Студопедия — СоцйалЛЮс!РиРовать сказанное излишне, ибо любая история любой ЬН0Й группы есть сплошная иллюстрация изложенных положений.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СоцйалЛЮс!РиРовать сказанное излишне, ибо любая история любой ЬН0Й группы есть сплошная иллюстрация изложенных положений.






^17 М более подробно об этом: Bauer A. Essai sur les revolutions. P., 1906. P.

S 3. Внегрупповая роль кар и наград

Начнем и здесь с констатирования фактов. Всякому человеку, Нем го знакомому с историей, известен тот факт, что история человечес?0* представляет картину постепенного расширения замиренных con* льпых кругов. На начальных стадиях здесь нам не дано широких сон!!а~ льных единиц. Общежительные союзы здесь малочисленны и обнима всего от 40 до 1000 членов... По вычислениям Сатерланда, обществ низших "дикарей" состоят в среднем из 40 человек, средних высших — 360; общества "варваров" уже более многочисленны, среди число для низших "варварских" обществ равняется 6500 членам, средн^ — 228 тысячам, высших — 442 тысячам. Общества же "цивилизованных" народов уже далеко оставляют по своей численности предыдущие обще ства. Число индивидов низшего цивилизованного народа дает в среднем цифру 4200 тысяч, среднего — 5500 тысяч, высшего — 24 миллиона Наконец, общества "культурных" народов, начинаясь с 30 миллионов доходят теперь, как мы знаем, почти до 200 миллионов[83].

Из этих цифр ясно видно постепенное расширение социально зами­ренных и солидарных общественных кругов. Не нужно думать при этом что это расширение совершилось исключительно путем разрастания каждой группы, что замиренная среда в 100 миллионов членов получи­лась из группы в 40 человек, расширившейся путем простого размноже­ния на почве полового общения. Нет, расширение происходило не путем размножения одной группы, а главным образом путем слияния двух или большего числа групп в одну.

Указав на этот факт, я обращу внимание читателя еще и на другой, а именно на то, что на первых стадиях развития между группами существовала непримиримая вражда и постоянный антагонизм. Слово чужеродец (hostis) было синонимом врага (hostis), которого должно было убить. Все "чужаки" были врагами, которых необходимо было уничто­жать. Иначе говоря, все "чужаки" были самыми "опасными и нетерпимы­ми преступниками", которых следовало наказывать самым нещадным образом. Отметив это, теперь я ставлю вопрос: как возможно было это расширение замиренных социальных кругов? Как возможно это слияние абсолютно враждебных групп в одно солидарное социальное единство?

Могут на это ответить, что оно достигалось путем договора, путем мирного соглашения. Этот ответ, приложимый отчасти к таким союзам, как новейшие федерации Американских Соединенных Штатов, Швей­царии и Германии, в приложении к древним обществам был бы наивным и неверным. Мирное соглашение возможно только теперь, да и то еше под угрозой штыков и пушек. Для древности же оно было почти невозможно... Только теории, исходящие из принципа договора (Руссо» Гоббс и др.) и из принципа полного рационализма человеческого поведе­ния, содержали подобное представление. Но эти теории, как буД показано ниже, совершенно наивны и неверны. А потому и "теоря* договоров" не соответствует фактическому положению дела...

Единственно возможный ответ на поставленный вопрос гласит: р* ширение социально-замиренных кругов было возможно лишь благоД ^Р соединенному мотивационно-дрессирующему влиянию наград и нака_ ний. Без этих рычагов подобное расширение сферы "мира" на ДРевй^£ а отчасти еще и на современных ступенях развития немыслимо и нев

Вполне прав Штейнмец, когда говорит, что в древности "безМО*» йВНОстинемыслимо никакое расширение группы"1. аГре£оРОТКО говоря, и здесь социальная роль кар и наград заключалась

Ании, расширении и укреплении круга солидарности, в c0^r.dK совершалось обычно слияние групп? Путем войн. А что такое w а? Коллективное наказание одной группы другою. Что служит ее воин ом? ^енадлежащееповедение другой группы, иначе говоря, пре- П°Впное поведение ее. Это преступное поведение, выражающееся в конеч- сгУ счехе в том, что одна группа не исполняет того, что она должна яла бы исполнять с точки зрения другой группы (не исполняет ееебований),квалифицируется как запрещенный акт и вызывает кара­ульную реакцию, именуемую войною. Каков же был тот механизм, благодаря которому возможным становилось слияние воюющих группассимиляцияпобедителем побежденного? Когда один народ (особенно в прошлом) при столкновении побеждал другую общественную группу, то ассимиляцияпобедителем побежденного в большинстве случаев сове­ршалась не в силу добровольного подражания, а подражания вынужден­ного: нравы, обычаи, законы и институты народа-победителя усваива­лись побежденным народом не без давления кар и наград. Исключитель­но благодаря этому давлению в первое время побежденные выполняли предписания иобычаи победителя; но, повторяя много раз предписан­ные шаблоны победителя, побежденные незаметно привыкали к ним и после достаточного числа повторений эти вначале чуждые шаблоны теряли постепенно характер чуждости и становились "своими", для исполнения которых уже делались излишними всякие кары и награды.

Добровольное подражание здесь играло лишь частичную роль, осо­бенно же в древние эпохи, когда один общественный круг противостоял другому как непримиримо враждебная единица. Круг А и круг В, столкнувшись друг с другом, могли ассимилироваться и заставить один другого усвоить свои нравы, обычаи и воззрения юлько при условии беспощадных кар и крупных наград. Эти рычаги заставляли вначале побежденных подчиняться шаблонам сильнейшего; но потом благодаря дрессирующему (и рикошетному) влиянию повторения и привычки неза­метно 'неестественные" акты стали "естественными" и ассимиляция этих двух кругов была достигнута. Если бы не было этого фактора при столкновении двух групп, из которых каждая смотрит на другую с нена­вистью и презрением, го никакое подражание не могло бы вызвать ассимиляцию и было бы совершенно бессильно. А ведь такими фактами полна человеческая история, и нужно ли поэтому подчеркивать громад­нейшую роль совокупного действия мотивационного и дрессирующего влияния кар и наград... Можно смело сказать, что если бы не было этих факторов, то сомнительной была бы возможность роста социально °лидарных кругов и весь ход человеческой истории был бы иным.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 354. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия