Канонада лжи. История вранья.
Это все началось давным-давно. Существовали компьютеры, на которых можно было не только работать, но и играть. В противовес им существовали приставки - более дешевые, но сделанные специально и исключительно для игр. Казалось бы, в чем проблема, откуда взяться лжи? Оттуда - человек, купивший БОЛЕЕ ДОРОГУЮ систему, отказывался верить в то, что на более дешевой системе игры могут быть лучше. В ход шла любая ложь, полуправда и недоговорки. Тут и архитектуру вспоминали, и скриншоты сравнивали, и разными версиями для игр кичились, и на управление валили - в общем, ужас.
Эпоха 1. Спектрум и Денди. "Спектрумисты" кичились свой "программистской" сущностью, гнули пальцы и считали тех, кто играет на Денди, за дебилов - а вот они-то "умные", не только в игрушки играют. Ладно бы, если бы дело этим ограничилось! Но в ход шла ложь уровня "на спектруме графика лучше". Если кто не помнит - игры для спектрума это нечто, состоящее из точек, полупрозрачное, цвета, накладывающиеся друг на друга - слепому ясно, что к чему. Но душа "пальцевеерных" людей не могла потерпеть превосходства куска пластмассы без клавиатуры. Как сейчас помню своего дурака-соседа, который был на полном серьезе уверен что, купив Спектрум со 128 мегабайтами памяти, он догонит и перегонит Денди, и "графика будет как на Сеге". Само собой, картинка была лучше стандартной спектрумовской комплектации процентов на двадцать, и все равно хуже Денди. Упс. Вспоминаю, как ополоумевший от такого позора обладатель горе-"компьютера" начал нести такую чушь, что я был вынужден ему, гм, начистить, тьфу, ну в общем, поставил на место паренька. Я понимаю, что рукоприкладство - это не метод и не средство, но выслушивать от великовозрастного дитяти под два метра ростом наглую и бессовестную ложь было невыносимо.)))) Вообще, Спектрумисты были не такие уж дебилы - они выпускали свои книжечки, фэнзины, писали какие-никакие программы, общались и так далее. Что-то вроде доморощенного фидо. Но их ЧСВ зашкаливало - вы что, они же ПРОГРАММИРОВАТЬ умеют, а вы тут со своими игрушками лезете, дзытишки.
Эпоха 2. О конфликте Сеги и Супер-Нинтендо. Давайте вспомним такой журналец, как Великий Дракон. О качестве макулатурки я заикаться не буду, но вот то, что там все протаскивали непопулярную среди народа СуперНинтендо - это факт. Куда не кинь, в каждой статье об игре, которая была портом с Сеги или что-то вроде этого писалось "а вот на СуперНинтендо-то..." и приводились скриншотики. А че? На них было видно, что спрайты - больше, краше, красочнее и т.п. Казалось бы - чего еще надо? Бегом за приставкой.
Опять же два пункта.
а. Приставка стоила ВДВОЕ дороже Сеги. Прирост графики был, дай боже, процентов двадцать. И то не везде. Ну, как сейчас с приставками и недорогим компом.
б. Самое главное - все это было полуправдой. Да, спрайты были лучше. НО! Ни одна скотина не упомянула о том, что из-за искусственного улучшения были понесены ПОТЕРИ. Какие? А простые - могучая SNES, подавившись понтами, давала ФРЕЙМ СКИП. То есть, банально пропускала кадры. Да, Мистер Натс был пушистее, а Лю Канг занимал пол-экрана, но кадров в движениях было раза в полтора меньше. Вроде все то же самое, но играть - противно. Все дерганное, все слишком быстро и т.п. И так - почти во всех портах без исключения.
В тогдашней прессе велась более чем агрессивная реклама этой приставки - даже в газетенках типа Пионерской Правды. Разумеется, в единственном издании об играх велась рекламно-пиарская компания по проталкиванию убогой супер-нинтенды, которая так и не смогла побить Сегу в России. Времена были наивные, побеждать реальность еще не умели.
Эпоха 3. Самое, конечно, жуткое противостояние свершилось во времена выхода PSOne. Компьютеры тогда стоили уже прилично, а приставка была примерно, если я правильно помню, этак вдвое дешевле. Обладатели компов локти кусали от того, что какая-то пластмасска с кнопочками дает игры для тех, кто "с компьютером обращаться не умеет". Это же не по рангу крутизна! Расхожие фразочки плодились как грибы после дождя, и они уже распространялись В ПРЕССЕ, а не где-то среди каких-то тусовок. "Приставочные шутеры плохи по определению, в них нет мыши". "Порты шутера на приставку в сто раз хуже оригинала" "На компе есть клавиатура, у нее сто кнопок" "РС куда более мощная система, так такие спецификации" "Частота кадров на компе выше" "Приставки тормозят развитие компьютерных игр"
Разумеется, все эти аргументы не стоили выеденного яйца, ибо в каждом конкретном случае надо было разбираться отдельно.
"Приставочные шутеры плохи по определению, в них нет мыши". Ничего подобного - это ответвления жанра с другой механикой, в частности, на джойстиках даже без аналогов спокойно игрался Квейк, Медали и прочие игры. Единственное, что плохо давалось в приставочных шутерах - это стрельба вверх-вниз на ходу, но это все окупалось своеобразием и четкостью геймплея. В частности, именно из-за этих ограничений на приставках зародились такие великие вещи, как автоприцел и умные враги (для того, чтобы справляться с медленной скоростью) - и все это родило умирающий уже сейчас жанр "приставочный шутер". "Порты шутера на приставку в сто раз хуже оригинала" Тот же Квейк был перенесен на приставку так грамотно, что был ЛУЧШЕ оригинала по графике, даже когда РС-версию запускали аж на четвертом пентаке. Многие занудные этапы были вырезаны, в результате игра стала менее "искальной" и более динамичной. Это только один пример.
"На компе есть клавиатура, у нее сто кнопок" Это уже из серии "Прикинь, что за мутанты на пианино играют". Джойпад Сони был идеален для всех игр, на нее выходивших, и никаких гвоздей.
"РС куда более мощная система, так такие спецификации" Еще одна чушь из разряда "я же столько денег потратил, как моя система может быть слабее?". Замечу, что в большинстве случаев игры с РС сравнивались с устаревающей Сони-один, в то время как появилась Сони-два, с которой и надо было сравнивать. Но нет...
"Частота кадров на компе выше" А уж как РС-шники кичились своими "тенями" да тому подобной мишурой, так это даже стыдно вспоминать. В то же время приставочные игры отличались высочайшим качеством текстур и так далее, не размениваясь на ненужные навороты.
Во времена Сони-два получила развитие еще одна теория: "Приставки тормозят развитие компьютерных игр" Типа, вот портируют нам всякий хлам, а мы из-за этого получаем плохие игры, ну это ж ясно - приставки. Самое смешное, что ни один из этих веселых-клоунов журналистов не вспоминал о том, что самые мощные игры так и остались на приставке, и что мультиплатформа редко отличалась супер-графикой даже на РС.
Но вот мы плавно перешли в эпоху PS2, когда ложь уже была обоюдной.
|