В этом случае эволюция групповой жизни была бы похожа на роту марширующих солдат, которые хотя и двигаются вперед, но порядка и стройности в этом движении не нарушают.
Таково второе условие, при котором было бы понятным сохранение допущенного нами консенсуса в понимании норм поведения у всех членов группы. Но ясно, что ни то, ни другое условие в действительности никогда не даны. "Статическое" состояние ни для какой группы невозможно. Сам факт жизни в группе и взаимного общения ее членов между собою, как будет показано ниже, чисто механическим путем вызывает непрерывные изменения в жизни группы. Не менее невозможным является и второе условие. Моментальная, одновременная и тождественная смена шаблонов поведения у всех членов группы не только в древних обществах, но и в современных обществах почти не дана, хотя последние и имеют в этом отношении ряд преимуществ по сравнению с древними обществами. Раз это так, то спрашивается, как же возможна эта относительная бесконфликтность внутригрупповой жизни! В силу сказанного ясно, что почти всегда в любой группе есть и должны быть "отщепенцы", инако- верующие и инакомыслящие, чем другие, верующие и мыслящие согласно официальным шаблонам поведения группы. Спрашивается, почему же поведение этих двух групп не всегда сталкивается друг с другом? Вот здесь-то и выступают кары и награды и их мотивационно- Дрессирующее влияние. Каждая социальная группа всегда имеет в своей среде "инакомыс- Ляи4их'\ то есть преступников, но не все "инакомыслящие" реализуют вой противообщественные" нормы должного поведения. Напротив, плошь и рядом эти отщепенцы, несмотря на конфликт своих представши "должного" поведения с представлениями другой части группы, т?Мы которой и являются официальными нормами группового поведено**? СПлошь и рядом ведут себя не согласно своим убеждениям, а соГлас- пко "официальным". Подобное противоречие убеждений и посту- в вызывается нн чем иным, как давлением кар и наград, исходящих ос^РУгой части социальной единицы. Только кары и награды могут (то QHoeumb их от исполнения актов, требуемых их моральным сознанием поверь представлениями должного, запрещенного и рекомендованного 0тШеп НИ50' Если бы их не было, то не было бы ничего, что помешало них неСНЦаМ вести се^я согласно своим нормам поведения, а значит, без возможно было бы и бесконфликтное состояние замиренной груп Именно кары и награды, а не что иное заставляли и заставляю таких отщепенцев делать то, что они считают по своим убеждениям запрещенным и преступным делать, воздерживаться от тех актов, воз! держания от которых не требует их моральная совесть, и терпеть то, что без кар и наград они не стали бы терпеть... Мотивационное давление санкций являлось здесь тем рычагом, который поддерживал бесконф. ликтное состояние группы, заставляя отщепенцев вести себя согласно требуемым "официально" шаблонам поведения, шаблонам, противоречащим их собственным нормам должного поведения. А по мере того как под влиянием мотивационного давления они все чаще и чаще выполняли эти "противоестественные" для них поступки, по мере того начинало действовать дрессирующее влияние санкций в связи с рикошетным действием акта на психику, в результате чего отщепенцы и инаковерующие превращались в "единоверующих", в "истинных сынов своей группы" забывая свои нормы и впитывая в плоть и кровь требуемые карами и наградами шаблоны поведения. Следовательно, наш ответ на вопрос: как возможно бесконфликтное и мирное взаимоотношение членов группы друг к другу при наличности конфликтного состояния их норм должного поведения? — гласит: оно возможно благодаря соединенному действию мотивационного и дрессирующего влияния кар и наград. Это они виновники того, что поведение индивидов принимает формы, не конфликтные друг с другом, и взаимодействие их происходит без значительных трений. Если бы, например, в России, где шаблоны "должного" поведения фиксированы в "Своде законов", вдруг уничтожены были бы все санкции, как положительные, так и отрицательные, как исходящие от государственной власти, так и от общественного мнения, — то можно себе представить, какая пертурбация произошла бы в междуиндивидуальном поведении членов государства: бесконечно возросли бы убийства, так как многие не убивают других не потому, что акт убийства для них противен, а из боязни кары; соответственным образом повысилась бы и цифра других преступлений против личности; участились бы кражи играбежи; нападения на банки и на казначейства, так как многие не крадут и не грабят опять-таки лишь из боязни наказания; масса должников отказалась бы от платежей; "свобода слова" приняла бы своеобразные формы; тысячи людей, не надеясь на награды, бросили бы службу или стали бы ее вести недобросовестно; тысячи студентов перестали бы учиться, так как учениене давало бы прав и дипломов, и вообще, выражаясь языком Ману, "ворона стала бы клевать жертвенный пирог, асобака стала бы лизать жертвенные снеди и не осталось бы ни укого собственности, низшие захватили бы места высших"[81]. Одним словом, характер внутригруппового взаимодействия совер шенно изменился бы и изменился бы в сторону повышения конфликтов и борьбы. Старого шаблона поведения стала бы держаться лишь часть подданных, которые "законно" поступали не только за страх, но и за совесть. Другая же часть, которая, несомненно, имеется, круто переменила бы свое поведение в том направлении, которое диктуется ей ее моральнми убеждениями. Кары же и награды, как государственные, так ственные, долженствующие наступить в случае поведения, не и обшс ^ шаблоном, требующим кар и наград, — являются той согласн силой, которая сначала (благодаря мотивационному дейст- магиче^ живаех индивида от "преступлений" и подталкивает на "по- затем и чуждые ему вначале акты и поступки делает органичес- дряги ~ственными (дрессирующе-рикошетное влияние кар и наград). кИ CR°o6iue говоря, как только в социальной группе появилась гетеро- сть понимания должного взаимоотношения между двумя или генН° м числом ее частей, выходом из этого положения могут быть боль ^ основных способа: А). Первыйвозможный исход тот, что группа может распасться ' иди большее число частей... Часть членов с одними шаблонами на Соотношений отделится от другой, имеющей также одинаковые ВЗаблоны. Конкретныйпример такого исхода дает Библия: "И был спор ШеждУ пастухамискота Аврамова и между пастухами скота Лотова.Й сказалАврам Лоту: Да не будет раздора между мною итобою,имежду пастухами моими ипастухами твоими; ибо мы родственники. Не вся лиземля перед тобою? Отделись же от меня. Если ты налево, то я направо;а если ты направо — то я налево... И избрал себе Лот всюокрестностьИорданскую, идвинулся Лот к востоку. И отделились они друг отдруга. Аврам стал жить на земле Ханаанской, аЛот стал жить в городахокрестности ираскинул шатры до Содома"[82]. Дальнейшимипримерамиэтого исхода могут служить, например, эмиграция квакеров из Англии в Америку, удаление плебеев на Священную гору, разделениекрестьянскойсемьи на две из-за взаимных ссор ит. д.Разновидностями этого исхода может служить и ряд других явлений, бывших и существующих еще и теперь. Сюда относится, до известной степени, изгнание одного илиряда членов из группы. Остракизм, русское изгойство, кавказское абречество и т. д. ивообще удаление ряда членов из группы (добровольное или принудительное), поведение которых не совпадает с поведением остальных, — все это разновидности данного исхода. Б). Таков первый возможный исход. Разновидностью его служит борьба на жизнь и на смерть между частями группы, шаблоны поведения которых противоречат друг другу... Сюда же относятся и столкновения двух обществ с различными шаблонами поведения. Результатом этой борьбы может быть полное уничтожение одной из враждующих сторон.
|