Студопедия — Кубанская войсковая женская гимназия в 1864–1920 гг.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Кубанская войсковая женская гимназия в 1864–1920 гг.






13.06.2009

 

М.В. Дегтярёва, ведущий специалист
ГУ «Государственный архив Краснодарского края»

 

Со времени переселения черноморских казаков на Кубань и вплоть до начала 60-х годов XIX в. в нашем регионе не было учебного заведения для девочек. Прогресс женского образования в России и приближение окончания Кавказской войны поставили вопрос об учреждении в Екатеринодаре первого женского среднего учебного заведения Кубанской области – Кубанского Мариинского женского училища.

В основе женского воспитания и образования лежал сословный принцип. Для девочек благородных семей – знание иностранных языков, танцы и хорошие манеры. Образование мещанок имело профессиональный характер – готовились учительницы, воспитательницы в дворянские дома…

Первое учебное заведение для девочек на Кубани «Мариинское женское училище» было открыто 20 октября 1863 г. – на основании Положения, утвержденного императором Александром II, 25 декабря 1860 г. [1].

Согласно Положению, «в училище как средне-учебном заведении имели право безвозмездно получать образование девочки всех чинов Кубанского казачьего войска и лица разных званий и вероисповеданий, к этому войску не принадлежащих. Исключение – девочки купеческого звания, с которых взималась годовая плата 10 руб. серебром. В пансион при училище на полное казённое и полуказённое содержание принимались дочери офицеров Кубанского казачьего войска «недостаточного состояния», преимущественно сироты. «Своекоштными пансионерками» принимались дочери офицеров, чиновников и священнослужителей Кубанского казачьего войска и иногородних лиц, служащих в войске».

Александр II, посетивший Екатеринодар 20 сентября 1861 г., пожертвовал на устройство будущего училища 300 руб. Когда он узнал, что при учебном заведении будет открыт и пансион, подарил на его устройство ещё 500 руб.
Открытие училища состоялось 20 октября 1863 г. – в присутствии великой княгини Ольги Федоровны и великого князя Михаила Николаевича (наместника на Кавказе и командующего войсками Кавказского военного округа). Было положено начало женскому образованию на Кубани. Все расходы на содержание училища несло Кубанское казачьего войско.

Цель данного учреждения – обучение и воспитание дочерей офицеров ККВ, соответствующее их будущему назначению
– быть добрыми супругами преимущественно людей, большая часть жизни которых посвящена тяжёлой службе защиты родного края;
– быть «попечительными» матерями, на которых лежит обязанность заботиться об образовании детей;
– быть знающими хозяйками, от которых будет зависеть домашнее благосостояние.

Желавшие поступить в Мариинское училище должны были пройти испытание (экзамен) на основании Высочайше утвержденного положения для гимназий ведомства Императрицы Марии от 26–27 октября 1863 г. Они должны были «знать главнейшие молитвы, читать, писать по-русски и нумерацию».

Первый набор учащихся – 84 ученицы. Они были распределены по трём классам. В приготовительном – 51 ученица, в первом – 24, во втором – 9 учениц. 7 января 1864 г. был открыт пансион на 30 воспитанниц. Из них на полное войсковое обеспечение приняты 28 воспитанниц, одна – на полувойсковое, одна – на своекоштное обеспечение. Возраст для принятия в пансион – от восьми до тринадцати лет. В этот же день было зарегистрировано начало работы попечительского совета заведения – под председательством начальника Кубанской области генерал-лейтенанта графа Ф.Н. Сумарокова-Эльстона.

По приказу наказного атамана ККВ генерал-лейтенанта графа Ф.Н. Сумарокова-Эльстона в Мариинское женское училище были зачислены бывшие ученицы Екатеринодарского женского первоначального училища имени войскового старшины Александра Посполитаки, на территории которого до 1 сентября 1870 г. и размещалось Мариинское училище.

