Становление и трансформация системы образования современной России: кризис модерна и человек потребляющий
Образование, как и любой другой вид целенаправленной деятельности, можно представить в виде следующей схемы (рис. 1). Основанная на теории педагогической системы Н.В. Кузьминой схема позволяет представить в виде функциональных элементов деятельности ключевые вопросы анализа образования: кто учит и воспитывает (вопрос об учителе и воспитателе); кого учит и воспитывает (что собой представляет ученик и воспитанник); как учит (средства образования — методы, режимы, этапы, методики, технологии и техники); чему учит и воспитывает (содержание образования); и, наконец, зачем учит (цели образования). В этом случае субъект деятельности — это педагог (на схеме обозначен буквой П, учитель или воспитатель), обладающий опредёленными знаниями, опытом и ценностями и следующий определённым нормам. С помощью специальных инструментов и методов он передаёт содержание, преобразуя предмет труда. Предмет — это ученик, который преобразуется в продукт — выпускника, обладающего заданной совокупностью качеств. Любая деятельность всегда разворачивается в конкретном культурном, экономическом и социальном контексте.
Рисунок №1 Ключевые позиции на схеме — это координатор (К), выполняющий функции организации и управления деятельностью, и цели, в направлении которых координатор организует всю систему. Мы полагаем, что в основании целей образования всегда лежит некий социальный и антропологический проект (имеющий, как правило, сложное религиозное, философское, политическое и идеологическое основания). Такой проект включает в себя идеал общества и человека, соответствующего этому обществу. Из этого идеала и специфических потребностей общества рождается социальный заказ на воспроизводство определённого человеческого типа, что и составляет главную социальную функцию образования. Однако здесь есть сложности. Для того чтобы образование как деятельность было успешным, мы должны ответить на три очень непростых ключевых вопроса (они отражены на схеме): 1) «что есть человек?»; 2) «для какого социального проекта он предназначен?» и 3) «каким он должен и может (!) стать?». Как раз в отношении понимания сути этих вопросов и складываются сегодня наиболее острые противоречия. Они связаны с острым конфликтом между экономикоцентризмом неолиберальной философии образования и «гуманистическим идеализмом» (термин рабочий) классической философской методологии образования. Или между Модерном и Постмодерном. С нашей точки зрения, ключевое влияние на развитие представлений о человеке и обществе в рамках образования XIV–XVIII вв. оказали следующие факторы: 1) Эпоха Возрождения; Возрождение принесло с собой две ключевые идеи — это антропоцентризм и вытекающее из него новое, технологическое отношение человека к миру. Разрушение средневековой теоцентричной картины мира трансформировало христианское понимание человека как венца творения в титаническую идею «царя природы». Человек Возрождения — это уже не античный микрокосм, вписанный в порядок вещей, и не повреждённый Образ Божий, стремящийся к обожению. Это Свободный и Разумный титан и творец — Человекобог. 2) Реформация с её этикой мирской аскезы и индивидуального спасения и вызванные ею религиозные войны; Реформация принесла с собой идею индивидуального деятельного спасения. Аскеза (мирская) и Труд, основанные на разумном понимании истин Священного Писания, — вот протестантский путь Спасения. Земная практическая деятельность уже не рассматривается как «суетная», но приобретает самостоятельное ценностное измерение. Разум также освобождается от давления церковного авторитетаи становится Свободным в понимании истин Веры.
|