Русская риторика
В историческом аспекте развитие отечественной риторики проходило определенные этапы. Особо значимым в развитии отечественной риторики стал ломоносовский и послеломоносовский период (середина и последняя треть 18 в.). Систему взглядов на красноречие М.В. Ломоносов изложил в двух риториках – краткой (1747 г.) и «пространной»; она называлась «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии». Обе риторики представляли собой первые русские общедоступные руководства по красноречию. «Пространная» риторика выдержала девять изданий (посл. – 1810 г.). М.В. Ломоносов не раз подчеркивал благотворную силу воздействия античной и европейской культуры. Само определение красноречия у М.В. Ломоносова традиционно: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить, и тем приклонять других к своему об оной мнению». Ориентация на строй национального языка пронизывает все главы книги. Современно звучат и все замечания о стилистике живой речи, сравните примеры неудачных стечений согласных (ств – вз: всех чувств взор есть благороднее), гласных (плакать жалостно о отшествии искреннего своего друга); повторений одних и тех же звуков речи (тот путь тогда топтать трудно) и т.д. В риторике выделены три основных традиционных раздела: об изобретении, об украшении и расположении. Однако в рамках традиционных схем М.В. Ломоносов высказал немало новаторских идей – о взаимоотношениях русского и церковнославянского языков, о классификации стилей, об установлении закономерностей употребления языковых единиц, наконец, о проблеме языкового мастерства оратора, писателя, поэта. Оценивая «Риторику» М.В. Ломоносова, академик В.В. Виноградов писал: «Можно без преувеличения утверждать, что Ломоносовым были не только заложены основы стилистики русского языка, но и предначертан проект ее будущего величественного здания. Это здание до сих пор еще не возведено, хотя материалы для него собирались многими русистами». В последующий период так и не появилось труда, по научным достоинствам равного ломоносовскому. В последней трети 18 в. выделение общих основ красноречия для прозы, поэзии и ораторской речи, утвержденных в риторике Ломоносова, а затем принятое в трудах его последователей, сохранялось и поддерживалось в большинстве риторических сочинений конца 18 в. Грамматика, риторика и «пиитика» - три кита, на которых, как на прочном фундаменте, держались гносеологические основы теории словесности этого времени. В конце 18 – начале 19 вв. сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского. В истории развития русской риторики период первой половины 19 в. оказался наиболее продуктивным. Под влиянием реформы Н.М. Карамзина, ориентированной на сближение с европейской традицией, происходило становление новой стилистической концепции литературного языка, что не могло не отразиться во взглядах на новую риторику – в трудах Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К. Зеленецкого и др. Уже в конце 18 в. в Европе угасал интерес к риторике. В России пик развития риторики относился к первой половине 19 в. Но этот же период явился и рубежом, который положил начало критическому отношению к общей риторике. Однако в конце 19 – начале 20 вв. появлялись отдельные работы, в которых словесники обращались к идеям риторики. Это книги А.Г. Тимофеева «Очерки по истории красноречия» (СПб., 1898), И.П. Гриодина «Принципы красноречия и проповедничества» (Екатеринослав, 1915) и др. В 20-е гг. 20 в. риторика была исключена из школьного и вузовского курсов. Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 1860-е гг., когда происходило становление и формирование русского судебного красноречия, достигшего значительных вершин во второй половине 19 века. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич (П.С. Пороховщиков). Труд последнего автора – «Искусство речи на суде» (СПб., 1910) наиболее значителен. Отдельные главы этой книги («О слоге», «Цветы красноречия», «О психологии речи», «О пафосе») свидетельствуют о прямой связи с общей античной, европейской и русской риторической традицией. К нашему времени в неориторике от прежних риторических сочинений, в основном, сохранились два аспекта научного поиска: 1. Организация языкового материала, ориентированная на современные проблемы аргументации. 2. Развитие орнаментального раздела риторики (искусство украшения речи), близкого к проблемам художественной стилистики. Риторика – филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи), близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи. Риторика – это наука, мастерство и искусство убеждать. Когда говорят о риторике, востребованной в современном обществе, делают упор на эффективности речевого воздействия, подчёркивают значимость таких характеристик речи, как целесообразность, воздействующий потенциал, гармонизация[1]. Риторика как учебный предмет отличается от многих других предметов тем, что владение большинством из них связано со знаниями, а риторика – еще и с умениями.
|