ОДНоВГ6^ в эгих случаях поведение человека напоминает весы, на с°вестгЧаШКе котоРых лежит "груз" поведения, диктуемого моральной
вгью данного человека. кладет1ех слУчаях, когда (при совпадении поведения) груз санкции ет Др * На эту же чашку, понятно, что чашка еще больше перетягива- На друУ°" К(>гда груз (одной и той же кары или награды) кладется ВНиМаниУК) чашкУ (ПРИ случае противоречия), то (принимая во е неизменность кары или награды) перевес той или иной чашки зависит исключительно от степени устойчивости естественн поведения. °г° Конкретными примерами указанных различных случаев может CjTv жить ряд фактов. Если я с любовью и без всякого давления что-нибу делаю, например изучаю что-нибудь или помогаю кому-нибудь, то пп^ условии награды за это я это буду делать еще усерднее... Если, допустщи что для меня морально-обязательным является убийство того, кто мен оскорбил (кровная месть, рыцарская и военная честь), то тем больцГ будет мотивов сделать это, когда за убийство я буду так или иначС вознагражден или за терпение оскорбления не буду наказан. Но иной ууЛ будет степень давления кары или награды, когда этот естественный для меня акт запрещен под угрозой смерти или когда за терпение оскорбления я буду вознагражден в этом или в том мире. (Например, занебесная санкция Нового завета.) Здесь уже обе силы направлены не в одну а в противоположные стороны. Они сталкиваются. Возникает так называемая борьба мотивов, и исход борьбы зависит (при условии неизменности кары или награды) единственно от устойчивости актов, диктуемых "морально-должными" убеждениями. Если они устойчивы — то кара и награда бессильны. Примером этого исхода может служить тот дикарь, который бледнел и худел от того, что ему под страхом смерти было запрещено мстить его оскорбителю. С одной стороны, здесь "долг" отмщения требовал мести, с другой — санкция в виде смерти требовала воздержания. И все же в конце концов первая тенденция победила давление кары, дикарь исчез и через некоторое время возвратился веселый, убив своего врага. Антигона, хоронящая труп своего брата (поведение, диктуемое ее "совестью"), несмотря на угрозу смертью за это, — второй пример победы поведения, диктуемого морально-правовыми убеждениями, над поведением, требуемым карой[73]. Христианские мученики, исповедующие своего Бога, несмотря на пытки и казни, революционеры, продолжающие свою борьбу, несмотря на те же кары, всякий человек, исполняющий свой долг в ущерб своим интересам и так или иначе караемый за это исполнение своего долга (так как за неисполнение его он мог бы быть награжден), — все это примеры победы "морально-должного" поведения над поведением, требуемым давлением санкций. Тех же случаях, когда давление морально-правовых убеждений' ководавлению кары или награды, — "борьба мотивов" принимает оД^а н0 интенсивный характер. Человек похож тогда на буриданова ° е не знающего,куда повернуть голову, потому что и по левую и по осла, сТОрону его находится сено. Давление с обеих сторон одинаково,стоит внерешительности. Тоже делается и с человеком при таких й °Ивиях. ' Быть или не быть" — вот знаменитая формула Шекспира, УсЛ(^жаК)Щая это состояние. Человек в подобном случае колеблется, невъ1?а идтили ему направо, или идти налево... Он будет, подобно Омлету, взвешивать мотивы и ничего не делать до тех пор, пока О-нибудьне нарушит этого равновесия. ЧТ Обширный класс людей, приносящих свой "долг" в жертву тем или м вЫгодам, дает ряд фактов, иллюстрирующих третий исход, то есть победу поведения, диктуемого карой или наградой, над "должным" поведением. И здесь, конечно, когда соответствующие убеждения устойчивы победапервого над вторым не обходится без мук совести и борьбымотивов.Прекрасную художественную иллюстрацию этого исхода представляетМакбет Шекспира. Весь трагизм состояния Макбета состоит не в чем ином, как встолкновении поведения, требуемого "совестью" (долг подданного неубивать короля-благодетеля Дункана), с поведением, требуемым наградой, состоящей в славе и королевской власти. Моральные убежденияего говорят,что он должен охранять короля и не должен его убивать;наградноедавление требует противоположных актов. Отсюда трагизм.
|