Казахская Академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева 6 страница
СЕЛ ОКРУГ (некр.) - поселиться поблизости. СЕМАК (дон.) - русская медная монета в две копейки. СЕМЕНЬ - особый вид лома для скалывания и прорубания льда на реке во время зимней рыбной ловли; верхняя половина деревянная, а нижняя — стальная со скошенным остриём. СЕМО И ТАМО (некр.) - здесь и там, там и сям. СЕНА - сено; из за отсутствия в основной казачьей речи среднего рода, принадлежит к роду женскому: «сена хорошая, свежая, скошенная». СЕРНИКИ - спички. СЕЧКАРЬ - (некр.) плотник. СИБИРЁК - колючий кустарник, из побегов которого делаются метлы. СИГАЛИ - саранча, кузнечики. СИГАТЬ - прыгать, подскакивать. СИДЕЛЕЦ - постоянный служащий при станичном правлении; исполнял поручения станичного атамана, охранял порядок, имущество и архивы канцелярии. СИПА - у казаков пренебрежительная кличка для русских солдат. СКАЗОЧНЫЕ КАЗАКИ - взятые на учёт и ограниченные в правах дети и внуки казаков, участвовавших в восстании К. Булавина на руководящих должностях. Русское правительство приказало распределить их по жилым юртам и ни на какие «казачьи службы» не назначать. Старшины взяли многих из них в свои хозяйства. Еще в 1764 г. некоторые С. К. работали у Войскового атамана С. Ефремова за малую плату или за одно содержание. В 1769 г. Правительствующий Сенат поручил Войсковому атаману пересмотреть в общем собрании со старшинами вопрос о С. К., с тем чтобы годных определить на службу. Это поручение было выполнено, но и после этого у некоторых влиятельных старшин они оставались «в услужении» свободные от всяких других повинностей. СКАЛИТЬ - подвывать, повизгивать, плакаться. СКАЧОК - особый род коллективной рыбной ловли, в которой участвовало всё мужское население станицы; замерзшая река делилась на участки, номерованные «сотни» и каждая часть станицы получала по жребию свой номер. По сигналу люди во главе со старостами бежали на свои участки, делали ряд прорубей и пропускали подо льдом специальные сетки — «перетяжки». Попавшую в них рыбу тут де продавали прасолам, своим устным или приехавшим на это время из городов. СКАШОВКА - часть казачьего седла, ремень, которым под грудью коня связаны оба стремени. С. укрепляет посадку всадника при действиях шашкой и пикой, а при джигитовке позволяет делать головоломные номера. СКЛО - стекло. СКЛЯНИЦА (некр.) - бутылка, пузырёк. СКОЛИЗЬ - гололедица. СКОПЕЦ - ястреб. СКОРОДИТЬ - бороновать поле. СКРОЗЬ - повсюду, повсеместно. СЛЕГА - длинный и толстый шест. СЛОБОДЫ - населенные пункты, жители которых — земледельцы пользовались свободным трудом и не были закрепощены помещиками. На Дону С. заложены свободными крестьянами и днепровскими казаками. Поселения крестьян зависимых назывались деревнями и сёлами. СЛУЖИЛЫЕ КАЗАКИ - казачьи общины и казаки-одиночки, принявшие на себя службу интересам царя московского. Появление С. Казаков связано с разгромом донских берегов Мамаем (1380 г.), Тохтамышем (1382 г.) и Тамерланом (1395 г.); после этого остатки донцов скрылись на окраинах Руси от южной лесостепи до Белого моря и оттуда верстались на царскую окраинную службу. Первые С. К. вспоминаются в русских летописях под 1468 г. С. К. получали постоянное жалованье деньгами, продуктами или земельными наделами; они иногда попадались в гражданском состоянии и сотнями верстались в дворянское сословие «детей боярских», а особенно заслуженные награждались крупными поместьями. Все они в служебном отношении подчинялись Разрядному Приказу. В XVII в. многие С. К. способствовали завоеванию и освоению азиатских просторов Сибири. Когда же исчезла угроза татарских нападений, а границы европейской России отодвинулись к берегам морей, прошла нужда в С. К. В последней четверти XVI в. многие из них целыми станицами переселились на Дон, Терек и Яик, а затем массами безработных и обедневших воинов хлынули на казачьи реки в связи с преследованиями «раскольников» и толпами «голутвенных» пополнили войско Степана Разина; тысячи погибли при Петре Первом на его новостройках, а остатки городовых и полковых С. К. уже в XIX в. переселены в новооснованные Сибирские Войска и на Кавказскую Линию, куда они явились с названиями их прежних станиц (Воронежская, Тульская, Черниговская и т. п.). СЛУХМЕННЫЙ - послушный. СМЕКАТЬ - рассчитывать. СМУТА - историческая эпоха в жизни Московской Руси. Смутное время началось после смерти Федора Ивановича, последнего царя из рода Рюрика (6 января 1598 г.), и продолжалось до избрания в цари Михаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.). СМУХЛЕВАТЬ - сжульничать. СНЕДЬ - пища, еда, продукты; от этого слова казачье — снедать, завтракать. СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ - оплот христианства на далеком севере. Основан в 1436 г. святыми иноками Савватием, Германом и Зосимою. Располагаясь на одном из островов Белого моря, раньше владел обширными волостями и на материке. После изгнания казаков с Дона некоторая часть их оказалась и на землях С. монастыря; казаки неоднократно упоминаются в монастырских Уставных грамотах. Например, в грамоте 1548 г. говорится о денежных повинностях казаков, проживающих в волостях Виремской, Сумской, Шиженской, Сухонаволоцкой и в Слободке. Снова о казаках из Сумской волости говорится в грамоте 1564 г. Там приказывается выбирать в восьмичисленную комиссию по податным окладам и двух местных казаков: «да те бы восмь человек сидели у вас в окладе и окладывали земских людей и Казаков в Божью правду, кого чем пригоже, кто чего достоин, другу бы не дружили, и недругу не мстили». «А у которых Казаков дворы свои, и лошади и коровы держат и на тех бы есте клали выть не целую, по разсуждению, который чего достоин». Там же упоминаются некоторые льготы для казаков «а котором году лучится служба ратчина» (очевидно боевая). Из монастырских волостей, так же как из соседних с ними земель, вышли поколения казаков — землепроходцев, закалённых в студёном климате севера. В XVII столетии они прошли через всю Сибирь до берегов Сев. Ледовитого океана, Берингова и Охотского морей. СОМОВЫЕ СУМЫ - на Дону насмешливое прозвище казаков из низовых рыболовных станиц. СОРМЫ - протоки между озёрами и болотами; С. плоские — мелкие безопасные для переправы вброд; С. крутые — веста опасные, гиблые. СОТНИК - в старое время командир сотни, но после присоединения к России, согласно Табели о рангах, второй казачий обер-офицерский чин. СОТНЯ - в казачьих армиях шестая часть конного полка и пластунского батальона; полный состав: командир, 3 младших офицера и 144 рядовых вместе с вахмистром и урядниками. СОХИ - столбы в турлучной постройке, а также колы в плетёной изгороди. СОЧЕВИЦА - чечевица, растение из семьи мотыльковых. СОЯБИШНЫЙ (некр.) - упрямый. СПОЛОХ - тревожный набат, вызов по тревоге, призыв к боевой готовности. СПОПАШИТЬСЯ - спохватиться. СПОЧИВ - сон, отдых. СПРОТИ - наперекор, напротив. СПУТЛИЩА - часть казачьего седла; крепкие ремни, на которых подвешены стремена; укреплены в прорезях передней части деревянного ленчика (арчака). СПЫЛУ - очень горячий, прямо с огня. СРОДСТВИЕ - родство, родственники. СРОДУ - всегда. СРОДУ НЕ - никогда. СТАН - стоянка в открытой степи далеко от поселения во время полевых работ. СТАН ВОЙСКОВОЙ - древнее название населённого пункта, где помещался центр управления казачьим краем и постоянные вооружённые силы. СТАНИЦА - в первоначальном значении отряд конной разведки на степных рубежах Московии. Термин С. появляется в исторических памятниках XVI в., как название казачьих служилых отрядов, следивших за татарской степью на окраинах в. князя московского, «чтобы украинам было бережней». Но, вероятно, их служба началась уже в XV в., вскоре после того, как татары изгнали казаков с Дона и в южных городах Сев.