Начальник Кубанской области назначил исполнять обязанности начальницы Мариинского училища Полину Ивановну Антонович – бывшую надзирательницу училища им. А. Посполитаки. В последующем пост начальницы занимали:
– с 1 января 1866 по 10 октября 1868 г. – графиня Елена Сергеевна Сумарокова-Эльстон, супруга наказного атамана ККВ;
– с 10 октября 1868 по 15 декабря 1870 г. – Софья Адольфовна Эйнбродт, вдова ординарного профессора Московского университета;
– с 12 марта 1872 по 13 июля 1876 г. – Софья Фёдоровна Лебедева, вдова надворного советника, получившая образование в Таганрогском пансионе благородных девиц;
– с 22 сентября 1877 по 2 мая 1904 г. – Анна Михайловна Казаринова, дочь коллежского асессора, окончившая курс наук в Московском училище ордена Св. Екатерины, награждённая за безупречную службу серебряной медалью;
– с 29 июня 1904 по август 1917 г. – Ольга Александровна Апухтина, вдова отставного гвардии поручика, окончившая курс в Псковской Мариинской женской гимназии, награждённая за безупречную службу 30 сентября 1911 г. перстнем с бриллиантами и изумрудом, а 21 февраля 1913 г. – медалью в память трёхсотлетия династии Романовых.

Е.С. Сумарокова-Эльстон отказалась от положенного по штату жалования начальницы – 200 руб. серебром – в пользу заведения. 16 февраля 1867 г. на это было получено одобрение от императрицы. Образовался неприкосновенный капитал в размере 2200 руб. имени графини Сумароковой-Эльстон. Проценты с него ежегодно шли на экипировку беднейших воспитанниц при выпуске их из училища.

Первыми выпускницами, которые получили единовременную стипендию Сумароковой-Эльстон, были Ольга Сабыло и Мария Барышева.

В должности председателя Совета училища на протяжении его истории выступали наказные атаманы ККВ, начиная с графа Ф.Н. Сумарокова-Эльстона.

26 августа 1868 г. по ходатайству местного Совета училище было причислено к 2-му разряду женских учебных заведений ведомства императрицы Марии.

Первый выпуск 1868–1869 учебного года получил по своим аттестатам право на звание домашних учительниц. Ежегодно на 1 января в канцелярию попечителя Кавказского учебного округа отсылался отчёт – сведения о числе учащихся по сословиям, вероисповеданиям и национальностям.

Из документов за 1875 г. известно: обучалось в училище 309 девочек разных национальностей, вероисповеданий и сословий (ГУ "ГАКК" Ф. 469. Оп. 1. Д. 17. Л. 42–44.):

Национальность Вероисповедание Сословия
русских – 241 православных – 241 дворян и чиновн. – 204
армян – 12 армяно-григориан. – 12 духовное звание – 24
евреев – 14 Моисеева Закона – 14 купеческое и мещан – 69
поляков – 4 католиков – 4 урядников и казаков – 12

 

Кубанское Мариинское училище с 1 сентября 1863 г. занимало нанятые графом Сумароков-Эльстон 3 дома, принадлежавшие наследнице умершего старшины Посполитаки, жене действительного статского советника Александровской. Кроме классных комнат там был актовый зал, квартира начальницы и комнаты классных дам, пекарня, кухня, столовая. Хозяйственные службы – сарай, кладовая, погреб. В начале 1868–1869 гг. классные комнаты находились в домах трёх домовладельцев: Рубашевского, Цвиренко и Левицкого.

В 1868 г. с разрешения начальника Кубанской области на средства ККВ стали строить двухэтажное здание для Мариинского женского училища. Оно было построено к 1 сентября 1870 года. В нём Кубанское Мариинское училище помещалось до 1 сентября 1909 г. – в течение 39 лет. Наряду с учебными классами в нём размещался пансион на 140 воспитанниц, квартиры для персонала. Здание училища располагалось на углу улиц Почтовой (Постовая) и Посполитакинской (Октябрьская).

11 декабря 1873 г. утверждён общий устав опекунского совета учреждений императрицы Марии, подписанный Александром II.

Кубанское Мариинское женское училище – как образцовое женское учебное заведение – было объектом посещения высоких гостей, приезжавших на Кубань в разное время. В сентябре 1888 г. его посетил император Александр III вместе с женой Марией Фёдоровной, наследником престола цесаревичем Николаем Александровичем и вторым сыном Георгием.

14 декабря 1902 г. согласно «высочайшему соизволению», объявленному Министром юстиции, Кубанское Мариинское женское училище переименовано в Кубанский Мариинский женский институт.

В 1906 г. началось строительство нового 3-этажного здания с подвалом. Оно было завершено в 1909 г. и стало одним из самых больших и красивейших зданий в Екатеринодаре.

На его возведение Кубанское казачье войско затратило 590 696 руб. 24 коп., на меблирование – ещё 30 463 руб. 30 коп. Здесь учебное заведение размещалось вплоть до лета 1917 г.

