Примечания. 1 В тексте стоит «донских», но это явная описка.
1 В тексте стоит «донских», но это явная описка. 2 По Г. де Боплану, максимальное число запорожцев в набеге составляло 6—10 тыс. человек. П. делла Балле для более раннего периода определял этот максимум в 7—8 тыс. 3 Интересно, что Эвлия Челеби, описывая путешествие по Дону 1667 г., называл донских казаков «запорожцами». Не он один из тогдашних сторонних наблюдателей путал донцов и запорожцев. 4 Из донских казаков в значительной степени состояла личная охрана Б. Хмельницкого в период освободительной войны, и это несмотря на сложные тогда украинско-донские отношения. В хрониках XVII—XVIII вв. описан подвиг «нового Геркулеса» этой войны, безымянного казака, геройски сражавшегося до последнего вздоха в лодке на озере у Берестечка и с презрением отвергнувшего королевское помилование, — согласно Иоганну-Георгу Шледеру, он был «москвитином». 5 Попутно укажем здесь на довольно странный вывод В.А. Бреху-ненко, проистекающий из преобладания запорожцев и учитывающий, как говорит автор, «сопоставление качественных характеристик морских вылазок, осуществляемых совместно и однолично донскими казаками». Согласно историку, в первой половине XVII в. «именно участие запорожцев в предпринимавшихся с территории Дона походах на Турцию и Крым обеспечивало этим походам мощь и разрушительную силу». Понятно, что чем больше участников похода, особенно опытных, тем значительнее сила их ударов. Но можно подумать, что донские удары без заметного участия запорожцев были вялыми и неэффективными. Добавим, что сопоставления именно качественных, а не количественных характеристик донских и совместных, донских и запорожских, походов и их результатов никто из историков, в том числе и В.А. Брехуненко, еще не проводил. 6 «Было бы интересно, — пишет автор, — если бы в турецких архивах можно было установить турецкий оригинал этого документа». 7 Автор, может быть, имел в виду «нероссийскую» часть Украины? 8 У Э. Хеша также фигурирует 1648 г. К сожалению, мы не смогли познакомиться с его статьей: Ноsch Е. Dеr türkisch-kosakische Vertrag von 1648 / / Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. В., 1980. 9 И. Срезневский ошибочно употребляет определение «неапокрифический» вместо «апокрифический». 10 Ю.П. Тушина в отношении сильных позиций украинского купечества на Черном море поддерживает В.П. Кривонос. 11 В более ранней работе Ю.П. Тушина читаем: «Договор 1649 г., так по существу и не претворенный в реальность в своих основных статьях, все же имел известное практическое значение для обеих сторон. Вследствие договора прекращаются морские походы запорожцев. Правда, договор является не единственной и далеко не главной причиной подобного положения. Все силы Украины были вовлечены в освободительную борьбу против шляхетской Польши, что исключало возможность войны на море, столь характерной для первой половины XVII в.». 12 Автор, кстати, не читал сам договор, поскольку утверждает, что он был заключен будто бы на 99 лет. 13 Впрочем, еще задолго до Ю.П. Тушина некоторые авторы утверждали, что «запорожцы в то время на кораблях и галерах вели свою торговлю; следовательно, у запорожцев были корабли и галеры». В.В. Мавродин в предисловии к книге Ю.П. Тушина говорит только о торговле по Днепру на турецких судах и о том, что Сечь фактически контролировала эту днепровскую торговлю. Военное использование казаками захваченных турецких галер — это особый вопрос, которого мы здесь не касаемся. 14 Некоторые авторы в свое время полагали, что рассматриваемый дот-вор будто бы существовал еще в конце XVI в. и был лишь подтвержден при Б. Хмельницком, а Н.П. Загоскин утверждал, что такого рода договор был не один: «Неожиданные набеги казаков на берега Турции и Крыма побуждали турецких султанов вступать с ними в мирные договоры, которыми запорожцам подобно тому, как некогда и южным руссам, константинопольские властители предоставляли за прекращение набегов свободу морского плавания и торговли, договаривались с ними относительно взаимного охранения товаров, взаимной помощи судам и их экипажам, — словом, входили в соглашения, близко напоминающие собою соответствующие определения старых русских договоров с греками». Касаясь «договора» XVI в., Ю.П. Тушин пишет, что точка зрения Н.А. Марковича, А.А. Скальковского и др. «ничем не обоснована, кроме весьма шатких предположений», и добавляет, что в том столетии казачьи морские походы «еще не были ни регулярными, ни крупномасштабными» и что «казачество еще не получило решающего преобладания на море», иными словами, отсутствовали условия для заключения подобного договора. Добавим, что рассуждения о нескольких казачье-турецких договорах совершенно умозрительны и не основаны на источниках. Любопытно еще, что авторы находят параллели у договора 1649 г. и древнерусско-византий-ских соглашений, не замечая определенного сходства этого договора с европейско-турецкими «капитуляциями» более близкого времени. 15 Впрочем, историк говорит, что казаки при Карахармане и в бою 1640 г. нападали на турок из озера Разине, и после сказанного, учитывая, что Карахарман и Сизеболы расположены вовсе не рядом друг с другом, становится совсем непонятно, о чем идет речь. 16 Посылку галер привязывает к Петрову дню и Н.А. Мининков. У него же сказано, что В.Д. Сухорукое ошибочно относит поход к 1628 г., однако это недоразумение: В.Д. Сухорукое четко говорит о 1629 г. 17 Здесь автор в примечании дает грамоту на Дон, в которой царь угрожает от себя «великой опалой и... великим наказаньем», а от Филарета — «вечным запрещеньем». Но эта грамота датирована 2 июля 1629г., тогда как, по В.Д. Сухорукову же, события, о которых он далее рассказывает, происходили до 1 мая. Хотя, заметим, казаки, собираясь в походы, и без подобных грамот знали о будущем гневе царя. 18 У автора нет отсылки на источник, в котором говорилось бы о «вольнице», ссоре в кругу и т.п. Поэтому возникает вопрос, не отредактирован ли этот текст, чтобы показать неповиновение царским требованиям именно «нерассудительной» и малой части казачества. 19 Н.И. Костомаров, Д.И. Эварницкий и Ю.П. Тушин в этом списке почему-то опускают Мидье, и все говорят о «разорении» гаваней (у Д.И. Эвар-ницкого даже: «взяли и разорили гавани»), хотя, как отмечалось, гавани разорить нельзя. 20 С. Рудницкий и М.С. Грушевский к 1629 г. относят письмо Мурада IV польскому королю Сигизмунду III с сообщением о том, что люди с берегов Черного моря, «как со стороны румелийской, так и ассирийской (малоазий-ской. — В.К.), приходили в Константинополь с жалобами, что казаки во множестве лодок пришли на море и причинили большие потери, грабили и разрушали города, села и поселения». В публикации документ помечен 1628г. См. также письмо каймакама королю о гом же: 249, с, 76—77. 21М.С. Грушевский называет везира Кенан-пашой, Н.И. Костомаров и за ним Д. И. Эварницкий— Кеенан-пашой, Б.В. Лунин— Кинан-пашой. У Н.И. Костомарова и Д.И. Эварницкого он командует 40 галерами. 22 По И.Ф. Быкадорову, монастырь «был расположен в большом поселении», по К.К. Абазе — «возле Цареграда», что неверно. Как увидим, некоторые авторы располагают обитель даже на Босфоре. 23 Ю.П. Тушин на основании этих и ранее приведенных данных делает следующее, в целом неверное обобщение: «Более 3 тыс. запорожских и 2 тыс. донских казаков успешно действовали (в 1629г. — В.К.) уКилии, Измаила, Балчика, Варны, Сизополя, Кара-субазара и других приморских городов». Выходит, что всего казаков было свыше 5 тыс. 24 От этого пункта до Стамбула по прямой примерно 180 км. У В.А. Брехуненко в одном месте фигурируют 200 верст, в другом 100. 25 У Н.А. Мининкова — Инварны. 26 Вопреки источнику С.А. Холмский уверяет, что эскадра настигла тех же казаков, что были в монастыре. По Л. Подхородецкому, эскадра, не найдя флотилию из 80 судов, на обратном пути случайно столкнулась с 8 запоздавшими чайками, обрушилась на них и, наконец, одержала победу. На основании чего автор говорит об обратном пути и запоздавших судах, неизвестно. С. Рудницкий утверждает, что Порта была вынуждена послать на Черное море капудан-пашу, который смог захватить лишь некоторое число чаек. Сведений о посылке главнокомандующего флотом в 1629г. на Черное море мы не имеем. 27В. Б. Броневский подчеркивает, что казаки на допросе не убоялись смерти, заявляя, что царь здесь не причем, и все были «преданы лютой казни». 28 Осенью 1629г. татары действительно совершили крупное нападение на польские земли. 29 В.А. Голобуцкий пишет, что после случая у монастыря султан категорически требовал от польского короля «черкас из Запорог свесть», угрожая в противном случае войной, но правительство Речи Посполитой отвечало, что ничего не может сделать, и, кроме того, ссылалось на сочувствие к казакам со стороны известной (христианской) части населения Турции. 30 Отметим разночтения. У С.В. Величко: «превеликий султанове»; у Д.Н. Бантыша-Каменского: «при великом султанове»; у Н.А. Марковича, по-другому расставляющего запятые, получается, что казаки окурили стены Стамбула «при великом султане». Селения у С.В. Величко «отлеглейшии», у Д.Н. Бантыша-Каменского «одлеглейшие» (по-польски оdieglejcy — отдаленный, далекий). Последний историк и Н.А Маркович пишут: «толь щасливе». УС.В. Величко: в «летописних книгах». 31 В.И. Сергийчук считает, что, вполне возможно, вождем был И. Сулима. 32Версию Ф. Устрялова затем повторяет А. В. Висковатов. 33 Речь идет о мужском монастыре Иоанна Предтечи, располагавшемся «блиско Болотцких ворот... за городовою стеною на самом море» (у ворот Балаткапусы в глубине Золотого Рога). В османской столице был тогда же и одноименный женский монастырь — «у Ядринских ворот». Обе обители имели связи с Россией. 34 Конец фразы («вплоть... империи») у автора взят в кавычки, но сноска не приводится. 35 Текст уточнен по Н.А. Мининкову. 36 Ю.П. Тушин говорит об этом походе и захвате, ссылаясь на Э. Дортелли, однако у него нет таких сведений. 37 И.Ф. Быкадоров полагает, что это в 100 верстах от Стамбула. 38 У А. Ситона говорится, что в 1630 г. запорожцы вместе с донцами снова штурмовали Константинополь, но источники это не подтверждают. 39 На Черном море известен еще один Ямбол: польский автор XVI в. Мартин Броневский называет Ямбольдом и Ямболем Балаклаву. 40 По Эвлии Челеби, именно он строил в 1625 г. замки на Днепре для непропуска запорожцев в море, что, впрочем, не согласуется со сведениями И. фон Хам.мера. 41 Между прочим, некрасовцы были известны в Турции как отличные мореходы. В XVIII в. еще из Кубани они добирались до Стамбула и устьев Дуная, а в XIX в. из Мраморного моря ходили в Черное море к Дунаю, Синопу, Самсуну и Трабзону и в Средиземное к берегам Греции и арабских стран. «Недаром отважные предки нынешних майносцев, — замечал В.Ф. Минор-ский, — удивили некогда турецкого султана своим появлением на Босфоре...» 42 А не ранней весной, как указывает В.И. Сергийчук. 43 Ср. у В.Д. Сухорукова: «Турки и крымцы их (казаков после 1637 г. — В.К.) боялись; султан опасался, что не уцелеть ему в Царьграде, а двор его откровенно сознавался, что казачий Азов сделался для них "пуще и тошнее Багдада"». Н.А. Полевой утверждал, что «весною 1638 года тысячи лодок казацких рассеялись по Черному морю. Ужас распространился от них по берегам Анатолии: Трапезонт, Синоп, Риза, самый Царьград были угрожаемы опустошением и пожарами. Гарнизоны турецкие, заставаемые врасплох, перехитренные казаками, не могли защищать жителей. "Азов становится нам тошнее Багдада!" — говорили турки». Упоминаемый здесь Багдад явился для турок камнем преткновения в войне с Персией, а «тысячи лодок» и т.п. — явное и сильное преувеличение. Впрочем, именно такого нашествия казаков и опасались в Турции. На тесную зависимость положения османской столицы от обладания Азовом указывалось и впоследствии, уже в петровское время, в 1696 г. на совещании у великого везира: «Помилуй Бог, если враг веры овладеет Азовом! Тогда не только побережьям Черного моря, но и самому Стамбулу не будет покоя». 44 Автор — член посольства Збигнев Любенецкий. 45 У Константина Базили есть рассказ о набеге донцов на Босфор в 1641 г.: «... север послал на этот берег вместе с тучею Черного моря тучу своих буйных детей. Несколько тысяч Козаков на ладьях переплыли море и налетели на Босфор. Крепости их не удержали; удалые витязи Дона и Азовского моря успели ограбить берега Босфора до самого Неохори (Еникёя. — В.К.), прежде нежели султан Ибрагим выслал на них флот и войско (1641 г.)». Однако это чистая фантастика, являющаяся отголоском прежних набегов на Босфор. 46 О посвященных ей переговорах Польши, Венеции и Ватикана см. главу XII.
|