-Восточной Руси появились служилые казаки. Кадры каждой С-цы выделялись из казачьих городовых общин на основах кровного родства или хотя бы свойства, но отрицать возможность пополнения С-ц и другими казачьими беженцами нет данных. Во всяком случае, некоторые из них сохранили до наших дней свои родовые названия, особенно на Дону (Аржановская, Качалинская, Каргальская, Григорьевская, Мелиховская и др.). С-цы выходили на Поле начиная от 1-го апреля со своими атаманами, которых называли головами. Они сменялись поочередно все лето и осень до того времени, пока степи не покрывались глубоким снегом и исчезала возможность неожиданного нападения ордынцев. Если С. обнаруживала приближение татар, она должна была сразу уведомить об этом соседние «сторожи» (см.) и свой сборный пункт — город. После этого станичники уходили с пути противника и, оставаясь на его флангах, старались определить численность его войска. Особый устав или «Книга» указывал, «на которых местах и урочищах на Поле, на крымских и на нагайских сакмах стояти на сторожах станичным головам, и вожам; и станичникам для бережения от прихода воинских людей». Тот же устав предусматривал места стоянки дозорных станиц, назначение которых — контроль сторожевой службы. Во время смуты С-цы обращались в боевые единицы. Станицами же казаки возвращались после нее на свое Старое Поле. К этому времени, т. е. к началу XVII в. русская граница продвинулась по Донцу далеко на юг. Поэтому исчезла необходимость охраны прежних рубежей. Городовые казаки и их станицы потеряли в связи с этим службу. В своей значительной части они переселились на водные реки Дон, Терек, Яик и там слово С. приняло иной смысл, так стали называть поселения, которые прежде считались городками. Но вместе с тем в некоторых городках поселились по две и больше станичных общин. Например, в Старом городе Черкасском, по словам Ригельмана (XVIII в.), «в самом нутре города находится шесть станиц: Черкасских две, Павловская, Прибылянская, Средняя и Дурновская». В тех случаях, когда в новопоселённых станицах сильно было родовое начало, за ними сохранилось прежнее родовое название, а если С. состояла из многих родов, для неё придумывали новое имя по месту поселения: Усть Хопёрская, Усть Медведицкая, Чирская, Цимлянская и т. п. Иногда возрождали старое татарское: Курман Яр, Нагай, Бабей, Егорлык и др. С глубокой древности сохранились летописные Урюпино и Сиротин. Надо полагать, что названия станиц по русским городам (Тульская, Воронежская, Рязанская) принесли с собой на Кавказскую Линию остатки городовых казаков, служивших еще в полках с подобными названиями. Иногда казаки получали и прозвища соответственно тем местам из которых они возвращались на Дон. Так возникли казачьи фамилии: Мордвинцевы, Черемисиновы, Черкасовы, Тульцевы, Костромины, Казанцевы. С XVIII в. С. — казачье поселение с установленными границами его земельного юрта. Иногда на отдельные участки станичного юрта переселялось несколько семейств, основывая новые посёлки и хутора. Хутора эти не разрывали связей со своей станицей, считались ее частью. Вообще, благодаря племенному однообразию, родственным связям, равенству в правах, одинаковым социальным и экономическим условиям, жители С-цы составляли как бы одну солидарную семью. СТАНИЦА ЖУРАВЛЕЙ - построенная ключом (углом) стая журавлей во время осеннего или весеннего перелета птиц. СТАНИЦА ЗИМОВАЯ - дипломатическое представительство «казачьей республики» при правительстве соседнего государства. СТАНИЧНИК - по первоначальному значению всадник разведывательного отряда в «станичной службе» на южных московских рубежах. После того как служилые станицы переселились на казачьи реки, слово С. приобрело значение близкого по происхождению и по месту жительства, «своего человека». Это слово употребляется также, как вежливая форма обращения, вместо «господин», «пан» и т. д. Перед революцией 1917 г. походный атаман всех казачьих войск вел. князь Борис Владимирович приветствовал казачьи полки возгласом: «Здорово, станичники!». СТАНИЧНОЕ ПРАВЛЕНИЕ - течение жизни в станице регулировалось и направлялось собранием «стариков» — Станичным Сбором. Участниками собрания были «тридцатидворные» (один уполномоченный от тридцати дворов) выборные. Станичный Сбор созывался атаманом, по мере надобности, для разрешения очередных вопросов. Каждые три года тот же сбор избирал тайным голосованием (шарами) С. П., т. е. станичного атамана его двух помощников, трех судей и казначея. До революции 1917 г. выборы утверждались атаманом округа. Выбранные лица становились участниками Станичного Сбора и вместе с двумя писарями, гражданским и военным, составляли полный штат С. Правления. По определению Станичного Сбора им назначалось месячное жалование. Бесплатную службу или «посиденки» при Правлении несли посиденошные молодые люди 17-18 лет по очереди, в качестве посыльных. Права и обязанности станичных властей определялись законами и древними обычаями. Станичные атаманы обладали полнотой местной исполнительной власти. Атаман становился главой хозяйственного управления, заботился о станичном имуществе, следил за публичным порядком и безопасностью, заведовал первоначальным военным обучением молодежи и снаряжением казаков, призванных на военную службу. Деятельность С. П-ния проявлялась также в заботе о нуждающихся семьях, вдовах и сиротах; в посильной помощи им, в моральном воздействии на нерадивых хозяев, малозаботливых отцов и непочтительных детей. В случае катастрофического неурожая С. П. принимало меры для предотвращения голода и обеспечения неимущих хлебом. Оно же ведало медицинской опекой и делами просвещения, больницами и школами, принимало участие в образовании новых церковных приходов и в поселениях своего юрта помогало строить новые храмы. С. П. следило также за правильным пользованием лесами, за выполнением постановлений о рыбной ловле, за ремонтом общественных построек, мостов и дорог. Под контролем Станичного Сбора С. П. равномерно распределяло между жителями пахотные, луговые, толочные и усадебные угодья. Всё это входило в круг обсуждения и решений станичного общества, которое таким образом чувствовало себя полным хозяином местной жизни. При этом общественная дисциплина нарушалась редко, т. к. покоилась на авторитете выборной власти и старшего поколения, на почитании религиозных установок и древних казачьих обыкновений. СТАРЕЦ - нищий, попрошайка. СТАРОЕ ПОЛЕ - северочерноморская равнина, включая и донские степи. Отличалось от Заполья — лесостепи. Еще в XVII в. русские и поляки считали его Диким полем, но для казаков оно диким не было. Весной 1708 г. К. Булавин, призывая донцов к восстанию, писал: «Прежде сего Старое Поле крепко было и держалось, а ныне же злые люди Старое Поле перевели, ни во что почли и чтоб вам Старое Поле не истерять». СТАРООБРЯДЦЫ - часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона в 1654 г. СТАРШИЙ УРЯДНИК - нижний чин в казачьих войсках. НАСТАРШИ - если это слово произносится с ударением на предпоследнем слоге, то оно обозначает социальный слой, выделившийся у казаков из народной среды по своему боевому опыту или по административным качествам. Еще в первой половине ХVII в. каждый выборный атаман или другой начальник, отбывши положенный срок, в правовом отношении не приобретал никаких преимуществ. Но со временем в бессословной казачьей среде стало назревать образование особого класса. Побывши два или три раза выборным атаманом, казак приобретал своеобразный авторитет, как «заслуженный». Эти известные или «знатные люди» сохраняли часто влияние на общественное мнение и вне служебного положения. Таким образом, к концу XVII в. из общих казачьих масс выделилась особая группа, получившая название С-ны. Это несколько десятков родов, отличавшихся от других казаков материальным благосостоянием и тем, что представителей этих родов стали выбирать на атаманские посты и другие должности чаще, чем людей из рядовых казаков. В своей совокупности С. обратились в класс, не терявший авторитетности, благодаря установившимся традициям, богатству и высшему уровню грамотности. После окончательного покорения казаков, из тех же старшин были созданы кадры ответственных начальников и командиров, уже не по воле народа, а по указу свыше. Часть из них получила почётное звание дворян и крупные поместья. СТВОРКА - оконная форточка. СТЕБАТЬ - бить плетью. СТЕП (муж. рода) - ровное, широкое непаханное поле. СТЕПНОЙ КРЕСТ (дон.) - орден учрежденный Донским Войсковым Кругом в апреле 1919 г. по инициативе Походного атамана генерала П. X. Попова. Небольшой четырехконечный крест из вороненной стали, по образцу — каменных, которые с древних пор еще иногда сохранялись на курганах. Орденом награждались все партизаны — участники Степного похода, с правом носить его на орденской ленте черно-оранжевых, георгиевских цветов. Ко времени основания этого ордена многие партизаны-степняки погибли в боях за Дон и крестом награждены только 610 человек. СТЕРНЯ - остатки при земле стеблей хлебов или трав после жатвы и покоса. СТОЙЛО - место у воды, где во время дня скот отдыхает на пастбище. СТОР - первый лед, текущий по реке. ЖИСТОРО (др. рус. с ударением на предпоследнем слоге) - отряд пограничной стражи; при движении войск в боевом порядке — передовые части. В январе и феврале 1571 г., по царскому указу, в Москве был собран военный съезд во главе с воеводой М. И. Воротынским. Этот съезд к 16 февраля составил приговор «О станичной и сторожевой службе», нечто вроде полевого устава, где были со всеми подробностями указаны обязанности С., а все служилые казаки разделялись на 1) городовых или полковых и 2) сторожевых или станичных. СТОРЧЕВОЙ ВЕТЕР - на Дону южный ветер. СТОЯНКИ - колы для плетня. СТРАМА - позор, стыд, срам. СТРЕМЯ - металлическая кольцеобразная часть седла, на которую опирается нога всадника; вошло в употребление около двух тысяч лет тому назад в сарматском и в аланском обиходе, как приспособление необходимое в конном бою для более удобного владений мечом, палашом или пикой. СТРЕМЯ РЕКИ - линия самого сильного течения в средине реки. СТРИЖАКИ - жеребята на втором году жизни. СТРЯМКОЙ - топкий, болотистый. СТРОЕВОЙ УСТАВ - для казачьих воинских частей, утвержден 2 мая 1838 г. с сохранением казачьей терминологии; вначале назывался: «Правила для состава и построений казачьих полков». СТЫТЬ (существ.) - пронизывающий холод. СУГЛАСНИКИ - единомышленники. СУГРЕВ - место на самом солнцепеке, где солнце особенно пригревает. СУМАРОК - неприветливый, странный человек. СУМНО - печально, грустно. СУРЧИНА - холмик земли при норе суслика. СУСТРЕЛ - встретил, повстречался. СУЦКОЙ - интеллигентный, разбирающийся в делах; от слова — суд. СХИЛИТЬСЯ - согнуться, нагнуться. СХОД СТАНИЧНЫЙ - собрание представителей от казачьего населения станицы и ее хуторов для решения важных хозяйственных и административных вопросов; участвуют в нём выборные, в зависимости от величины поселений, «десятидворные», «двадцатидворные» или «тридцатидворные» «старики»; тоже — станичный сбор (см. Станичное Правление). СХОРОНИТЬ - спрятать. СЧИНАТЬСЯ - пробовать, пытаться. СЫНЫ БОЯРСКИЕ - московские военные люди, служившие по «отечеству», т. е. из поколения в поколение. Это своеобразное военное сословие имело общее наименование — «дети боярские». Если оно иногда пополнялось новыми людьми, то принимались в него исключительно лица из привилегированного класса. Были среди них и князья. Но служилые казаки «верстались» в С. Б. и получали связанные с этим имущественные выгоды беспрепятственно, очевидно, в награду за верную службу царю. Историк Ключевский обнаружил в актах указание, что в 1585 г. только в одном Епифанском уезде 289 казаков за раз были повёрстаны в звание детей боярских. Службу С. Б. начинали «новиками» с пятнадцатилетнего возраста. До этого времени они считались «недорослями». Проверку их происхождения и пригодности к службе производила специальная комиссия «окладчиков», собранная из местных дворян и детей боярских. Эта же комиссия назначала каждому проверенному «новику» земельный и денежный оклад, который он станет получать, начав службу. СЫСКНЫЕ НАЧАЛЬСТВА - основаны на Дону Войсковым Правлением в 80-х гг. XVIII в., как промежуточная инстанция между центром в Черкасске и возросшими в числе станицами. Им были переданы обязанности «нарочных старшин», учрежденных в 1743 г., чтобы «изо всех донских жилищ изыскивать и высылать на прежние жилища беглых российских всякого звания людей». Через десяток лет С. Н. всех шести округов ведали военными, судебными, административно-полицейскими и финансовыми делами, объявляли распоряжения Войскового правительства и наблюдали за их исполнением, назначали казаков в службы и походы, увольняли их в отставку, разбирали ссоры между станичниками, вели следствия по уголовным преступлениям и взыскивали налоги с податной части населения. В царствование императора Павла I Войсковой атаман издал для С. Н-ств «Наставление с изложением их прав и обязанностей». С 1802 г., когда земля донских казаков была поделена на семь округов, С. Н. стали первоначальной формой Окружных Правлений. СЮЗЬМА - кислый творог розового цвета из топлёного молока; сильно выжатая и спресованая С. на Среднем Дону называется «портошным молоком»; разбавленная водой дает вкусный освежающий напиток. СЯБРЫ (некр.) — соседи.
Т
ТАБАНИТЬ - загребать одним веслом против движения лодки для ее поворота; также двигать лодку кормой вперед, отталкивая вёсла от себя; тюркское «табан» — подошва, в сторону подошвы. ТАБЕНЬКИ - часть седла; прямоугольные куски плотной кожи, притороченные к арчаку с боков под стременными спутлищами; прикрывают пряжку подпруг. ТАБУН - конское стадо; делится на косяки по 18-20 плодовых маток-кобылиц под надзором самца-производителя; косяк от тюрк. «кысрак» — малый табун. ТАВОЛГА - кустарник; необыкновенно крепкие прямые побеги растут прямо от корня; Т. встречалась на целинных землях и ее прутья употреблялись для кнутовищ. ТАВРИЯ - степи между Азовским морем и Днепром; под русской властью с 1774 г., когда турецкий султан, по договору в Кучук Кайнарджи, отказался от Таврии в пользу России. До этого времени она формально вся принадлежала Турции, но северная ее часть с паланками Кульмиусской и Самарской находилась в безраздельном владении Запорожского Низа. ТАВРО - клеймо выжженное на стегне лошади или у рогатого скота. ТАГУНЫ - шпангоуты, рёбра на которые прикреплена обшивка судна. ТАЛ - каспийская лоза, очень гибкая и удобная для плетения корзинок и рыболовных снастей: вентерей и ванд. ТАЛАЛАЯТЬ - рассказывать небылицы. ТАЛДЫЧИТЬ - упорно повторять одно и то же. ТАЛЬНИК - ивовые растения образующие поросли кустарника по берегам рек и озёр. Различаются: белотал, чернотал и краснотал. ТАМГА - пошлина с товара, торговый сбор; при уплате этой пошлины сборщики её клеймили товар, отсюда русское — «товар орлёный, тавреный». На Руси слово Т. в этом значении известно уже в XI в. Устав Ярослава Мудрого «Суды святительскыа» освобождает митрополичьих людей от всяких торговых пошлин; «а людем его не даяти мыту никде, ни тамги». Тюркское значение слова Т. — клеймо, пятно, рубец, примета. ТАНА - 1) название реки Дона в древнегреческом произношении; 2) торговый город, основанный греками в VI в. н.э. на южной стороне донской дельты. ТАНАИС - город в дельте Дона, основанный греками, выходцами из царства Боспорского в III или II в. до н.э. в целях торговли с жителями Подонья. ТАРАНЬ - рыба сем. карповых из Азовского моря; в продажу поступала в копчёном и вяленом виде. Более жёсткий сорт из Каспийского моря — вобла; по-русски — плотва. ТАРАНЬЯ ТОЛОЧЬ - насмешливое прозвание для низовых казаков, придуманное верховыми донцами. ТАРКИЧ - головной платок; описывая наряд донских девушек А. И. Ригельман в XVIII в. говорит: «также повязываются лентами и платками, называемыми таркич, с висящим через всю, укрывая голову, одним углом назади». ТАРПАН - дикая лошадь; в XVIII в. тарпаны еще водились в Оренбургской губернии, но через сто лет на пространстве между Волгой и Уралом встречались только в зонах полупустынь, а к двадцатому веку они были истреблены и там. По описанию П. И. Рычкова: «Тарпаны ростом против средней лошади, только круглее, шерстью саврасые и голубые, а хотя и другими шерстьми бывают, но редко. От киргизских лошадей отменны они головами, потому что головы у них больше, и на лбу имеют западины. Киргиз-кайсаки, собираясь человек по двадцати о двуконь, их ловят и привязывают к своим лошадям за шею арканами, и так привязанных держат по месяцу и более и, тем приобыча их, употребляют в езде, как и своих лошадей». ТАТАРСКАЯ СЛОБОДКА (дон.) - предместье г. Новочеркасска. Между 1680 и 1690 годами к донским казакам перешел нагайский хотон, который они поселили около своего старого Черкасского городка. Через сто лет после этого А. И. Ригельман обозначил в своем плане рядом со Старым Городом «Базовых Татар поселение». Когда был основан Новочеркасск, в 1807 г. этих базовых или оседлых татар переселили в его предместье, которое с тех пор и получило название Т. С. или Хотунок. Жители слободки занимались ремёслами, а больше славились мастерским выполнением стёганых ватных одеял. Их иногда указывают, как казаков татарского языка. Но они, живя среди донцов свыше двухсот лет, казаками не стали и военную службу отбывали не в казачьих, а в русских регулярных полках. ТАТАРЫ - народ тюркского происхождения. Европейские Т., по большей части, потомки половцев, смешавшихся с монголами Золотой Орды: казанские, астраханские, крымские и литовские. Т. появились в наших степях около середины XI в.; соседи знали их, как куманов и половцев. Монголы же называли их кыпчаками; поэтому и вся Азовско-Каспийская степь приобрела у них название Дешт-и-Кыпчак. В XIII в. они все вошли в состав населения Золотоордынской империи, а после ее падения по частям завоеваны Россией. ТАЧАНКА - особо прочная четырехколесная телега с запряжкой в два или четыре коня. ТЕЛЕШИТЬСЯ - раздеваться. ТЕЛЕШКИ, ТЕЛЕШОМ - раздевшись до нага. ТЕЛЕШОЙ - нагой, голый. ТЕМЛЯК - петля из кожи или из черной ленты, подвешенная на эфесе шашки; у рядовых бойцов украшена кистью из кожи, а у офицеров — кистью или желудем из витой серебряной канители; во время рукопашного боя надевался на руку. Офицерские орденские темляки в царской армии: к золотому оружию — лента георгиевских цветов (черно-оранжевая), а к ордену св. Анны 4-й ст. — алая лента, прошитая по бокам желтыми полосками. ТЕМНИК - название начальника татарского отряда в десять тысяч войска, «тьмы» или «тумена». ТЕПЛУШКА (дон.) - короткий ватный бешмет; цельные полы, правая поверх левой, мягкий стоячий воротник и застёжка до пояса на крючках; спина в талии обрезная и нижняя часть от пояса собрана в складки, по 2-3 с каждого бока. ТЁТА, ТЕТАНЯ - обращение к тетке. ТЁШКА - часть жирного брюшного покрова у красной рыбы; копчёная приготавливается впрок, как балык. ТИБЕР - хребет бугра, бегущего в реку и законченного обрывом. ТЬТИКА - убегать.
|