В 1910–1911 гг. при институте открыты педагогические классы – со словесным, математическим и педагогическим отделениями, начальная школа и подготовительный класс. По положению от 23 сентября 1910 г. (утверждённому 14 июля 1911 г.) в Кубанском Мариинском институте открыты параллельные классы с 1 по 7 и параллельный подготовительный класс.

К началу Первой мировой войны в институте обучалось 525 воспитанниц.

Учебный год согласно Положению от 25 декабря 1860 г. начинался с 16 августа, заканчивался в июне экзаменами. Учебный план училища (позже – института) предусматривал 28-часовую недельную нагрузку.

В Кубанском Мариинском училище преподавали Закон Божий, русский язык, арифметику, физику, химию, домашнее хозяйство, географию, историю, чистописание, рисование, пение, женскую гимнастику.

Иностранные языки, математика, Закон Божий, танцы, пение и гимнастика изучались в течение всех семи лет обучения. Словесность, история и география, физика преподавались только в отдельных классах.

Заметное место отводилось обучению навыкам будущей семейной жизни. Учащиеся приучались следить за порядком в гардеробной, столовой, в классах. Ученицы старших классов обучались огородничеству и пчеловодству.

Много внимания уделялось организации досуга. В училище была библиотека; список литературы рекомендовался и присылался вместе с другими циркулярами из столицы.

Для оценки знаний воспитанниц была принята 12-балльная система. Лучшие поощрялись наградами (серебряными, золотыми медалями большого размера и книгами). Высшая из них – «шифр» – вензелевое изображение «первой августейшей покровительницы» императрицы Марии Александровны (введён 20 марта 1910 года; им награждали не более одной ученицы в год). За учебный год награждали одной золотой, одной серебряной медалями и книгами. Заказ на изготовление медалей отсылался в Горный департамент, оповещался Монетный двор Санкт-Петербурга.

Учебно-воспитательный процесс обеспечивался высококвалифицированными преподавателями. В их числе были выпускники Московского университета (Г.Я. Есаулов, П.Н. Иков, С.П. Кривцев, Е.Л. Диденко, Ф.С. Сушков), Санкт-Петербургского университета (Ф.В. Лях, Г.В. Залесский, Н.А. Розов), Киевского университета (С.И. Калайтан, Н.А. Цветиков), Харьковского университета (Н.С. Мова, В.С. Мова, И.И. Джумайло, А.Я. Лавровский, С.И. Посполитаки, И.Т. Горошко), Гренобльского университета (Франция) (Ф.В. Чумаченко), Марбурского университета (Германия) (З.Я. Навроцкая), Московской Духовной академии (В.А. Речкин), Академии художеств (П.М. Жданко, П.С. Косолап), Императорской Придворной капеллы (П.Г. Першин, А. Губарев).

С 1882 по1912 гг. заслуженный преподаватель статский советник С.И. Калайтан преподавал в Кубанском Мариинском женском училище (институте) историю. За безупречный труд он был награждён орденами Св. Станислава 2 степени, Св. Анны 2 степени.

Известный кубанский художник П.С. Косолап (1839–1910 гг.), участник Кавказской и Крымской войн, окончивший Академию художеств за счёт Кубанского казачьего войска, с 16 июня 1856 по 1886 г. преподавал в Мариинском училище каллиграфию и чистописание. За заслуги перед Отечеством он награждён орденом Св. Станислава 3 степени и Св. Анны 4 степени «за храбрость», серебряной медалью за «Покорение Западного Кавказа».

С 1863 по 1913 г. в Мариинском женском училище (институте) преподавали 60 учителей. Занимались воспитанием девочек 74 классных дамы. Лечили детей 7 врачей.

За это время полный курс окончили 950 воспитанниц, из них награждены 242, в том числе 2 – «шифром», 44 – золотыми, 62 – серебряными медалями.

На основании Положения от 30 октября 1913 г. 2 октября 1915 г. было разрешено увеличение приёма в пансион до 270 человек:
– 128 «полнокоштных» воспитанниц (за счёт войска);
– 10 воспитанниц – Алексеевских войсковых вакансий с доплатой от родителей по 200 руб.;
– 50 «полувойсковых» воспитанниц (войско оплачивало половину суммы);
– 82 «своекоштных» воспитанницы (за собственный счет).

4 марта 1917 г. поступила телеграмма Временного правительства о переводе Мариинского института из ведомства учреждений императрицы Марии в Министерство народного просвещения. 1 июля 1917 г. создан Союз педагогов Мариинского ведомства. Его задача – реформирование образования.

После проведения реформ в образовании должность директора Кубанского Мариинского женского института занимали:
– август 1917 г. – Василий Александрович Речкин, преподаватель русского языка и словесности, окончивший Московскую Духовную Академию;
– с конца августа по декабрь 1917 г. – Евфимий Лаврентьевич Диденко, преподаватель математики, окончивший Императорский Московский университет;
– с августа 1918 по 1920 гг. – Филипп Семенович Сушков, преподаватель математики, окончивший Императорский Московский университет.

20 ноября 1917 г. общее собрание делегатов от учреждений Министерства государственного призрения и Совета народных комиссаров приняло постановление о создании «Единого органа самоуправления» и упразднении должностей директора и попечителя института.

28 ноября 1918 г. Кубанский Мариинский женский институт переименован в войсковую женскую гимназию Кубанского казачьего войска.

По постановлению Совета Кубанского краевого правительства от 31 января 1920 г. было реквизировано здание Кубанской войсковой женской гимназии – для размещения интернатов учебных заведений и служащих Донских правительственных учреждений.

В 1920 г., после установления Советской власти на Кубани, женская гимназия Кубанского казачьего войска была закрыта.


Литература и источники


1. ГУ «ГАКК» Ф. 469. Оп. 1. Д. 1, 4, 6, 26, 27, 47, 74, 91, 137, 179, 180, 181, 190, 222, 395,
2. Полное собрание законов Российской Империи (далее – ПСЗ). Собр. 2. Т. 35 (1860). – СПб., 1861. Ст. 36445. Т. 43 (1868). – СПб., 1873. Ст. 46226.
3. ПСЗ. Собр. 3. Т. 22. (1902). – СПб.,1904. Ст. 22275;
4. Калайтан С. Пятидесятилетие Кубанского Мариинского женского института (1863–1913 гг.). – Екатеринодар, 1913.
5. Оспищева Л.Е. История благотворительных организаций на Кубани (конец XIX – начало XX века). – Майкоп, 2003.


Сборник материалов IX международной научно-практической конференции «Федор Андреевич Щербина, казачество и народы Северного Кавказа: история и современность» (г. Краснодар, 27 февраля 2009 г.). – Краснодар: ИМСИТ,2009.

 

Деятельность Русской православной церкви в Кубанской области (1860-1917 гг.): управление, церковная жизнь, духовное образование, просвещениетема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02, кандидат исторических наук Рыбко, София Николаевна

 

Share on vkShare on facebookShare on twitterShare on mymailruShare on odnoklassniki_ruShare on livejournalShare on surfingbirdMore Sharing Services

Автореферат

 

Диссертация

 

Артикул: 444439

Год:

Автор научной работы:

Рыбко, София Николаевна

Ученая cтепень:

кандидат исторических наук

Место защиты диссертации:

Краснодар

Код cпециальности ВАК:

07.00.02

Специальность:

Отечественная история

Количество cтраниц:

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Рыбко, София Николаевна

Введение

Глава 1. Русская православная церковь в Кубанской области во второй половине Х1Х-начале XX века: исторический аспект

1.1. Православная Церковь в Российской империи во второй половине Х1Х-начале XX века

1.2. Русская православная церковь в Кубанской области: особенности развития и управления (1860 - 1917 гг.)

Глава 2. Духовное сословие Кубанской области и его участие в социальной работе, проводимой Церковью во второй половине Х1Х-на-чале XX века

2. 1. Особенности пастырского служения духовного сословия на Кубани

2. 2. Социальные функции приходского духовенства

Глава 3. Основные формы и виды деятельности Русской православной церкви на Кубани в области духовного образования, просвещения и благотворительности

3.1. Начальные учебные заведения Ведомства православного исповедания как элемент религиозно-просветительской деятельности Русской православной церкви

3.2. Духовные училища Кубанской области в системе духовного образования Российской империи

3.3. Просветительская и благотворительная деятельность приходских организаций и монастырей Кубанской области

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Деятельность Русской православной церкви в Кубанской области (1860-1917 гг.): управление, церковная жизнь, духовное образование, просвещение";

Актуальность темы исследования обусловлена социальными процессами, протекающими в России, духовным возрождением традиционных ценностей русской нации, неразрывно связанных с Русской православной церковью. Получив свободу, после 70-летнего периода гонений, Церковь в содружестве с государством возрождает традиции церковной благотворительности, просвещения, миссионерства, института военного духовенства и другие направления социального служения, что также свидетельствует об актуальности исследования. Пласты уникальных архивных документов по истории Церкви в досоветский и советский периоды, которые в подавляющей своей массе ещё не введены в научный оборот, открывают широкие возможности для новых исследований историков, социологов, этнологов, религиоведов, культурологов.

