Я не говоряуже отом, что никто не пользуется этой нравственной лметикой при выборе благ, она, несмотря на ее ценность, не всегда арИФм же и для политики благ и наград1.
ГаД*Ла и все эти положения, как Менгера, так иБентама, не болееясны, сформулированное нами положение, а так как последнее свободночеМ ех недоразумений,которые неразрывно связаны с положением Мен- °Тра и Бентама, то само собой разумеется, что предпочтительна наша Формально она верна, но что уже каждому конкретно кажется «более желательным или нежелательным — награда ли в виде пищи, на обладания женщиной, или в виде денег, или в виде головы врага или ro-нибудь другого (вспомните Саломею и ее желанную награду ^ голову Иоанна Предтечи), или в виде вина, книг и т. д., — то одвести под один принцип все эти "награды" мы считаем немыслимым, ибо сама действительность здесь не монистична, а плюралистична. То же относится и к карам... Оценка тех и других различными людьми производится на основании различных мотивов — поэтому и наука, фиксирующая эти мотивы, принуждена изображать факты так, каковы они есть. Иное дело "политика" кар и наград. Здесь возможен и даже необходим тот или иной единый высший принцип, но у нас здесь о нем речь пока не идет. Дрессирующее влияние кар и наград В предыдущей главе мы занимались изучением вопроса, насколько можно изменить уже установившиеся шаблоны поведения, действуя путем кар и наград. В предшествующем мы видели, что это возможно, и установили некоторые общие положения, показывающие, от чего зависит успех или неуспех карательно-наградного давления. Здесь же мы займемся этим вопросом с другой стороны. Допустим, что кары и награды успешно действуют, то есть что под давлением этих санкций индивид совершает поступок, который без их давления не совершился бы; спрашивается, какие изменения произойдут в поведении индивида, если давление кар и наград будет продолжаться и впредь и так успешно? Возьмем для ясности конкретный случай. Предположим, что я "привычный" курильщик. Предположим далее, что издается закон, согласно которому каждый акт курения карается годичным заключени- вм в тюрьме, а каждому отставшему от курения дается награда ТЬ1СЯЧУ рублей2... Мотивационное давление будет довольно сильное, и, роятно, я отстану курить или, по крайней мере, допустим, что я ^ станУ курить. Не курю сегодня, завтра, целый месяц, год и т. д. g Рашивается, что будет дальше со мной? Изобразим кратко процесс. еРвые дни тенденция к курению у меня будет, несомненно, очень веннойМ этом: Гюйо Ж. М. История и критика английских учений о нравст- "Ринц„ТповСпб ' Где читатель найдет глубокую критику всех указанных ния, п^РИМер' как видно, не далекий от действительности. Все запрещения куре- и китайЯНСТ~Ва и т' практикуемые в гимназиях и в училищах, с одной стороны, Ин°е каСКИИ закон' запрещающий употребление опиума, — с другой, суть не что к Разновидности этого примера. сильной, но затем с некоторыми неровностями она будет постепен падать и становиться тем слабее, чем больше проходит времени. Чей некоторое время (обычно месяца через три или четыре) эта тенденц^3 ГЛПГМ/Г плитм upuptjpt Fptih ПЛПУРТНи итл СТ UP vvnin ^ TIГТГЖ 1 Л и если через 10 лет самый закон будет уничтожен, буду ли я курит/«> Вероятно, нет, если знаю вред табака и если никаких потрясений ' мной не будет. 0 Как раньше курение было привычкой, так теперь для меня некурени благодаря долговременной дрессировке превратилось в привычку и из "несвойственного" мне поступка превратилось в нормальный. Значит вследствие достаточно продолжительного и успешного мотивационного давления кар и наград может быть уничтожен в поведении индивида ряд актов... И наоборот, если мы допустим, что закон не запрещал, а приказывал курить, то тогда через 5—10 лет действие курения для некурящего стало бы привычкой и продолжало бы существовать как "естественный акт'4 даже и тогда, когда исчезла бы вызвавшая его причина, то есть уничтожен был бы данный закон. Пример с курильщиком может служить прототипом всех остальных. Известно, что англичане в некоторых своих колониях, где сохранилась еще кровная месть, под страхом наказания запретили ее. Что получится из этого? Если мотивационное действие кары будет достаточно сильно, то в первое время будут воздерживаться от мести под давлением кары. В дальнейшем при достаточном числе повторений этого воздержания оно само станет привычкой и не нужно будет никакого закона и кары, чтобы это воздержание продолжало существовать. Раз оно стало привычкой — всякое давление излишне, и закон будет уничтожен. В истории известны факты, где мы видим, как свободный вначале народ, подпав под чужое иго и вынося это иго вначале только благодаря строгим карам и наградам, потом привыкал к нему и постепенно делался "рабом по привычке" или "природным рабом". Долгая дрессировка постепенно вытравила из него свободную душу и мысль о собственном достоинстве и превратила в раба, для которого уже не нужны карательные законы, чтобы повиноваться капризам деспота: он уже по природе своей стал холопом, и повиновение стало его потребностью[75]. Факты военной дрессировки дают немало аналогичных случаев. Вся- вероятно, известны "принципы и методы" военной дрессировки. Если КОМУ' попавший в солдаты деревенский парень стоит не прямо и ходит Т0ЛЬдюже, пускаются в ход с педагогическими целями насмешки ("что Не^о -го выпятил"), ругань, удары, и в результате этого получается "бравый ПУ[76] " т" "грудь колесом", "руки по швам", "глазами ест начальство" и т. д. tfobi и награды в совокупности переделывают весь облик солдата,олученная выправка продолжает сохраняться (особенно у николаевских И теранов) даже и тогда, когда она уже не нужна, то есть по выходе в отпуск. 36 Подобно этому и ряд других актов, например честность, вежливость, орошие манеры и т. д., вначале совершающиеся лишь под влиянием кар и наград, при продолжающемся давлении их и при достаточном числе повторений становятся "привычными" и делают излишней всякую санкцию... Во всех этих случаях мы видим, что при достаточном втянии и продолжительности давления санкций акты, совершавшиеся в первоевремя лишьблагодаря мотивационному действию кар и наград, в дальнейшем начинают выполняться уже без их давления, по привычке, и наоборот, воздержание или терпение какого-нибудь акта (например, деспотизма), вначале возможное только благодаря санкциям, потом делается "нормальной привычкой" и выполняется спонтанно... На этом же принципе базируется и дрессировка животных. Я не буду приводить дальнейших примеров дрессирующего влияния кар и наград. И из сказанного ясно, что они играют ту же роль, какую играет веревка, которой привязывается дерево к прямому колу, заставляющая кривое дерево держаться прямо. Пройдет достаточно времени, и веревка будет излишней: дерево "привыкнет" само быть прямым1... Во всех этих случаях кары и награды, в соединении с повторением и рикошетным влиянием его на психику, являются той магической силой, которая трансформирует наши нравы, наше поведение, наши привычки и вообще всю нашу жизнь.
|