Студопедия — Возьмите, далее, способы и характер распространения религии среди этих покоренных или вообще языческих народов.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Возьмите, далее, способы и характер распространения религии среди этих покоренных или вообще языческих народов.






Для примера можно взять распространение ислама и христианства... Что первый из них обязан своему распространению не мирному подра­жанию, а главным образом насильственному вкоренению его путем оружия (следовательно, путем приложения мотивационного и дрессиру­ющего влияния кар и наград) — это несомненно, пускалась в ход как посюсторонняя, так и потусторонняя санкция. То же в общем приложи- мо и к христианству. Мне вспоминается факт обращения в христианство литовцев, которых "сманивали" креститься путем дарения новообра­щенным бус, крестиков, белой одежды и т. д. Наряду с этим вспоминает­ся и факт крещения новгородцев, кратко резюмированный в поговорке Добрыня крестил мечом", вспоминаются те многочисленные факты, христианам среди покоренного народа или низшего класса делались ^возможные льготы и давались привилегии, вспоминаются средневе­ковые религиозные войны, борьба различных сект, выполнявшаяся не с °Льк° путем аргументов и доводов, сколько путем силы и оружия Рактикованием карательно-наградных санкций, — и во всем этом Все Чти не вижу добровольного подражания, но зато прямо бьют в глаза влыо°ЗМ0жнейшие способы реализации мотивационно-дрессирующего 1Ияния кар и наград.

стр е вДаваясь в дальнейшие подробности, можно сказать, что распро- ннй,?НИе тех или иных нравов, обычаев, правовых и моральных воззре- ^Утов*107^108' Религи вообще расширение социально-солидарных Только И аССИМШ1ЯЦИЯ одной группы другой в прошлом возможно было гр ад ПРИ помощи мотивационно-дрессирующего влияния кар и на- *ание Не в СИЛУ только простого подражания. Мало того, даже "подра- в значи^ Мод5" — специфическое явление нашего времени — и то тельной степени основано на мотивационном давлении этих

рычагов. Каждый подражающий моде подражает в большинстве сл\/ не просто в силу слепого подражания, а в значительной мере сознат но, побуждаемый наградно-карательными мотивами. Желание вызеЛь" к себе интерес, зависть, стать центром внимания и т. д. — с 0 стороны, и желание избежать насмешек, иронии, пренебрежения и во** ще самошокирования в области ли убеждений, привычек, нравов ^ в области костюма, прически, "манер" и т. д. с другой, — Все импульсы играют едва ли не основную роль и в "моде — подражании*»[84]

Таким образом, кары и награды, действуя снизу и сверху, служ. ' теми рычагами, которые устанавливают и поддерживают общественн^ солидарность, которая на первых порах групповой жизни без них i могла бы существовать. А существовать она не могла бы потому,что ит^ неприспособленности членов группы к общественному бытию, при конЛ ликтном характере развития группы (неодновременной смены шабло нов) группа без их принудительной силы неминуемо бы распалась. И чем большей была эта опасность распыления, тем интенсивнее действовали эти рычаги: тем мучительнее, жестче были наказания и тем неограничен­нее были награды... С развитием общественной жизни, с постепенным смягчением привычек, изменяемых и уничтожаемых этими рычагами иначе говоря, с постепенным ростом общественного приспособления характер их становится все мягче и мягче, все ограниченнее и ограничен­нее, и можно думать, что в будущем они будут близки к уничтожению.

В процессе исторической смены различных шаблонов эти рычаги напоминают жернова, которые размалывают беспощадно и неумолимо все то, что попадает под их действие. Поэтому, может быть, и не так ошибались полицеисты XVIII века (Вольф, Юсти и др.), когда придавали важное значение этим жерновам в деле государственного воспитания широких масс. Подобно этому прав и Тард, когда говорит, что "покровительствен­ные и запретительные меры... остаются могущественным оружием в руках правительств, даже единственным, при помощи которого они могут свободно и быстро действовать на пользу выгодных для них индустрий и в ущерб тем, которые им кажутся не заслуживающими доверия. Полицейские и уголовные законы аналогичны запретительным пошлинам: умело направляемые твердой властью, они дают заметный результат, иногда скорее поверхностный, чем глубокий, но часто решительный"[85].

Но еще большим значение кар инаград станет втом случае, когда мы примем во внимание, что исходящие от государства или официальной власти карательно-наградные санкции далеко не исчерпывают область этих санкций. Как мы видели выше, они исходят иисходили как от коллективов, так и от индивидов, как от посюсторонней, так и от потусторонней власти. И совокупности этих однородных явлений мы взначительной степени обязаны всем нашим прогрессом, нашей культурой ицивилизацией.

Плохо бы, однако, нас поняли, если бы подумали, что мы являемс какими-то апологетами санкций. Во избежание этого недоразумея заявим, что к таким апологетам мы не принадлежим. Но это не мешз

Тику-исследователю изучать явление так, как оно дано, и приписы- теор6 у те функции, которые оно действительно выполняло. Мы и ука­зав ^ а эту функцию, причем в термины "единство группы, солидар- зЫ&ае, ^ ^ ^ ^^ не вносим никакого оценочного элемента. Укрепление вОСТларности еще не значит восхождение с низшей морали на высшую. С°Л й)более сильная часть группы или более сильная группа имеет нормы дения и вообще культуру более низкую, чем побежденная часть, то, П°"ствуя путем кар и наград, она может принудить к более грубому ^изменному поведению побежденных, давно уже оставивших позади И бя эту ступень. В результате долгой дрессировки моральная совесть, ^ведение, нравы, обычаи и т. д. победителей и побежденных могутьсяи 'сделаться одинаковыми, а следовательно, слияние двух групп одно органически целое тело будет достигнуто, но эта солидарность будет достигнута не повышением, а понижением культурного уровня. Вообще говоря, кары и награды — слепые силы. Они чисты и непорочны, как дева, но, как за деву, за них нельзя поручиться — какой они плод дадут. Характер этого последнего будет зависеть от того, от кого будут исходитьсанкции,против кого они будут направлены и какие цели достигаются ими. Если все эти условия положительны, то и плод может получитьсяхороший.Если они отрицательны, то и плод будет никуда не годным.

Нет сомнения в том, что было бы, конечно, лучше, если бы история человечества совсем не знала борьбы и конфликтов, проявляющихся внутри группы в виде междуиндивидуальных и официально-позитивных карательных и наградных актов, а вне группы в виде междугрупповых конфликтов — войн. Но такое состояние возможно было бы лишь тогда, когда социальная жизнь стояла бы на одном месте и не эволюционировала, или тогда, когда изменения внутригрупповых шаблонов поведения совер­шались бы одновременно и в одном направлении у всех членов группы, а равным образом слияние двух групп могло бы происходить мирным путем. Первое условие — совершенно невозможно и недопустимо.

Социальная жизнь в силу чисто механических причин, порождаемых самим фактом общения, не может стоять на одном месте и должна эволюционировать. А второе условие имелось бы налицо лишь тогда, когда люди с самого начала были бы "ангелами", поведением которых управлял бы всецело один разум. Но люди — не падшие ангелы... Напротив — ангельское состояние мыслимо как отдаленная цель буду­щего, как конечный результат продолжительной исторической дресси­ровки, совершавшейся в значительной степени механически, без какого бы то ни было целеполагания. Будучи вначале лишь разновидностью квотных со всеми животными свойствами, люди могли прогрессиро­вать также лишь наугад, случайно и стихийно.

Человечеству, находившемуся в таком состоянии, была поставлена епомерная задача. Ему было сказано: "Ты наделено всеми животными стинктами? тебе не дано ясного знания, тебе не дано и пастыря, который - к какой цели вести тебя и как нужно действовать, чтобы успешнее к ТигнУть этого желанного маяка.Ты предоставлено самому себе. Иди РУй Хочешь- Совершенствуйся — если можешь. Процветай и прогресси- 1лСЛИ ты это сделать в состоянии, если же не в состоянии — то погибай!" числ Чело*ечество все же не пбгибло. Ощупью, наугад, бесконечное *е ст- 0Ши^аясь> оставляя позади себя трупы и моря крови, оно все яМи ало на путь прогресса и жизни, а не на путь гибели, и с колебани- Но ЭС ОТКлонениями, с поворотами медленно пошло по этой дороге... ПрИшТо с™ило ему неисчислимых жертв и бесконечных страданий. МоглиЛОСЬдним "унавоживать" собой дорогу прогресса, чтобы другие пРойти по этой дороге. Нужно было выстроить из черепов одних

Пирамиды, из их трупов — гирлянды, из их страданий — предмет заба чтобы другие могли жить и двигаться вперед. Нужны были убийства, чтс^1, понять их недопустимость, нужны были зверства и жестокости, чтоб сделаться гуманными и воспитать в себе сострадание и любовь. ОдНиЬ1 словом, нужны были беспощадные кары и награды, чтобы сделать ^ ненужными в дальнейшем. Когда люди были зверями—тогда необходи^ были зверства, когда они будут ангелами, тогда санкции исчезнут.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 335. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия