Риторика как предмет изучения. Зарождение риторики
Слово «риторика» пришло к нам из греческого языка, оно означает «ораторское искусство» или «учение об ораторском искусстве», его синонимами являются латинское выражение «ораторское искусство» и русское слово «красноречие». Искусство красноречия ценилось во все времена у всех народов. «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенно, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит спокойно, блистая яркими словами и образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, - одним словом, красиво», - утверждал великий оратор древности Цицерон. Русский оратор М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» добавлял: «Красноречие есть дар сотрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий». Не умея владеть речью, трудно добиться успеха на любом поприще: военном, дипломатическом, торговом. Поэтому еще в Древней Греции возникло ораторское искусство. Условием появления и развития ораторского искусства является демократия, свободное участие граждан в общественно-политической жизни страны. В V веке до н.э. в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. Верховным органом в таких государствах было народное собрание. Публично проходили и суды. Количество судей, например, в Афинах составляло 500 человек. Каждый гражданин мог выступить в качестве обвиняемого или защитника. Были приняты выступления на праздниках, юбилеях, поминках. Так красноречие становилось необходимостью. Появляются платные учителя-софисты (греч. мудрец), обучавшие красноречию желающих и составлявшие для них речи. Софисты прекрасно владели всеми формами ораторского искусства, законами логики, умением воздействовать на аудиторию. По мнению софистов, цель оратора – не раскрытые истины, а убедительность. Задача софиста – научить сделать слабое мнение сильным, признать малое большим. Одно и то же уметь: и порицать, и восхвалять. Против софистов выступал древнегреческий философ и оратор Сократ (ок. 470 – 399 гг.). Для Сократа истина выше человеческих суждений, и она является мерой всех вещей. Он утверждал, что прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. Он указывал, как должна быть построена речь: на первом плане – вступление, затем следуют изложение, доказательства и выводы. Эти мысли Сократа были развиты его учеником Платоном (ок. 427 – 347 гг. до н.э.) в работах «Софист», «Федр» и др. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), древнегреческий философ и теоретик ораторского искусства, изложил свои мысли о красноречии в «Риторике», состоящей из трех книг, он много внимания уделял стилю. Требования Аристотеля к стилю: ясность, доступность, изящество, благородство. Ораторы так высоко ценились в обществе, что знаменитый историк Плутарх составил жизнеописания великих ораторов древности. Например, Демосфен, рассказывает он, сделал себе специальное помещение, куда каждый день спускался укреплять голос и отрабатывать приемы воздействия на слушателя. Иногда он по три месяца не выходил оттуда. Для этого он нарочно выбривал полголовы. Невнятный шепелявый выговор Демосфен старался исправить, набрав в рот камешков, голос укреплял, разговаривая на бегу или поднимаясь в гору. Жесты отрабатывал перед большим зеркалом. Так он стал знаменитым оратором и доказал, что ораторами не рождаются, а становятся. Культуру Древней Греции воспринял Рим. Рассвет римского красноречия приходится на первый век н.э. Крупным теоретиком и практиком ораторского искусства был Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Он ставил перед оратором следующие задачи: доказать и одновременно продемонстрировать истинность приводимых фактов, добавить слушателям удовольствие, воздействовать на их волю и поведение, побуждать к действию. Оратор должен найти, что сказать, расположить все по порядку, придать нужную словесную форму, утвердить все в памяти, произнести. Античная риторика заложила прочную базу, на которой строилась дальнейшая история ораторского искусства, особая для каждого государства.
|