Между различными группами, или между двумя частями группы, или между двумя индивидами благодаря конфликту возникает борьба.
Чем твеРже> устойчивее шаблоны поведения каждой из враждующих РУпп, тем ожесточеннее и свирепее война, которая кончается лишь Уничтожением одной из враждующих сторон. Примеров подобного ис- особ осо^енно много дает животный мир, где шаблоны поведения вил Устойчивы... Борьба за существование между различными исхода* животных может быть рассматриваема как частный вид этого Враж,Человеческая история дает немало примеров данного исхода,и рялДа ДВУХ Р°ДОв в древних общинах на почве кровной мести, сплошь войны М пРив°Дившая к гибели одной или обеих сторон; первобытные лениемМеЖД^Различными ГРУ1™*40» кончавшиеся поголовным истреб- сиканц Одно^ вороны; уничтожение целых народов, например мек- *ев и перуанцев, другими народами; все вообще войны народов, К»ига Бытия. Гл. 13:7—12. --------- г—,------------- r ------------------------------------- УбИЙст*л одним индивидом другого (убийство — месть, дуэль, смертные единки и т. д.) — все это различные иллюстрации данного исхо°~ и решения конфликтов. Таким образом, оба указанных исхода вел^а к распылению и разрушению группы, к ее распадению на две половин Г или же к гибели одной или обеих половин. bI II. Но возможен и иной исход. Разгоревшаяся борьба кончаете не полным уничтожением более слабой стороны, но насильственны* подчинением ее победителям; победители силой' принуждают nofo жденных поступать так, как требуют шаблоны поведения первых В этом случае единство группы или общества остается, но оно основывается не на "добровольном" "согласии" всех членов поступать определенным образом, не на консенсусе представлений должного поведения всех членов группы, а на насильственном принуждении одних другими. Равным образом из двух различных столкнувшихся групп может возникнуть одна группа, основанная на том же при- нуждении... Средствами "принуждения" являются те или иные акции и реакции, положительные или отрицательные, сознательно или бессознательно устанавливаемые. Существование подобных положительных и отрицательных актов, наказаний и наград, заставляющих одних насильственно поступать "против своей воли" так, как указывают другие, и служит свидетельством негармоничной, беспорядочной или конфликтной смены одних шаблонов взаимоотношений другими или одних шаблонных актов, приспосабливающих к социальной среде, другими. Сделаем резюме сказанному. Если бы в каждой социальной единице представления должного, запрещенного и рекомендованного поведения и соответствующее этим представлениям поведение были одинаковы у всех членов группы, то внутригрупповая жизнь и ее эволюция совершалась бы бесконфликтно* гармонично и не давала бы места никакой борьбе и никаким кризисам... Но предположение этого единства морального сознания недопусти мо. В каждый данный момент в "несвободных" социальных группах (то есть таких, выступление и выход из которых не зависят от воли индивида: государство, семья, тотем и т. д.) имеется налицо разнородность понимания должного поведения и в силу этого конфликт "убеждении. Раз этот конфликт дан, то группа может избегнуть конфликта взаимного поведения и тем, что она разделится на две или большее число частей (Аврам, Лот, патриции, плебеи и т. д.), или же в ней начнется борьба антагонистических сторон не на жизнь, а на смерть. Когда одна из борющихся сторон будет уничтожена — тогда вновь возможно мораль ное единство и бесконфликтное поведение другой стороны. й Оба эти "выхода", однако, являются более редкими, чем третий исход, а именно: насильственное подчинение одной части группы ДРУ^ и насильственное принуждение более слабой части к тому поведеник>' которое согласно с моральными воззрениями более сильной Средствами принуждения являются карательные и наградные акты. ^ Возможным монистически-бесконфликтное поведение внутри деЛа*°т и решаютгетерогенно-конфликтному поведению. Говоря образцу11111'1 служаттеми обручами, которые связывают группу в единство но, оН т возможности ей рассыпаться. Благодаря им делается возмож- и не или менее мирное общение антагонистических единиц. нЫг едовательно, внутри?рупповая роль кар и наград заключается в со- сохранении и укреплении внутригрупповой солидарности, в недопу- зд<1нии'^е распада, в подавлении взаимной борьбы и в приведении ее ан- ^eHU\Мистических элементов к общему моральному единству, что до- таг°,аемся при посредстве дрессирующе-рикошетного влияния санкций. С/ГШЬтсюда понятно, почему кары и награды даны в любой социальной е они неизбежны потому, что всегда в таких группах даны ан имистические элементы< д раз они есть? неизбежны и кары с награда- таГкаК следствие и симптом этого индивидуального антагонизма. МИ Иначе говоря, сами санкции есть скрытый вид борьбы, которая не ализуется, KOJlb СК0р0 нет нарушения "официального" требуемого поведения. Они только как бы висят в воздухе. Но коль скоро "преступ ление" совершилось — кары и награды принимают вещественную форму и поражают в тех или иных формах действительных или мнимых виновников. Часть их прямо уничтожается, иногда весьма мучительными способами. Часть изгоняется и становится "вне мира", без защиты и покрова. Часть изолируется по местам ссылки и заключения. Часть подвергается менее суровым наказаниям. Вместе с тем для большего устрашения других производится попутно ряд весьма поучительных демонстраций при этих мерах: выставляются напоказ головы, руки и ноги казненных, указываются те "деликатесы", которые постигнут виновника, и эти "деликатесы" аргументируются действительным их выполнением: сдирается публично кожа с виновников, их голые черепа подставляются под падающую каплями холодную воду, распарываются животы и извлекаются кишки, члены тела уродуются различными пытками: колесованием, вытягиванием жил, отсекаются руки и ноги, выкалываются глаза и т. д. и т. д.1 С другой стороны, дается ряд наград тем, кто верно и честно исполняет свой долг; эти награды сыплются в самых различных формах, перечислять которые здесь нет надобности. Такими путями устанавливается и поддерживается внутригрупповая солидарность. Она достигается, с одной стороны, прямым уничтожени- ем' Удалением и наказанием главных и наиболее упорных из "диссиденте*^ к° стороны — устрашением и терроризированием всех тех, то был бы склонен поступать не согласно с нормами более сильной ороны... А с третьей стороны, в том же направлении действуют В ^агРады, побуждая индивида иным путем вести себя "солидарно". Ге и получается "худой мир", но мир, а не постоянная борьба, чело аКИМ °^Разом» кары и награды, хотя и довольно дорого обошлись и ПоВечествУ' хотя и унесли в могилу несметное число жертв, хотя гРУшГИНИЛИ бесконечные страдания, но все же их основная роль внутри ва гоы закл*очалась в установлении, поддержании и укреплении единст- сот1т/ППы' взаимного консенсуса в поведении ее членов и вообще ^рности группы.
|