Основная масса уже имеющихся работ рассматривает церковно-государ-ственные отношения, правовое положение Церкви, её финансовую и хозяйственную деятельность, историю приходов и монастырей. Практически нет комплексных исследований, отражающих жизнь Церкви, прежде -всего как собрания верующих людей, чья религиозная жизнь и деятельность обусловлена теми или иными историческими событиями. Рассмотрение истории и деятельности Церкви именно с этой позиции позволило бы выявить особенности её социального служения на территории Кубанского казачьего войска (Кубанской области). При существующем расслоении в обществе, нестабильности экономики в России практический опыт социальной деятельности Церкви, накопленный в дореволюционный период, послужил бы примером, для деятельности Церкви в настоящее время.

Без обращения к истории Церкви на территории Кубанской области нам представляется неполной и история Кубанского казачества, представители которого являлись искренними приверженцами и защитниками православной с веры. Уже с момента заселения кубанских земель они формировали историю и культуру Кубани, вместе с Церковью осуществляли миссионерскуюдеятельность среди горских народов.

Объектом исследования является Русская православная церковь в Кубанской области в рассматриваемый период.

Предметом исследования - административно-церковное управление, деятельность православных церковных организаций, монастырей и духовного сословия в области просвещения, духовного образования и благотворительности.

Географические рамки исследования охватывают территорию Кубанской области образованную в 1860 г.

Хронологические рамки. Работа освещает период с 1860 по 1917 гг. Нижняя граница исследования связана с фактом образования Кубанской области. Верхняя граница обусловлена революционными событиями в России, которые привели к принципиальным изменениям во взаимоотношениях между Церковью и государством после 1917 г.

Степень изученности проблемы. Анализ историографии проблемы уместно проводить разделив имеющуюся литературу на группы. Они различаются между собой кругом изучаемых проблем, состоянием источниковой базы. К первой группе следует отнести исследования дореволюционных историков, вышедшие в конце Х1Х-начале XX в. Изыскания церковных и светских учёных были направлены на конструирование истории Русской православной церкви, где помимо других аспектов большое внимание уделялось деятельности Церкви в области духовного образования, просвещения, миссионерства, благотворительности, жизнедеятельности духовного сословия1.

В исследованиях П. В. Знаменского, посвящённых приходскому духовенству, рассматривалось духовное сословие во взаимодействии с его паствой2. Е. Е. Голубинский, говоря о проблемах внутри самой Церкви, считал,

1 Знаменский П. В. История Русской Церкви (Учебное руководство). М., 2000; он же. Руководство к русской церковной истории, Казань, 1888; он же. Чтение из истории русской церкви, Казань. 1885; Голубинский Е. Е. О реформе в быте Русской церкви. Сборник статей. М., 1913; Рункевич С. Г. История русской церкви под управлением Святейшего Синода. СПб., 1900; Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2009; Малицкий П. И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000; Толстой М. В. Рассказы по истории Русской Церкви. М., 1991

2 Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. СПб.: Издательский дом «Коло», 2003. что первостепенной функцией пастырской деятельности должно быть просвещение. Он выступал против выборности духовенства и призывал к улучшению его материального благосостояния1. Вопросы церковного права и делопроизводства изучались в трудах И. С. Бердникова2, JI. П. Новикова3, Н. С. Суворова4.

Необходимо отметить вклад в изучение церковно-исторической науки историков-эмигрантов, труды которых вышли в свет в первой половине XX в. А. В. Карташев в своих «Очерках», в отличие от большинства историков и публицистов, утверждал, что учреждение Святейшего Синода не парализовало, а «стимулировало творческие силы Церкви». Автор указывал, что количественный рост Церкви был не только результатом роста населения, но и результатом её активного систематического внешнего и внутреннего миссионерства5. Очерки содержат богатый фактический материал, описание церков-но-административного устройства Церкви и приходского духовенства. Ещё один фундаментальный обзор истории Русской Церкви написан Н. Д. Таль-бергом. По выражению самого автора, его работа «не претендует на значение научно-исследовательское». В ней он опирался на дореволюционные обзоры русской церковной истории митрополита Макария (Булгакова), архиепископа Филарета (Дроздова), Е. Е. Голубинского, П. В. Знаменского, С. М. Соловьёва. Шестая часть книги Н. Д. Тальберга, излагающая историю Церкви в XIX в., носит название «Расцвет церковной жизни»6. Канадский историк Д. В. Поспеловский, вслед за А. В. Карташевым и Н. Д. Тальбергом, не отрицая процесса превращения Церкви, начатого Петром I, «в полностью подчинённый правительству департамент», выступал в защиту синодальной системы, указывая на достижения Русской Церкви7.

1 Голубинский Е. Е. О реформе в быте Русской церкви. Сборник статей. М., 1913.

2 Бердников. И. С. Дополнение к краткому курсу церковного права православной греко-российской церкви. Казань, 1889.

3 Новиков Л. П. Метрики (общие акты состояний) у православных (по ведомствам епархиальному и военно-духовному), инославных, старообрядцев, сектантов, евреев, караимов и магометан. СПб., 1907.

4 Суворов Н. С. Учебник церковного права. М., 1913.

Карташев А. В. Очерки по истории Русской Православной Церкви. М., 1992. Т. II. С. 317-318.

6 Тальберг Н. Д. История Русской Церкви. Киев, 2007

7 Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. С. 167, 178.

Особенно ценен для изучения внутренней истории Церкви двухтомный труд И К. Смолича историка-эмигранта, работавшего в Берлине. Он вышел в качестве хронологического продолжения церковной истории, описанной митрополитом Макарием (Булгаковым). Автор в полном объёме раскрыл структуру епархиального управления, историю взаимоотношений Церкви и государства, проблемы приходского духовенства и паствы, осветил их деятельность в области миссионерства и просвещения1.

Взгляд богословов и историков философии заслуживает внимания при рассмотрении церковно-государственных и церковно-административных вопросов конца Х1Х-начала XX в2. В 1932 г. в Париже вышла книга отца Сергия Булгакова «Православие», излагающая догматы Православной церкви, её иерархическое устройство, таинства, обряды, иконопочитание, мистицизм, основы христианской этики, отношение Церкви к обществу и государствуй. Для изучения истории Русской Церкви конца Х1Х-начала XX в. важен труд протоиерея Г. В. Флоровского «Пути русского богословия», изданный в 1937 г. В нём представлен опыт исторического синтеза по истории русской религиозной мысли на фоне церковно-государственных отношений4.

Изучая просветительскую деятельности Церкви в рассматриваемый нами период, автор использовал работы С. И. Миропольского, В. В. Григорьева, Н. В. Чехова5. В них даётся краткий, но ёмкий обзор развития народного образования в Российской империи с момента принятия крещения до 1917 г. История народного образования на Северном Кавказе и Кубанской области, а также данные статистики о числе церковных школ и законоучителей, на рассматриваемой нами территории, представлены в работах Н. Ф. Блюдо-ва, П. Зажаева, И. Г. Алибегова, М. В. Краснова6.

1 СмоличИ К История Русской церкви 1700-1917 Кн 8 ч 1,2 М, 1996-1997

2 Тихомиров Л А Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос М, 2003, Бердяев, Н А Философская истина и интеллигентская правда [Текст] /НА Бердяев // Вехи сборник статей о русской интеллигенции -Свердловск, 1991 -С 6-20

3 Булгаков С Н Православие М, 2003

4 Флоровский Г В Пути русского богословия Киев, 1991

4 Миропольский С И Очерки истории церковно-приходской школы от ее возникновения на Руси до настоящего времени М, 2006, Григорьев В В Исторический очерк русской школы М, 1900, Чехов Н В Народное образование в России с 60-х гг XIX в М, 1912

6 Блюдов Н Ф Начальное народное образование в Кубанской области // Кубанский сборник

В 1880-1890 гг. по программе статистическо-этнографического описания населённых мест Кубанской области, разработанной Е. Д. Фелицыным, приходские священники готовили описания станиц, уделяя в них особое внимание нравам и обычаям местных жителей, истории приходской церкви и другим вопросам, рассматривая их через призму жизни прихода. Работы их отличаются живым, эмоциональным стилем изложения. Ряд священнослужителей, например, Дмитрий Иванович Успенский, действительный член Императорского Русского географического общества, Евфимий Тимофеевский (Евфимий Петрович Орлов), действительный член Кубанского областного статистического комитета, Тимофей Тимофеевич Стефанов и другие внесли немалый вклад в изучение истории Кубани. О. Тимофей обращал особое внимание пастырей на то, какую роль в будущем могут сыграть приходские летописи1. Они публиковались в изданиях Кубанского областного статистического комитета и Известиях Общества любителей изучения Кубанской области2. В 80-х годах XIX в. управлением Кавказского учебного округа для преподавателей начальныхучилищ была составлена программа описания населённых мест Кавказа. В неё были включены вопросы: о состоянии духовного сословия и его образованности, вере и суевериях паствы, благотворительной деятельности на приходах. Описание населённых мест Кубанской области по этой программе содержится в сборниках материалов для описания местностей и племён Кавказа3. В числе авторов немало священнослужителей.

Екатеринодар, 1883 Т 1 С 733-828, Он же Отчет о состоянии народных училищ в Кубанской области за 1874 г // Памятная книжка кубанской области на 1875 г Екатеринодар, 1875 С 5-20, Зажаев П Прошлое и настоящее кубанской школы Екатеринодар, 1907, Алибегов И Г Народное образование на Кавказе Тифлис, 1903, Краснов М В Просветители Кавказа Ставрополь, 1913

1 Ведение церковных летописей было возложено указом Святейшего Синода от 12 апреля 1886 г и определением Святейшего Синода от 4-8 декабря того же года на приходских священников

2 Успенский И Станица Димитровская (исторический очерк) // Кубанский сборник Т 8 Екатеринодар, 1902 С 204-242, Тимофеевский Е Холмская церковно-приходская летопись или, что то же, сказание о церковно-приходской жизни общества обывателей ст Холмской от начала ее существования // Кубанский сборник Т 18 Екатеринодар, 1912 С 303-331, Стефанов Тимофей,протоиерей Город Ейск Статистическо-этнографическое описание // Кубанский сборник Т 1 Екатеринодар, 1883 С 219-320, Максимов И Бытовые черты духовенства старой Черномории (1818-1843) По данным архива Дмитриевской церкви г Екатеринодара//Известия ОЛИКО Екатеринодар, 1913 Вып 6 С 191-211

3 Арканников Ф Город Темрюк//СМОМПК Вып 4 Тифлис 1884, Стефанов Тимофей, протоиерей Обряды и обычаи, соблюдаемые жителями г Ейска Кубанской области при рождении, бракосочетании и погребении умерших//СМОМПК Вып б Тифлис 1888, Иванов Д Станица Отрадная Кубанской области Баталпашинского уезда//СМОМПК Вып 6 Тифлис 1888, Близнюков П СтаницаБесленеевская Кубанской области Майкопского уезда//СМОМПК Вып 6 Тифлис 1888, Живило К Станица Расшеватская Кубанской области Кавказского уезда//СМОМПК Вып 8 Тифлис 1889

В советской историографии 1920 - 1930-х гг. история и деятельность Церкви и духовного сословия исследовались только в критическом и разоблачительном духе. В историографической традиции утвердился односторонний, вульгарно-социологический подход в освещении этой темы. Церковь рассматривалась только как послушное орудие классовой политики самодержавия, интересы светской и духовной бюрократии полностью отождествлялись. Работы, посвященные церковно-историческим и религиозным темам, имели утилитарные цели, связанные с дискредитацией Церкви и духовенства как косной, реакционной и контрреволюционной силы1. Страницы местных газет этого периода были усеяны фактами осквернения православных храмов и её святынь (икон, мощей), а также отчётами о методах борьбы с «отсталой массой населения» (верующими)2.

В 70 - 80-е годы XX в. советская историография более серьёзно стала заниматься вопросами духовной жизни российского общества. К 1000-летию крещения Руси вышли исследования по истории Русской православной церкви. Они традиционно придерживались атеистической идеологии, но носили позитивный характер в отношении Церкви. Среди них работа П. Н. Зырянова, который, говоря о социально-политической концепции православия начала XX в., отмечал, что «деятельность Церкви была направлена на деклассированные массы и мало чем могла помочь крестьянству, привыкшему отстаивать свои права, а не добиваться милостыни», а для «русского духовенства были характерны косность и традиционализм, уход от жгучих социально-экономических вопросов современности»3.

В коллективной монографии «Русское православие: вехи истории», авторы были нацелены на поиск новых подходов к изучению роли Православной Церкви в истории России. «Впоследствии сами авторы монографии, во многом обобщающей достижения советских историков в изучении этой темы, признали чрезмерную ортодоксальность своей работы и необходи Никольский Н. М. История русской церкви. 3-е изд. М., 1985.

2 Власть Советов. 1920. № 4; 1921. № 304, 310, 314.

