После всего сказанного можно утверждать, что действие подобных религиозных санкций несомненно для того, кто в них убежден или верует[72].
Следовательно, основным условием мотивационного влияния подобных потусторонних санкций является убеждение или верование в реальность этих санкций и тех существ, от которых исходят эти санкции. Если индивид убежден в их непреложности — они будут действительны, если он убежден в их иллюзорности — они будут бессильны... А так как, в конечном счете, эта убежденность зависит от той или иной высоты научных знаний индивида, то отсюда следует, что действие или недействие подобных кар и наград зависит от характера знаний и высоты его, присущих данному индивиду. Но это еще не все. В этом отношении имеет значение не только самый характер убеждений, но и степень их устойчивости и интенсивности в переживании тех или иных лиц... Мы знаем пример, где люди, верующие в реальность этих санкций, под давлением других (земных) санкций часто нарушали правила, предписываемые первыми. Но наряду стакими "маловерами" мы знаем также личности, которые под влиянием давления занебесных санкций ни на шаг не отступали от требуемых ими правил при давлении самых огромных земных санкций. Чем же объяснить это различие? Занебесная санкция одна и та же, личности той и другой категории верят в их реальность, земная санкция, заставляющая нарушить "должный" шаблон поведения, может быть допущена одинаковой, а итог получается различный?.. Очевидно, что это различие может вытекать только из различной степени устойчивости или интенсивности этого убеждения. Чем сильнее убежден кто-нибудь в истинности, непрелож ности и справедливости "должного" поведения, требуемого занебесными МИ тем давление их будет сильнее, тем неуклоннее будет со- ^HICUHW требуемое ими поведение и тем недоступнее будет данная 6JI&J&J давления других (земных) кар и наград, требующих нару- личноСповедения, диктуемого занебесными санкциями. И наоборот, чем 0еяяя ^ стеПень устойчивости и уверенности, тем слабее будет влияние с бесных санкций и тем легче возможны отступления от диктуемого Ми поведения. Ввиду этого в вышеприведенном положении и подчеркнута, наряду ^ актером убеждения, интенсивность и степень уверенности в самой ^ложности санкций... „ „ Таков 1-й пример зависимости мотивационного влияния одной и той кары или награды от характера и устойчивости определенных научно-Же игиозно-моральных убеждений... Из этого примера видно, что здесь Р6 убеждения служат той стеной, которая защищает индивида от Сияния различных санкций. Но нет сомнения, что эти убеждения могут состоять не только из верований в существование потустороннего божества, которое требует надлежащего поведения, но "должное поведение" может диктоваться и собственными убеждениями данного лица. Ввиду этого можно формулировать более общее положение следующего характера, приложимое не только к морально-религиозным убеждениям, связанным с существованием божеств, а вообще к любому шаблону поведения, к любому "должному" поведению. В). Степень мотивационного влияния одной и той же кары или награды зависит от того, насколько поведение, требуемое ими, совпадает или противоречит тому поведению, которое данный индивид считает "должным"и "справедливым": в случае совпадения требуемого и "морально-должного " (по убеждению данного лица) поведения это влияние больше, чем в случае нейтрального отношения требуемого поведения к "должномув случае нейтрального отношения больше, чем в том случае, когда требуемое поведение противоречит "должному"; при достаточной интенсивности и устойчивости "должного" поведения влияние награды может совершенно парализоваться силой этого "должного" поведения. В случае равновесия давления "должного" импульса и санкции индивид будет колебаться между двумя требуемыми поведениями. В случае неустойчивости "должного" поведения оно может быть побеждено поведением, требуемым давлением награды. То же относится и к наказаниям. Одна и та же кара тем сильнее влияет на поведение человека, чем более совпадает требуемое ею оведение с поведением, диктуемым совестью данного человека. В случае ^нфликта двух поведений победа зависит от устойчивости и ин- ст*Сивности "должного" поведения: это поведение может быть на- °«*о устойчивым, что никакая кара, даже смерть, не может оНоаиять на него; но оно может быть и более слабым — тогда давг/Ступшп место поведению, требуемому карой. При их равном поведещ ин^иви^ будет колебаться между двумя противоположными
|