Композиция и сюжет. Две основные формы организации композиции.
Композиция – способ организации драматического действия во времени и пространстве и основное средство организации документального и художественного материала. Существуют две основные формы организации композиции: 1. сюжетная или событийная; 2. несобытийная или ассоциативная (тематический вечер). Сюжет – последовательное, подробное изложение событий. Он является средством раскрытия содержания и обнаружения характера. Сюжет – система событий, мыслей, идей, в которой раскрывается содержание борьбы за достижение какой-либо цели, история человеческих судеб и характеров в этой борьбе. Приемы организации сюжета: 1. сюжет-сопоставление (по сходству, по контрасту); 2. по аналогии; 3. метафорическое построение сюжета - перенесение свойств одного предмета на другой. Метафорическое построение сюжета украшает вечер или театрализованное представление. Яркость, образность - залог успеха. Необходимо уметь находить новые поэтические образы (например, приход весны - новая жизнь; восход солнца - перемена судьбы). 4. гиперболическое - намеренное преувеличение значимости события, ситуации, факта, определенной черты характера. 5. сатирическое (пародийное). Сюжет-пародия - сознательная имитация в иронических и юмористических целях, построенная на обобщенных и обостренных конфликтных ситуациях или столкновениях персонажей на сцене. Сюжет-гротеск (причудливый, комичный) - вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания: реального и фантастического, трагического и комического, прекрасного и безобразного. Сюжет-сатира - способ проявления комического, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сюжет-ирония - способ осмеяния, притворно облекаемый в форму согласия или одобрения, основанный на иносказании. В иронии как виде комического смешное скрывается под маской серьезности, с преобладанием отрицательного отношения к предмету. Сюжет-юмор - сочетает насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. Сюжет-комедия - основан на хитроумной, запутанной интриге. Осмеиваются характеры, нравы, человеческие качества, банальные идеи. 6. хронологическое. Событие – действенный факт (происшествие), меняющий линию действий и поведения всех персонажей. Событие можно отыскать, ответив на вопросы: «Что произошло?», «Что случилось?». Цепь событий составляет в драматургическом произведении событийный ряд: исходное событие (экспозиция), основное событие (завязка), узловые события (развитие действия), центральное событие (кульминация), главное событие (развязка), финальное событие (финал, эпилог).
Элементы композиции: пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал, эпилог. Экспозиция – обрисовка среды, в которой возник конфликт, условия, которые вызывали его к жизни, знакомство с действующими лицами. Экспозиция – кинопролог, сценическое действие, проходы, шествия, танец и т.д. Виды экспозиции: 1. Прямая – ввод зрителя в курс ранее совершившихся событий; 2. Косвенная – необходимая информация о событиях, героях вводится автором через разговоры персонажей по ходу действия постепенно; 3. Задержанная – поясняющие сведения о действующих лицах, событиях помещаются после завязки; 4. Обратная – сведения сообщаются в конце произведения, объясняя, что было до начала событий (предыстория) или что было между ними (межистория). Завязка – событие, с которого начинается борьба (действие) и благодаря которому возникают следующие события. Развитие действия – ход событий, который возникает из основного «толчка» - завязки. Кульминация – наивысший момент борьбы. Кульминация - момент наивысшего эмоционального напряжения в развитии действия. Это самый яркий, эмоциональный эпизод или часть его. Развязка – показ того положения, которое создавалось в результате развития всего действия. Развязка - разрешение конфликта, победа одной из противоборствующих сторон. Финал - это своего рода эпилог, т. е. окончательное прояснение всех ситуаций, разрешение главных и побочных конфликтов.
|