Студопедия — Противоречивость новозаветных канонов и этики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Противоречивость новозаветных канонов и этики






«Сложная история развития христианских общин отразилась на христианской догматике. Едва ли найдётся в мире другая религия, которая заключала бы столько внутренних противоречий, нелогичности, несообразностей, как христианская. Если оставить противоречия между отдельными евангелиями как сравнительно маловажный факт и если ограничиться только основными понятиями христианства, то нельзя не подивиться непримиримыми противоречиями, которые мы здесь находим.

Идея всемогущего и всеблагого Бога резко противоречит идее страдающего Бога, искупающего своей смертью грехи людей [310].

Та же идея всеблагого, всемогущего Бога противоречит идее греховности всего человеческого рода, учению о загробном воздаянии и мучениях грешников [311]. Если Бог всемогущий[312], то он должен был устроить к всеобщему благополучию судьбу мира и людей, не обрекая вечной муке людей за то, что он сам же их создал дурными.[313]

Бросается в глаза логическая нелепость христианского догмата троичности Бога. Бог един и в то же время их три: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Бог-Отец посылает своего сына на землю, и тот там рождается от Бога-Духа Святого и женщины. Будучи на земле, этот Бог-Сын постоянно говорит людям, что он лишь творит волю пославшего его отца, а не свою; он молится своему отцу, прося у него силы, чтобы перенести тяжёлую казнь, просит даже избавить от этой казни[314]. И вот оказывается, что он, и его отец, и Святой Дух, который тоже является его отцом, оплодотворившим его мать — всё это один и тот же Бог. Понять это человеческим умом невозможно. Объясняется же эта путаница просто тем, что составные части пресвятой троицы взяты из разных источников: Бог-Отец — это еврейский Яхве-Саваоф; Бог-Сын — это мессия-спаситель, сложный образ которого мы уже выше рассматривали; Бог-Дух Святой — это плерома, отвлечённое божественное начало гностиков[315], которое ставилось ими неизмеримо выше еврейского Бога Яхве и даже отчасти противопоставлялось ему. Беспринципное соединение этих различных идей и дало христианству троицу.

Многочисленны и другие догматические противоречия и логические неувязки в христианском вероучении.

Эта противоречивость догматов, эта сложная идеология христианства порождены той ожесточённой догматической борьбой между отдельными направлениями, которая сама была отражением борьбы разных классовых сил и интересов, представленных в раннем христианстве. Но массы верующих отнюдь не смущались догматическими противоречиями. И это понятно.

Ведь христианство зародилось как религия рабов и угнетённых масс, которым меньше всего нужна была догматика; им нужна была вера в доброе божество, в Спасителя, нужно было религиозное утешение. Если вообще в религии эмоциональный элемент преобладает над рассудочным, то в массовых мессианистских религиозных движениях это сказывается особенно резко.[316]

Когда же в христианские общины стали вливаться люди иных классов — представители образованного римско-эллинистического общества, пропитавшиеся духом позднегреческой философии с её утончённым идеализмом — они принесли в христианство свои интересы и идеи, но связать концы с концами в догматике не удалось.

 

Как путана и сумбурна догматика христианства, так же противоречива и неясна его этика. Наряду с утончённой моралью стоиков, наряду с нравственными принципами, соответствующими настроениям рабов и угнетённых, в христианстве отразились грубые, отталкивающие понятия паразитов-рабовладельцев.

В самом деле. В евангелиях и посланиях можно найти ряд нравственных или чисто житейских высказываний, не противоречащих этике и житейской мудрости нашего времени. Например: дерево познаётся по его плодам; не следует вливать новое вино в старые мехи; никто не пророк в своём отечестве; никто не может служить одновременно двум господам; оскверняет человека не то, что входит в него, а то, что выходит из его уст; не ищи сучка в глазу брата своего, а сначала вынь бревно из своего собственного глаза; не человек для субботы, а суббота для человека; нетрудящийся да не ест и т.п. Все эти здравые моральные идеи взяты христианством из античных философско-этических систем, главным образом у стоиков, особенно у Сенеки — «дяди христианства», как его называл Энгельс.

Но тут же рядом с этими дельными моральными принципами, в новозаветной литературе, в том числе в евангелиях, встречаются и мысли, возмутительные для элементарного нравственного сознания. Иисус публично отрекается от своей матери и от братьев (Мф. 12:47-50). Он не отпускает своего ученика, желающего исполнить свой семейный и моральный долг — похоронить своего отца (там же, 8:21-22). Он ставит всем в пример жулика-управляющего, ловко избавившегося от заслуженного наказания, и по этому поводу даёт совершенно серьёзно, без всякой иронии, такой совет: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16:1-9). Наконец, даже с каким-то цинизмом смакуется евангелистами отвратительное моральное правило, что имущему надо ещё прибавить, а у неимущего отнять и то последнее, что у него есть: и это не случайная обмолвка, ибо мысль эта повторена в евангелиях пять раз — по два раза у Матфея и Луки и раз у Марка (Мф. 13:12; 25:29; Мк. 4:25; Лк. 8:18; 19-26). Всё это скотская мораль рабовладельцев и ростовщиков.

Противоречивость христианской этики была прямым отражением изменения классового состава христианских общин. Вначале они состояли из еврейской бунтарской бедноты и были проникнуты боевым апокалипсическим духом. Когда же этот дух выветрился (после поражения иудейского восстания), настроения угнетённых масс отразились в христианстве в виде прославления бедных и осуждения богатых: «Горе вам богатые! Ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк. 6:24-25). «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и я успокою вас» (Мф. 11: 28). «Так будут последние первыми, и первые последними» (там же, 20:16).

Однако, выражая сочувствие рабам и угнетённым, обещая им награду на небесах, авторы евангелий и не думали ставить вопрос об освобождении рабов здесь на земле. Рабство представлялось им вещью естественной и не вызывающей сомнений. А когда христианские общины стали пополняться и за счёт рабовладельцев, богатых, то в евангелиях ещё ярче отразился взгляд на рабов как на совершенно бесправные существа.[317]

Например, по словам Евангелия от Луки, Иисус даёт своим слушателям такие советы: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?» (Лк. 17:7-9). Автор подобного совета считал, видно, совершенно ненужным дать отдохнуть рабу после тяжёлой дневной работы.

Однако при всех противоречиях социальных и моральных принципов в евангельском христианстве всё же доминирует одна этическая норма: проповедь терпения, покорности, прощения обид. Именно в евангелиях эта проповедь доведена до крайности и, по существу, до невыполнимости. «Любите врагов ваших — учит Иисус — благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему другую» (там же, 5:39).

Христианская проповедь покорности и прощения с самого начала была на руку эксплуататорам»[318].







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 373. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия