Интерьер торговых помещений: элементы, виды, тематическая концепция
В ресторанах современной постройки фасад ресторана оформляют лаконичными декоративно-художественными средствами, добиваясь обилия света и простора в помещениях. Часто поверхность фасада делают остекленной, используя зеркальное полированное стекло. Сплошное и частичное остекление позволяет применять декоративные витражи с подсветкой. При этом вполне уместно устраивать тут же внутренние дворики и газоны. Таким образом, фасад как бы вписывается в окружающую среду, т.е. создается художественно-эстетическое единство архитектурного образа и природы, что создает у потребителей хорошее настроение, вызывает положительные эмоции. Иногда в оформлении фасада применяют прием контрастного сопоставления, используя соседство зеркального полированного стекла, неотштукатуренного кирпича, «рваного» камня, необработанного дерева, «грубой» керамики. В оформлении фасада ресторана могут применяться и элементы композиции национального зодчества. С этой целью проектировщики вводят в фасады зданий элементы национального декора и традиционные отделочные материалы. В вечернее время внешний вид ресторанов во многом зависит от правильного освещения. Наружное освещение обычно выбирают таким, чтобы оно подчеркивало достоинства архитектурных форм, выявляло характер предприятия, обозначало подходы к зданию. Рационально выбранное освещение — важнейший фактор привлечения внимания посетителей. Для кафе или ресторана, расположенных в тихом уголке города, вдали от городского шума, предпочтительно спокойное освещение. На шумных городских магистралях, насыщенных автотранспортом, освещение может быть более динамичным и ярким. Освещение, заливающее светом окружающее ресторан пространство, уместно, однако, только в том случае, когда зал расположен на втором или третьем этаже здания. Если же зал ресторана находится на первом этаже, то в вечернее время для посетителей, сидящих за столиками в зале, яркий свет будет неприятен, а администрации придется изыскивать средства защиты от света, падающего снаружи через окна. Таким образом, чтобы вход в ресторан был заметным еще издали, необходимо добиваться гармоничного сочетания архитектурных деталей фасада и его освещения в вечернее время. Вход в ресторан должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В ресторанах с количеством мест в зале более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для обслуживающего персонала. Над входом ресторана должен быть устроен выносной козырек. Это один из признаков заботы о гостях ресторана. В дождливую или снежную погоду под ним можно отряхнуть зонт и привести в порядок обувь. Разумеется, фасад во многом выигрывает, если правильно выбран тип входных дверей: стеклянные, полустеклянные, из матового стекла, прозрачные, деревянные, металлические. Выбор навески двери (вращающейся или двустворчатой) зависит от интенсивности потока посетителей в час «пик», наличия запасного выхода и других факторов. Конструкция двери не должна вызывать затруднений при регулировании потока входящих людей в напряженные часы. Наиболее удобной признана вращающаяся дверь, однако такая конструкция не всегда согласуется с типом ресторана. Во всех случаях входная дверь должна быть хорошо видна, доступна с улицы и не затруднять вход и выход посетителей. У входа в ресторан устраивают вмонтированные в ступени скребки, решетки или металлические сетки для очистки обуви от грязи. Не помешают урна, высаженные в ящики, вазоны цветы и трава, небольшая скамейка. В ресторанах на 100 мест и более, расположенных в районах с температурой наружного воздуха – 15 оС и ниже, входную дверь оборудуют воздушно-тепловой завесой. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, назначения, юридического лица (местонахождение собственника), информации о режиме работы, об оказываемых услугах. Объявления, которые вывешивают на дверях, в определенных случаях лучше изготавливать из металла (методом глубокой гравировки) или органического стекла. В вестибюле ресторана устанавливают светящееся табло, показывающее данные о наличии свободных мест в зале. Уместна и другая информация, например, о составе оркестра, солистах, музыкальной программе. Причем полезно приводить не только перечень исполняемых песен и мелодий, но и указывать количество и продолжительность перерывов в работе оркестра. Ресторан — это не место, где посетитель может просто поесть, для этого существуют фаст-фуды {fast food — быстрое питание). В ресторан люди приходят для того, чтобы насладиться кухней и атмосферой красоты праздника. Гости выбирают ресторан «под настроение»: иногда человеку хочется отведать что-нибудь восточного, в другой раз — из меню итальянской или франзузской кухни, в третий — блюда из морепродуктов. При этом посетитель ориентируется не только на оригинальные блюда, но и ресторанный интерьер, его детали. Например, если в рыбном ресторане на столах поверх белой скатерти положены сети с настоящими ракушками, это и есть та самая «изюминка» в интерьере, которая притягивает гостей.
Рисунок 1 - Оформление интерьера зала ресторана
Все реже встречаются интерьеры ресторанов с тяжелыми хрустальными люстрами, турецкими шелковыми коврами типа «эре- ке», золотым покрытием потолка, венецианскими зеркалами, посудой Villeroy & Boch. Интерьерам такого типа противостоит сочетание камня и благородного дерева с керамикой, витражами и кованым железом, хотя и этот вариант среди ресторанов считается тяжеловесным. Достаточно взвешенным будет сочетание стиля французского «кантри» с такими элементами «рустик», как посудные шкафы и оловянная посуда, сбалансированное ненавязчивой элегантностью хорошо подобранных скатертей, занавесок и салфеток. И, конечно, камин, создающий ощущение тепла и уюта, с притягивающим взор огнем на приятно потрескивающем и ароматно дымящимся полене. Небольшие клубные рестораны на 40—60 мест открываются повсеместно, нередко представляют собой элитные заведения с белыми стенами, антиквариатом, стеклянными витринами, холодными тонами. В ресторанном музее регулярно меняются экспозиции фарфора, ковров, ваз. Также рестораны могут сочетать в себе элементы и кафе, и бара: единственный зал разделяют на две части. В первой части зала посетитель может отдохнуть: посидеть на диване, слушая музыку, или устроиться у барной стойки. Вторую часть зала оформляют в более строгом ресторанном стиле. В качестве базовых правил формирования имидж-интерьера можно использовать следующие: - не стоит гоняться за каким-то особенно модным стилем в оформлении интерьера заведения; - нецелесообразно загромождать торговый зал заведения всякими роскошными предметами и безделушками (это дорого и нео- правдано); - главной заботой ресторатора должны быть цвет, фактура и уют в торговом зале (приоритет отдается теплым, спокойным тонам); - особо пристальное внимание уделяется «мелочам»: скатертям, салфеткам, шторам, коврам, столикам, стульям.
Рисунок 2 - Оформление интерьера зала ресторана
Интерьер предприятия общественного питания — это своего рода ансамбль, в котором взаимное соответствие отдельных элементов связано единым замыслом архитектора. Единство стиля в интерьере достигается соотношением объемно-пространственно- го решения, цветовой композиции, приемов освещения и декоративных элементов. Известно, что от интерьера во многом зависит не только настроение посетителей, но и условия работы персонала, культура и качество обслуживания, т.е. помимо эстетических функций интерьер выполняет еще и утилитарно-функциональные: обеспечивает оптимальные условия для обслуживания, создает комфорт. Объемно-планировочные решения залов ресторанов, создание интерьеров выполняют с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного предприятия и в зависимости от его места расположения, назначения, характера окружающей среды. Все виды интерьеров можно условно разделить на две группы: динамическую и статическую. Интерьеры пе рвой группы объединяют внутренний объем зала, холл, лестницы, вход и пространство перед входом в единую композицию (раскрытый внутренний объем). Такое решение характерно для ресторанов, расположенных за городом, в лесопарковой зоне или в районах с богатыми архитектурными формами старинных ансамблей. Предприятия подобного типа могут иметь часть зала, как бы вынесенного непосредственно на открытый воздух. В таком случае посетитель, пришедший в ресторан, сохраняет тот эмоционально-психологический настрой, который он получил в результате пребывания в лесопарке или осмотра памятников архитектуры. Эмоциональное воздействие усиливается за счет того, что элементы окружающей среды (камни, деревья, вода, растения) незаметно переходят во внутренний объем, создавая общий интерьер единого стиля и композиции. Для интерьера второй группы характерно так называемое замкнутое решение внутреннего пространства зала ресторана. Этот тип интерьера используют чаще всего для тех ресторанов, которые расположены в городской черте или имеют в своем оформлении национальный колорит. Для крупных ресторанов характерно строгое оформление залов подчеркивающее обстановку торжественности, праздничности. В таких ресторанах используют прием постепенного перехода от входа к залу. В других ресторанах применяют оформление, при котором создается резкий контраст между холлом, вестибюлем и залом, что придает последнему обстановку торжественности. Основные принципы создания интерьера современного ресторана — комплексность и «фирменность» в оформлении. Стремление придать каждому предприятию индивидуальные черты должно сочетаться с использованием типовых модульных элементов для оформления его залов. Сборно-разборные модульные конструкции позволяют максимально трансформировать внешний вид зала ресторана за счет цвета, фактуры покрытия и других средств. Главная цель при проектировании интерьера — создание такой среды, которая являла бы собой значительный контраст с повседневностью. Кстати, об этом напоминал великий русский физиолог И.П. Павлов. Он настаивал, что помещение, где принимают пищу и отдыхают, ничем не должно напоминать о работе, повседневных хлопотах. Все свои заботы человек должен оставлять на пороге. Подобный контраст, подчеркивал ученый, благотворно действует на организм, укрепляет нервную систему, нормализует пищеварение. Поэтому в интерьеры ресторанов дизайнеры стараются не вводить то, что придает помещению холодную официальную «окраску»: пластик, стекло, металлический профиль, поскольку эти материалы широко используют в массовом масштабе при отделке магазинов, павильонов, кафе. Ощущение домашнего уюта создают применяемые для отделки интерьера поролон, войлочное покрытие, дерево. С их помощью можно создать в интерьере небольшие уголки, располагающие к интимной беседе, отдыху, а главное, подобрать любые сочетания в окраске пола и стен, потолка и стен. Интерьер включает объемно-пространственное, планировочно-технологическое решение помещений, их освещение, цвет стен, пола, потолка, отделочные материалы, декоративные и рекламные элементы, размещение и оформление технологического, холодильного, торгового оборудования, мебели, посуды. Замысел интерьера определяется как ассортиментом блюд (например, блюда национальной кухни или только лишь рыбные блюда), так и местом расположения ресторана, его историческим прошлым. Рестораны в виде всевозможных «мельниц», «почтовых станций», «трактиров», «кавказских аулов» подсказывают и экзотический характер интерьеров. Специфика каждого ресторана подчеркивается в оформлении интерьера. Особые требования предъявляются к интерьерам так называемых тематических ресторанов. Ресторан-трактир — заведение особого рода, немного напоминающее настоящий русский трактир традиционным запахом дерева и домашних пирогов, атмосферой деревенского спокойствия и размеренности. Оригинальные дизайнерские решения ресторана-трактира наглядно демонстрируют, как любой, даже незначительный штрих в оформлении интерьера (оттенок дерева, детали мебели, нюансы освещения) участвует в создании антуража. Атрибуты: стена, выложенная сосновыми бревнами, дощатые полы и потолки, резные перила, висящие на стене кочерга и веретено, колесо и гармонь — все это погружает гостя в атмосферу большого добротного дома. Впрочем, возможен и другой вариант: сказочный теремок будто срисованный с детской книжки. Огромная деревянная люстра в виде колеса с лампочками-миньонами вместо свечей, незатейливые сельские пейзажи в рамках, охотничьи трофеи в виде медвежьей шкуры, головы оленя, чучела вальдшнепа, а у входа в ресторан-трактир — крестьянская телега, заставленная закусками, — такова дизайнерская концепция заведения подобного типа. Мебель, нехитрая сельская утварь и внутренняя отделка должны настраивать гостей на легкий, веселый лад. Предметы быта, взятые из подлинного деревенского обихода, а не из театрального реквизита, становятся зачастую вполне функциональными.
Рисунок 3 - Оформление интерьера зала ресторана
Добиться фирменного стиля или глубокой индивидуальности в оформлении ресторана можно в том случае, если художественные мотивы, положенные в основу интерьера, дополняют такие элементы внутреннего убранства, как мебель, посуда, обложка меню, форменная одежда обслуживающего персонала, оригинальное освещение.
|