3 Зырянов П. Н. Православная церковь в борьбе с революцией. М., 1984. С. 27-28. мость перехода к более многосторонним и взвешенным оценкам истории Православной Церкви XIX-XX вв.»1. Работы авторов 1980-х годов во многом стимулировали деятельность историков новейшего периода.

С 1990-х годов наблюдался активный интерес историков к церковно-ис-торической тематике. Руководствуясь традиционной методологией историо-писания, большинство авторов, стали навёрстывать период 70-летнего молчания2. Другие обращались к новым методологическим подходам и практикам. Так, группа учёных института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, занимаясь историко-этнографическим исследованиями, освещала вопросы бытования православия в различных социальной и сословной среде на протяжении XVIII-XX вв. В статьях С. В. Кузнецова и Г. Н. Мелеховой раскрывались вопросы социальной деятельности духовного сословия и церковной жизни на примере Российских губерний3. Интересны работы О. В.Кириченко, М. М. Громыко, А. В. Буганова, выходившие отдельными монографиями и на страницах православного научного журнала «Традиции и современность». Они рассматривали проблемы соотношения православных и языческих традиций в народной культуре, повседневную культуру крестьянства, православие в русской армии XIX-начала XX в., влияние православия на духовный облик народа, что является существенным вкладом в понимание проблем, поднимаемых нами в диссертации4.

Среди учёных, исследовавших историю Церкви досоветского периода, необходимо отметить С. В. Римского. Он считал, что церковно-приходские попечительства, создаваемые по указанию сверху, стали «ещё одним памятником грубого вмешательства государства в её жизнь»5. Спорным являются

1 Алексеева С И Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856 - 1904 гг СПб, 2006 С 10

7 Голованова М А История православных приходов и духовного сословия Верхнеудинска (конец XVII-начало XX вв) дис канд ист наук Улан-Удэ, 2004, Басалаев А В Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области 1884-1917 гг дис канд ист наук, Вихрева А А Развитие православного храмового строительства на Ставрополье и Кубани в конце XIX-начале XX вв дис канд ист наук Стакврополь, 2005 и др ' Кузнецов С В Православный приход в России в XIX в // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв М, 2002 С 156-179, Мелехова Г Н Духовенство и его роль в жизни населения Каргополья//Там же С 179-209

4 Громыко М М Буганов ABO воззрениях русского народа М, 2000, Православная жизнь русских крестьян М, 2001,//Традиции и современность 2004 №3,2006 №4, №5, 2008 №8,2009 №9 s Римский С В Православная церковь и государство в XIX веке Донская епархия от прошлого к его тезисы о том, что деятельность церковных организаций «внесла свою лепту в углубление пропасти между православным людом и пастырями», а православные братства «большого распространения в России не получили и заметного следа в приходской жизни не оставили»1. В то же время благодаря архивным изысканиям С. В. Римского в области церковной жизни на территории казачьих войск юга России, автору удалось разобраться в вопросах церковного землевладенияна территории Кубанского казачьего войска2.

В книге Ю. А. Рябова и В. А. Фёдорова изучались церковно-государ-ственные отношения, а также проблемы духовного сословия в досоветский период. Эти работы являются обобщением трудов преимущественно дореволюционных авторов3.

В одной из глав монографии С. И. Алексеевой рассматривалось военное духовенство, как одно из звеньев духовного сословия пореформенной России4. История Русской Церкви начала XX в. являлась предметом исследований протоиерея Владислава Цыпина, протоиерея Владимира Рожкова, священника Георгия Ореханова5. Интересны книги и отдельные статьи, посвященные различным вопросам церковной истории6.

Среди трудов регионального характера, исследовавших историю православия в Кубанской области в конце XIX-начале XX вв, необходимо отметить исследование митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона, рассматривавшего историю православия на Кубани с первых веков от P. X. настоящему Ростов н/Дону, 1998 С 188

1 Римский С В Православная церковь и государство в XIX веке Донская епархия от прошлого к настоящему Ростов н/Дону, 1998 С 188, 194 ' Римский С В К вопросу о церковной реформе Александра II в Кубанском войске // Кубанское казачество 3 века исторического пути Материалы Международной научно-практической конференции Краснодар, 1996 С 201-204, он же Проекты улучшения быта православного духовенства в приходах Кубанского казачьего войска в 60-е годы XIX века // Историко-культурное наследие и современность Ейск, 1995 С 49-50

3 Рябов Ю А Богохранимая страна наша Российская Государство и общество в России на рубеже XIX-XX вв СПб, 2004, Федоров В А Русская Православная Церковь и государство Синодальный период M, 2003

4 Алексеев







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1192. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия