основой яляется создание общепланетарной системы об­щественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д.
Инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог. В культурологии зафиксирова­ны некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта при сохране­нии особенностей каждого сообщества, культуры и менталите­та народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивили­заций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога совре­менная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюра­листический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием. Исследователи считаеют, что на современном этапе преобладает западное влияние и, следо­вательно, основу диалога составляют ценности западной тех­ногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результа­тов социально-экономического и культурного развития вос­точных и традиционных обществ.
6. Россия в системе мировых цивилизаций. На рубеже XV-XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем сказоно - об осо­бом пути России, отличном от западных и восточных стран. Это было учение «Москва — Третий Рим». Согласно этому учению Россия,должна сохранить истинное христианство, утраченное в других странах, указать путь развития всему остальному миру. В XVIII веке российские историки под влиянием запад­ных историков перешли на позиции всемирно-исторической теории изучения, рассматривая российскую историю как часть мировой. Однако мысль об особом, отличном от запад­но-европейского, развитии России продолжала существовать в русском обществе. В 30-40-х гг. XIX века появились течения «западников» — сторонников всемирно-исторической теории и «славянофилов» — сторонников локально-истори­ческой теории. Западники -исходили из концепции единства человеческого мира и считали: - что Западная Европа идет во главе мира, наиболее полно и успешно осуществляя прин­ципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству. - задача Россиикак можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому Западу, слиться с ним в одну культурную общечеловеческую семью. в середине и второй половине XIX века. Локально-историческая теория - сла­вянофилы и народники: - что не существует единой общечеловеческой общности, единого пути развития для всех народов. - каждый народ живет своей «са­мобытною» жизнью, в основе которой лежит идейное нача­ло, «народный дух». - для России основой являются православная вера, принципы внутрен­ней правды и духовной свободы; крестьянский мир, община как доброволь­ный союз для взаимной помощи и поддержки. -, западные принципы формально-юридической справедливости и западные организационные формы чуж­ды России. Реформы Петра I, считали славянофилы и на­родники, повернули Россию с естественного пути развития на чуждый ей западный путь. На рубеже XIX-XX веков - марксизская всемирно-историческая теория изучения вытес­нила локально-историческую. В 1917 г. одна из ветвей всемирно-исторической теории - материалистическая - стала официальной. Была разработана схема развития общества, дана новая трактовка места России во всемир­ной истории. Где Октябрьская революция 1917 г. - социалистическая, а строй, установившийся в России, как социализм. Согласно К. Марксу, социализм — это общественный строй, который должен прийти на смену капитализму. Следовательно, Россия автоматически превра­щалась из отсталой европейской страны в «первую в мире страну победившего социализма», в страну, «указывающую путь развития всему человечеству».

 

Лекция № 4







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 448. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия