Студопедия — Заимствования из других религий
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Заимствования из других религий






«Вавилонский плен оставил следы и на самом содержании религиозных верований евреев. В тексте Библии имеются ясные отпечатки влияния вавилонской космогонии и демонологии. Например, крылатые херувимы, часто упоминающиеся в Библии, не что иное, как вавилонские керубы, мифические крылатые быки. Ассирийско-вавилонский культ Мардука и Иштар отразился в библейском рассказе о Мардохее и Есфири (книга Есфири), когда иудеи спаслись от грозившей им погибели. В память этого спасения будто бы и установлен праздник пурим; в действительности же, как считают исследователи, праздник этот тоже вавилонского происхождения (у вавилонян загмук). Наконец, рассказ о сотворении мира Богом, изложенный в первых главах книги Бытие, тоже носит на себе следы вавилонского мифа о начале мира (таблички «Энумаэлиш»). Библейское имя первого человека — Адам — сходно с именем первого человека по вавилонскому мифу — Адапа.

Впрочем, космогонические представления евреев были путаны и сбивчивы. В первых главах книги Бытие переплетено два разных рассказа о сотворении мира и человека. По одному рассказу, Бог создал сначала человека (мужчину), потом посадил райский сад, куда поселил человека, потом решил создать человеку помощника и для этой цели создал разных животных; человек «нарёк имена» им всем, однако пригодного помощника среди них не нашёл; тогда, наконец, Бог создал женщину, взяв для этого у человека во время сна ребро (Быт. 2:7-22). По другому рассказу, Бог творил мир в течение шести дней, из них в пятый день создал рыб, пресмыкающихся и птиц, а в шестой день — наземных животных и в самом конце человека, притом одновременно мужчину и женщину (там же, 1:20-27). Расхождений немало и дальше. По мнению Ю.Вельгаузена, текст второй главы Бытие принадлежит Иеговисту [213], и он был построен на народных легендах, богатых мифологическими и другими подробностями; более же поздний текст (первая глава Бытие) взят из Жреческого кодекса [214] и отличается сухим догматизмом.

Библейское сказание о грехопадении и о происхождении смерти (бог наказывает первых людей за нарушение запрета вкушать плоды с одного из деревьев) представляет искажённый вариант вавилонского мифа о происхождении смерти. В вавилонском мифе мотив смерти логически обоснован: он связан с разногласиями между богами и ошибкой первого человека; в библейском же мифе этот мотив логически не обоснован; тут один и тот же всемогущий Бог даёт человеку бессмертие и сразу же его отнимает».

 

Миф о грехопадении — один из стержневых мифов Библии, который лёг в основу всей библейской эсхатологичности истории, а также и в основу ритуального «очищения» от «первородного греха». Главный культ библейского христианства (крещение) обосновывается необходимостью «перерождения» («смерти и воскресения»), поскольку якобы все рождены в грехе, что является следствием грехопадения первых людей и следующей за этим якобы порочностью зачатия.

В действительности же вера в грехопадение — следствие древней восточной мифологии, в которой как правило «догреховный» период человечества называется то «золотым веком», то временем, когда люди не знали зла и вражды между собой. Скорее всего это ностальгия о предыдущих погибших глобальных цивилизациях (одной или нескольких), в которых толпо-“элитаризм” был настолько устойчив, что разные сословия были довольны своим положением и не роптали, ища социальную справедливость. Достичь такого спокойствия высшему “жречеству” и “элите” удалось вследствие полноценного овладения генетическими технологиями по изменению «человеческой» породы: рабы рождали рабов; “элита” — “элиту”; а “жречество” и высшая “элита” выступали в качестве бессмертных богов (полубогов), которым поклонялись низшие сословия, рассматривая иерархию как вполне нормальное явление.

Именно такой порядок стал устанавливаться в самых первых национально-государственных цивилизациях современного мира — Египте и Междуречье (Вавилонии), а вслед за ними и во многих восточных культурах.

Поэтому миф о грехопадении помимо эсхатологичности плох тем, что он поддерживает иллюзии о том, что раньше люди жили правильно. Верующие в это миф зачастую восхищаются известными им древними иерархиями. Другие, веря в эсхатологию грехопадения, видят выход из греховности общества лишь в глобальной катастрофе, после которой в результате страшного суда души получат своё. Но этот исход и прописан почти во всех восточных мифах, как результат разрешения первичного грехопадения после продолжительных мучений людей в течение существования цивилизации.

Ясно, что рассказ о грехопадении является мифической основой для доктрины посмертного воздаяния. Эту основу и употребили составители Нового Завета, вогнав суть восточной эсхатологии в его последнюю главу — Апокалипсис. Веря в грехопадение, люди, отбирают у себя самих желание наводить божеский порядок на Земле, не дожидаясь глобальной катастрофы, которую они и программируют своей верой в писания.

 

«В библейском сказании о всемирном потопе почти дословно повторяется вавилонский миф о потопе: Ной, спасшийся от потопа в ковчеге — это вавилонский Утнапиштим. Но и в этом библейском рассказе нарушена логическая связь, которая есть налицо в вавилонском мифе: там бог Эа, вопреки верховному богу Энлилю, спасает от гибели своего любимца Утрапиштима и тем самым не даёт погибнуть всему человечеству; в Библии же и гибель, и спасение от гибели людей приписаны одному и тому же всемогущему Богу».

 

Действительно, “характер” единого библейского Бога (правда несколько по-разному представляемого иудеями и “христианами”), складывался из черт “характеров” разных племенных еврейских богов (Яхве, Элохим и т.п.) и богов пантеонов религиозных систем, с которыми исторически имели дело евреи до формирования основных книг Библии. Все эти боги были и злыми, и добрыми, иногда были злые боги и добрые боги, которые друг с другом воевали. Засадив противоречия “характеров” племенных и национальных богов в “характер” единого библейского Бога, составители Библии сделали последнего поистине шизофреником, меняющим своё настроение, как люди с неустойчивой психикой.

В действительности же, Бог всегда Добрый и не уничтожает людей и целые цивилизации по своей злобной прихоти, либо «от плохого настроения». Он лишь предопределяет в своей Мhре-Предопределении границы дозволенного людям. Но люди, сами лишая себя чувства Мhры-Предопределения — вступают за его пределы, обрушивая при этом сами на себя механизмы самоуничтожения, заложенные Свыше в Божий Промысел. Так и гибли предыдущие цивилизации, исчерпывая Божье попущение в отношении их греховности. Но, прежде чем попытаться перейти границы попущения, люди милостиво получали Свыше от всегда Доброго Бога неоднократные предупреждения об опасности. Будучи глухи к Языку Жизни, они игнорировали последние. Поддерживать дольше заложенного в Промысел срока (этот срок — часть Промысла) угнетающую греховность людей на Земле Бог не может: смысла в этом нет, поскольку остановка духовно-нравственного развития людей не вписывается в гармонию Вселенной.

 

«Помимо вавилонского влияния иудаизм испытал на себе влияние, хотя и более слабое, идей маздеизма: с ним евреи должны были познакомиться, находясь под властью персидских царей (VI-IV вв. до н.э.). Вероятно, именно это влияние сказалось на появлении образа злого духа — сатаны, антагониста Бога. Первоначально подобный образ был чужд евреям, и в Библии его почти нет[215]. Идея зла выражается в Библии иначе: в виде служения евреев чужим богам, за что их наказывает свой настоящий Бог. Злые духи, посещающие иногда людей, исходят от того же Бога. По позднейшему христианскому учению, сатана (дьявол) соблазнил первых людей в раю, уговорив их съесть плод с запретного дерева; но в Библии эту роль соблазнителя выполняет не дьявол, а «змей», который «был хитрее всех зверей полевых» (Быт. 3:1). Только в книге Иова выступает сатана, который хочет погубить Иова, сломить его непреклонную праведность, но он делает это с разрешения того же Бога[216]. Пророк Захария рассказывает о своём видении, причём вскользь упоминает о сатане, которого он видел «пред Ангелом Господним» (Зах. 3:1-2). Любопытно как образ сатаны заместил в одном тексте образ Бога: во Второй книге Царств рассказывается, что Бог, рассердившись за что-то на израильтян, подсказал царю Давиду устроить всеобщую перепись народа, и за это тут же сам жестоко наказал весь народ (2 Цар. 24:1, 12-16), а в Первой книге Паралипоменон, где тот же рассказ переработан в позднейшем жреческом духе, уже не Бог, а сатана выступает подстрекателем Давида к переписи (1 Пар. 21:1)[217]. При всём том идея особого духа зла, противника Бога, идея царства зла, по существу, так и осталась чуждой еврейской религии[218].

Вообще, вплоть до эпохи диаспоры и до сближения с эллинистическими религиозно-философскими идеями иудаизм оставался почти непроницаемым для проникновения отвлечённых метафизических понятий[219]. Представления о загробной жизни, о бессмертии души, о загробном воздаянии и пр. в древнем иудаизме отсутствуют. И божья награда и божьи наказания совершаются здесь, на земле[220]; они постигают если не самого человека, то его потомство».

 

Нельзя исключать, что идея «богоизбранничества» ещё больше напиталась духом расизма (ритуальной и религиозной чистоты) именно после знакомства иудейской верхушки и её хозяев с персидским зороастризмом. Зороастрийская вера одна из немногих, в которой «чистота» ритуалов и разделение явлений, животных, птиц, растений и даже людей на «чистых» и «нечистых» была доведена до канонического “совершенства”. В Библии она просто пристёгнута к строгому монотеизму. При этом библейский Бог окончательно обрёл не только дуалистический “характер” (он в Библии бывает и добрый и злой), но и получил антипода — Сатану.

Кроме того, С.А.Токарев не достаточно отметил, что доктрина посмертного воздаяния появилась в Ветхом Завете (фрагментарно), скорее всего, только после тесного контакта с зороастрийцами. Ведь именно Заратуштра, как считается, первый чётко и логически безупречно сформулировал её, а персидские маздеисты развили её в стройное религиозное учение.

Доктрина посмертного воздаяния и разделение людей на сторонников библейского Бога и Сатаны — тоже взаимосвязаны и являются следствием воздействия на послепленный канонический иудаизм дуализма персидского зороастризма[221].







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 671. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия